Целая серия шумных скандалов, разразившихся в Америке из-за побочных эффектов нескольких сверхпопулярных фармацевтических препаратов, заставила Управление по контролю над качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов (FDA) вплотную заняться регулированием медицинской рекламы. Как показали результаты опроса, проведенного Kaiser Family Foundation, 51 процент американцев поддерживают ужесточение ограничений на рекламу лекарств в неспециализированных СМИ. В 2000 году этот показатель составил всего лишь 37 процентов. Определенная часть населения США и вовсе требует полного запрета на подобную рекламу, и Конгресс планирует в ближайшем будущем рассмотреть этот вопрос. А пока FDA готовит рекомендации по данной проблеме.
Собственно, само появление фармацевтических блокбастеров стало возможным только после того, как в 1997 году произошла некоторая либерализация рекламного законодательства, особенно в отношении телевизионной рекламы. С тех пор рекламные бюджеты фармацевтических корпораций достигли рекордных показателей. Так, Pfizer в прошлом году потратил на рекламу одного только Celebrex 118 млн. долл., а Merck на рекламу Vioxx — 71,8 млн. В этом году совокупный рекламный бюджет фармацевтических компаний в Америке оценивается в 3,8 млрд. долл. При этом в некоторых странах, в том числе на территории Европейского Союза, прямая реклама лекарств потребителям вообще запрещена.
Пока что FDA намерена бороться не с рекламой вообще, а с недобросовестной подачей информации. Отныне фармацевтам придется в рекламных роликах сообщать не только о преимуществах, но и недостатках новых препаратов. Более того, случаи неоправданных рекламных обещаний в отношении лекарств будут караться особенно сурово.