Пошел второй год эксперимента по реформе здравоохранения в трех «пилотных» регионах страны. Винницкой области (совместно с Донецкой и Днепропетровской) выпала участь «обкатать» на практике проект реформы этой социально значимой (и уязвимой) отрасли. С начала текущего года в экспериментальных регионах должна была заработать реструктурированная первичная медико-санитарная помощь - амбулатории семейных врачей и консультационно-диагностические центры. В Винницкой области прошло объединение лечебных учреждений первичного звена под единым руководством центра первичной медико-санитарной помощи. И состоялась (а в областном центре только началась) реорганизация участковых больниц в амбулатории общей практики (семейной медицины).
Кабинеты семейных врачей начали принимать пациентов уже в прошлом году, но их пока недостаточно. Амбулатории семейной медицины созданы на базе ФАПов, где обслуживалось более 1000 человек. Сегодня в области по принципу общей практики (семейной медицины) работает 618 врачей, а нужно еще 250. Вряд ли нехватку семейных врачей в селах области компенсируют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), на Виннитчине их пока осталось 933.
- В села, куда не ступала нога врача, теперь выезжают семейные доктора, и все знают график приема, - убеждает начальник управления здравоохранения облгосадминистрации Лидия Диденко. - Кроме того, расходы на медикаменты для первичного звена увеличились в три раза за счет сокращения койко-мест в амбулаториях, уменьшилось дублирование услуг. Нам удалось улучшить материальное обеспечение лечебных учреждений сельской сети. Областная власть купила 51 автомобиль для сельской медицины, какое-то количество закупали на местах, но этого, конечно, недостаточно.
Вообще в каждом районе процесс реформирования происходит по-разному. В Литинском, например, не закрыли ни одного медицинского учреждения. В пгт Гнивань Тывровского района реорганизация участковой больницы вызвала недовольство местных жителей, и скандал докатился до депутатов ВР.
Областная власть обещает до 2013 года создать сеть амбулаторий общей практики (семейной медицины), максимально приближенных к местам проживания населения. Их количество должно достичь 280 (сейчас - 184). Также планируется доукомплектовать амбулатории семейной медицины автотранспортом.
Сам же областной центр в открытии кабинетов семейных врачей продвигается мелкими шажками. Пока на вопросы озадаченных мам малышей, которые числятся на участке, например, первой детской поликлиники, переехавшей в помещение бывшего «взрослого» гастроцентра, врачи разводят руками, мол, звоните в регистратуру и узнавайте куда - кому. Благо, что эти здания находятся недалеко друг от друга. Планируется, что в каждом из уже созданных центров первичной медпомощи будет работать ресепшен, где один врач и две медсестры будут принимать и направлять пациентов в кабинеты. К слову, интерес местной общественности именно к освободившемуся зданию первой детской городской больницы не праздный. Ведь оно является архитектурным памятником и находится в живописнейшем месте над Южным Бугом, просто «ласточкино гнездо».
А пока в новых помещениях «взрослой» больницы обживаются педиатры.
«Для нашего города необходимо 245 семейных врачей, - говорит заместитель винницкого городского головы Андрей Рева. - У нас таких, кто отвечает сегодняшним требованиям, может, человек пять. Для того, чтобы остальные соответствовали этим требованиям, у них должен быть стимул. Если врач работает за троих или пятерых, то и зарплату мы должны ему платить соответствующую, при условии, что он пройдет курсы, и мы будем контролировать его квалификацию. Значит надо создать систему, которая позволила бы через определенный промежуток времени получить такого профессионала. Разве это возможно сделать за считанные месяцы или за год?»
Вопросов больше, чем ответов. Например, многих волнует организация работы районных станций «скорой помощи». Предполагается, что все они будут подчинены единому центру в Виннице. Выехал врач или не выехал, есть у него «резина», бензин и куда он вообще поехал - в районах никто этого контролировать не будет.
И это далеко не все. Сегодня некоторые руководители городов и районов не согласны отдавать лечебные учреждения вторичного уровня (больницы) на баланс областной власти. Зачем это делается? И к чему приведет? Например, представителю одной из отдаленных, допустим, Песчанской, райбольниц для того, чтобы утвердить штатное расписание или решить другие вопросы, нужно будет ехать в областной центр. Насколько увеличится штат чиновников областного управления здравоохранения? Для чего тогда отраслевые управления райгосадминистраций?
Свое нежелание отдавать городские больницы выражает мэр Ладыжина Валерий Коломойцев. Городские власти Винницы тоже категорически против передачи муниципальных больниц под крыло обладминистрации. Понятное дело, частично теряется сфера влияния для городов и районов. Да, обидно. Тем более если раньше муниципальные власти немало вложили в реорганизацию медицины. И теперь, если вторичный уровень перейдет в область, то область будет тянуть пациентов на себя. В результате нескольких этапов переговоров вроде бы наверху согласились оставить больницы в распоряжении муниципальной власти Винницы, но при этом забрали 130 млн. грн. из необходимых на нужды медицины 200 млн.грн. Правда, обещали вернуть в виде субвенции из областного бюджета. Но обещать, не значит делать.
- Город - это самодостаточная структура, - говорит мэр Винницы Владимир Гройсман. - В ней должны быть и первичный, и вторичный уровни медицинской помощи, и больница скорой помощи, которую мы пять лет буквально по винтику собирали. И вообще немало интересных моментов происходит. Например, если раньше 75% подоходного налога от физических лиц оставалось в городском бюджете, то теперь остается ровно 50%. 25% налога изымается в областной бюджет. Мотивируется тем, что поскольку больницы переходят в область, то и часть денег тоже нужно забрать на их содержание. Мы анализировали структуру этих 25%. Получается сумма больше, чем нужно на обслуживание больниц. Эти средства вроде бы вернут в городской бюджет в виде субвенций.
Но еще больше будет страстей, когда начнут организовываться госпитальные округа. У областного руководства пока нет единого мнения по поводу их количества, рассматриваются варианты - от 18 до 21. Но это официальная версия. Из других источников просочилась информация, что их может быть всего пять или шесть. В области 27 районов. Уже не будет такого понятия, как ЦРБ, будут больницы планового лечения, интенсивного лечения, восстановительного лечения, хосписы. С количеством больниц интенсивного лечения местные власти должны определиться уже в этом году. Представляю себе радость беременных и их родственников, если окажется, что рожать надо будет ехать в соседний район. То же самое и с хирургической помощью.
На сегодняшний день существует опасение, что сейчас, как говорится, под шумок, может произойти дерибан больниц второго уровня (клинические, многопрофильные), потом всей Украине разрешат пойти по более легкому варианту реформы, а «пилоты» окажутся в проигрыше, потеряв ту медицину, которая имелась.
Хотя официальная Винница убеждает: то, что мы оказались в эксперименте, - очень хорошо, поскольку дает возможность разрабатывать варианты, а не следовать предписанному. Ведь ясно как божий день, что сельскохозяйственная Винницкая область с разветвленной сетью населенных пунктов - это одна ситуация. Донецкая - промышленная, с компактно проживающим населением -совершенно другая. И организация медицинской помощи в этих регионах объективно должна отличаться. Нам надо найти оптимальный вариант. А главное сделать то, что необходимо людям.