UA / RU
Поддержать ZN.ua

САМОУБИЙСТВО ПРИ СОДЕЙСТВИИ ВРАЧА В США

В американском штате Орегон закон о медицинском самоубийстве был принят еще в 1994 году, но вступил в силу лишь с ноября прошлого года, после ожесточенных судебных разбирательств по поводу его отмены...

Автор: Оксана Приходько

В американском штате Орегон закон о медицинском самоубийстве был принят еще в 1994 году, но вступил в силу лишь с ноября прошлого года, после ожесточенных судебных разбирательств по поводу его отмены. Противники принятия этого закона утверждали, что начнется массовое паломничество неизлечимо больных людей в единственное пока на Земле место, где процедура эвтаназии может быть проведена с соблюдением всех юридических формальностей. Однако пока что ничего подобного не произошло, и первое официальное сообщение о случае медицинского самоубийства появилось в американской прессе лишь 27 марта. Правда, с учетом права сохранения врачебной тайны утверждать, что это действительно первый такой случай, было бы опрометчиво, так как официальные представители службы здравоохранения штата обязались опубликовать данные лишь после регистрации 10 таких случаев, и то, что такого сообщения в прессе пока еще не было, не исключает возможности осуществления единичных актов этой процедуры. Сообщения же о данном случае медицинского самоубийства были обнародованы с согласия родственников умершей, правда, при условии сохранения ее анонимности. Известно лишь, что это была восьмидесятипятилетняя женщина, у которой был обнаружен рак груди. По мнению врачей, жить ей оставалось не более двух месяцев, при этом у нее возникли проблемы с дыханием, не говоря уже о сильных болях. Записав на магнитофон свои слова о том, что она ждет освобождения от невыносимой тяжести, женщина приняла смесь барбитуратов с бренди и умерла спустя 30 минут.

Согласно закону штата Орегон правом на медицинское самоубийство может воспользоваться неизлечимо больной человек, в отношении которого как минимум два врача сделали вывод о том, что жить ему осталось не более шести месяцев. В этом случае пациенту может быть выписана летальная доза барбитуратов или каких-либо других оральных медикаментов, но не менее чем по истечении 15 дней с момента принятия пациентом решения. Врачам не разрешается самостоятельно давать смертельный состав. Они не обязаны получать предварительное одобрение вышестоящих инстанций для выписывания подобного рецепта, но затем должны заполнить специальный отчетный бланк, который допускает сохранение анонимности.

Лидер орегонской группы «Право на жизнь» Гейл Эттеберри выступил с заявлением о том, что день первого официально зарегистрированного медицинского самоубийства стал горьким днем в истории человечества. В то же время Хана Дэвидсон, руководитель Орегонского правозащитного и образовательного центра организации «Право на достойную смерть», отметила, что принятый в ноябре прошлого года закон о легализации медицинского самоубийства действительно заработал.

Осторожность и нерешительность врачей и юристов, призванных решить проблему легализации эвтаназии, вполне понятны и оправданы. Но так же понятны и оправданы истории жизни людей, отдавших все свои последние силы борьбе за право достойно умереть. Всего лишь две недели назад по испанскому телевидению были показаны фрагменты видеозаписи самоубийства Рамона Сампедро. 29 лет назад 25-летний моряк повредил себе шейные позвонки во время несчастного случая. Врачи подтвердили, что он на всю жизнь останется полностью парализованным. В течение многих лет Рамон всеми силами добивался официального признания его права на смерть и даже написал об этом книгу, держа карандаш в зубах, тем не менее легализации эвтаназии ему добиться не удалось, и 12 января он перед домашней видеокамерой выпил через соломку смертельную дозу раствора цианистых соединений, предварительно заявив: «Когда я это выпью, я наконец-то освобожусь от самого унизительного рабства: быть живой головой, прикованной к мертвому телу».

Несчастные случаи, смертельные заболевания… Но ведь есть еще один аспект, который и делает проблему легализации эвтаназии такой актуальной: население развитых стран мира неуклонно стареет, и вместе с тем повышается процент людей, страдающих старческим слабоумием. Неприятие самоубийства в любом виде особенно характерно для верующих людей, и тем более впечатляюще прозвучали слова послушниц Норт-Дамского монастыря, которые принимают активное участие в комплексной медицинской программе по изучению этой патологии. Все они признали, что смерти не боятся совершенно, но зато очень боятся потерять рассудок. Хотя это и не очень-то приветствуется церковью, но все они завещали свои тела медицинскому центру, с которым сотрудничают уже длительное время. Средний возраст этих послушниц превышает 80 лет, и они ухаживают за пациентами, страдающими старческим слабоумием. В прошлом послушницы этого монастыря преподавали историю искусств и музыку, писали глубокие философские трактаты и талантливые литературные произведения. А сейчас они каждый день молят Бога, чтобы Он ниспослал им смерть и избавил от слабоумия. А затем идут на регулярные медицинские обследования, на которых все хуже и хуже справляются с предлагаемыми им задачами: установить на определенное время будильник, распечатать пластиковую упаковку, разменять бумажную купюру мелкими монетами…