UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕЦЕПТ НА ЗДОРОВЬЕ

Знаете ли вы, что, обратившись в поликлинику или, не дай Бог, попав в больницу, вы можете стать объектом исследований такой интересной науки, как медицинская социология?..

Автор: Валентина Гаташ

Знаете ли вы, что, обратившись в поликлинику или, не дай Бог, попав в больницу, вы можете стать объектом исследований такой интересной науки, как медицинская социология? Я, например, не имела об этом ни малейшего понятия, пока не согласилась на предложение социологов ответить на вопросы специальной анкеты.

Но сначала о самой науке, которая в качестве самостоятельного направления начала складываться сравнительно недавно, в пятидесятые годы XX столетия. Ее основоположник немецкий ученый Карл Штраус предложил рассматривать медицину как социальный институт, то есть во взаимосвязи с другими структурами общества. По его мнению, социальные условия, культура, мораль, традиции и уровень развития самой медицины очень сильно влияют на представление, что такое здоровье, что такое болезнь, чего нужно ждать от врача и какими должны быть сами медицинские учреждения. Другими словами, скажи мне, какова медицина, и я скажу, каково общество. Итак, вот каковы были вопросы анкеты.

— Что, по-вашему, нужно лечить — конкретную болезнь или весь организм в целом?

— Нужно ли, на ваш взгляд, более активно использовать для лечения естественные факторы среды или достаточно медикаментозной терапии?

— Должен ли врач, по-вашему, быть активным участником лечебного процесса, а пациент пассивным? Или они должны быть равноправными партнерами?

— Нужно ли здоровью обучать, то есть должен ли, на ваш взгляд, каждый член общества иметь представление о биологических законах управления организмом и владеть методами их использования?

Не правда ли, новые и необычные для нас, пациентов, вопросы. Оказывается, они содержат основные положения здравоохранения нового типа, которое специалисты называют саморегулятивно- профилактическим. Созрело ли для этого наше общество — и врачи, и пациенты? Ответ на этот вопрос живо интересует сейчас социологов. Ведь хотите вы этого или нет, но мы все живем в эпоху смены медицинской парадигмы, когда подвергается переосмыслению содержание даже таких обыденных понятий, как «здоровье» и «болезнь».

— В сущности, в ходе развития общества в целом и в процессе развития медицинской науки в частности эти понятия меняются непрерывно, — говорит кандидат наук, доцент государственного университета Татьяна Иванова. — Так, вплоть до XIX века европейским странам было присуще понимание болезни как отклонения от нормы. Здоровье трактовалось как некое усредненное состояние — недугом считалось все, что выходило за пределы обыденного. Такая точка зрения привела, в частности, к тому, что болезнью стали считать даже гениальность, так как она не относится к средним показателям. Ярким выразителем этой идеи был, как известно, Чарльз Ламброзо.

Начиная с XIX и примерно до середины XX века наступил так называемый новый период, когда болезнь начинает трактоваться как совокупность симптомов. Тогда же ученые ввели такое важное понятие, как «пограничное состояние между здоровьем и болезнью». В этом случае они выступают в качестве крайних полюсов, между которыми располагается целый ряд переходных этапов.

Для нынешнего времени характерна тенденция рассматривать здоровье как меру вероятности возникновения заболевания. Соответственно, снимается жесткая альтернатива — норма или патология. А больной изучается в совокупности всех условий его жизни, что дает возможность принимать во внимание не только чисто биологические предпосылки заболеваний, но и целый ряд социальных, в том числе экономических и культурных. Как известно, по данным ВОЗ, возникновение и развитие заболеваний у человека на 60% зависит от его образа жизни.

Судя по появлению первых признаков моды на имидж здорового и успешного человека, это обстоятельство начинает осознавать все большее количество народа. Медленно, но неотвратимо формируется социальный заказ на изменения основных принципов здравоохранения. Сейчас болеть не просто очень неприятно, сейчас болеть очень дорого, невыгодно и непрестижно. Люди хотят не лечиться, они хотят, чтобы специалисты помогли им сохранить и улучшить здоровье. Согласитесь, это разные вещи.

Тем не менее и поныне основной упор в медицине делается на лечение уже возникших болезней. Мы все знаем, что существуют такие определения, как «прекрасный хирург», «замечательный терапевт», «тонкий диагност». Но что-то ни разу не пришлось слышать что-то подобное о медиках, которые занимаются профилактикой. Я даже не знаю, как сказать — «талантливый профилактер», что ли? Как говорят социологи, в нашей стране господствует старая, так называемая гиппократовская модель медицины, которая зародилась в те далекие времена, когда бичом человечества были эпидемические заболевания. Для их быстрого и эффективного лечения действительно нужны были лекарственные средства.

Сейчас этот подход все чаще дает сбой. По мнению специалистов, это связано с несколькими причинами. Во-первых, гиппократовская модель основана на локальном видении человека, вне обстоятельств его жизни. Во-вторых, она не принимает во внимание законы саморегуляции организма. Не учитывает и тот факт, что загрязнение окружающей среды в наше время приводит к загрязнению внутренней среды организма, поэтому введение лекарств в еще большей степени ослабляет иммунные силы. К тому же появились качественно новые болезни, для лечения которых нужны усилия всего организма.

Сейчас закладывается ориентация на такую медицину, когда человек в большой мере должен сам брать ответственность за свое здоровье. А специалисты должны помогать ему в этих усилиях предупреждать развитие болезней. Ведь профилактический подход в значительной степени меняет статусно-ролевые отношения в медицине. Сейчас мы приходим в поликлинику, когда уже совсем «припечет», и начинаем играть традиционную роль «больного». То есть излагаем свои жалобы, покорно сдаем анализы, принимаем выписанные врачом лекарства и пользуемся освобождением на время болезни от исполнения трудовых обязанностей. Врач, в свою очередь, играет свою роль, то есть покорно выслушивает, направляет на анализы и выписывает кучу лекарств.

В будущем все должно выглядеть совершенно иначе. Люди не будут доводить себя до болезни. Участковый или семейный врач, не так важно, как он будет называться, станет надежным партнером в таком суперважном для личности деле, как сохранение и упрочнение здоровья. Зная организм пациента, он будет тщательно подбирать наилучший для него пищевой режим, подскажет, какие именно показаны витамины, посоветует подходящий вид закаливания, сам продемонстрирует комплекс необходимых физических упражнений. А рецепты будет выписывать примерно такие: холодный душ — каждое утро, голодание — 2 раза в неделю по 36 часов, хождение по траве босиком — сколько захочется, и никакой жареной картошечки.

Вы готовы к такой медицине? А ваш участковый врач?