UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕФОРМА ИЛИ АНТИРЕФОРМА?

Недавно объединенные силы парламентской оппозиции польского сейма осуществили первую серьезную атаку против одного из министров нового правительства, созданного коалицией левых сил...

Автор: Владимир Павлив

Недавно объединенные силы парламентской оппозиции польского сейма осуществили первую серьезную атаку против одного из министров нового правительства, созданного коалицией левых сил. Фракции партий Гражданская платформа, «Право и справедливость», а также Лиги польских семей попытались выразить вотум недоверия министру здравоохранения Польши Мариушу Лапинскому. Правящая коалиция левых партий СЛД—СП—ПНП большинством голосов защитила своего министра, но дебаты по этой проблеме были столь острыми, что сам министр пообещал подать жалобу в парламентскую комиссию по вопросам этики на представителя ГП Эльжбету Радзишевску, которая зачитывала «обвинение», и подать против нее иск в гражданский суд. Правда, со временем на вопрос корреспондента «ЗН» «Подал ли министр в суд?» пани Радзишевска с энтузиазмом ответила: «Еще нет, но надеюсь, что подаст». Заинтересованность госпожи депутата вполне понятна, ведь в суде она смогла бы привести доказательства «вины» министра Лапинского, чего нельзя сделать с парламентской трибуны.

Эльжбета Радзишевска с трибуны сейма, в частности, обвинила министра в том, что ему «недостает элементарных личных качеств для выполнения обязанностей министра здравоохранения», что он «потерял способность вести общественный диалог» и что вообще «пренебрегает основами строя Речи Посполитой». Ни для кого не секрет, что «общественный» характер обвинений министра связан с проведенными им довольно радикальными кадровыми чистками и игнорированием «голоса снизу». Мариуш Лапинский также не остался в долгу — в своем выступлении он упрекнул оппозицию в лоббировании интересов фармацевтических фирм и владельцев аптек, а еще назвал депутатов ГП «политическими вредителями», у которых, к тому же, у «самих недостает квалификации, чтобы заниматься политикой».

Несмотря на сильный «личностный» акцент парламентской дискуссии, суть дела не только и не столько в личности министра здравоохранения, сколько в предложенной им программе «Национальная система здравоохранения». Польское правительство уже приняло эту программу, поскольку в ней нашлось место главным предвыборным обещаниям, которые давала своим избирателям коалиция левых партий, находящаяся сегодня у власти. В основе этих обещаний лежал отказ от воплощения в жизнь наиболее противоречивых элементов реформы системы здравоохранения, которую в 1999 году начало осуществлять предыдущее правительство правых сил во главе с Ежи Бузеком.

Начиная реформу, ее авторы делали акцент на необходимости децентрализации системы здравоохранения и приспособления ее к требованиям свободного рынка. Главным пунктом реформы стало создание касс взаимопомощи пациентов, т.наз. касс больных (КБ). Они были созданы в каждом из 17 воеводств, и перебрали на себя соответствующие функции и средства из единой централизованной системы. «С 1 января вы сможете сами выбирать себе врача. Такого, которому вы будете доверять. Не будет обязательной районизации...», — так в телевыступлениях рекламировал реформу предыдущий министр здравоохранения. Граждане страны были «приписаны» к своим КБ, которые должны были покрывать затраты за предоставление услуг пациенту любым медицинским заведением страны или дофинансировать приобретение льготных лекарств в любой из аптек. Врачи начали получать зарплату в зависимости от количества обслуженных пациентов, а не за количество часов, проведенных на работе.

В значительной мере реформа удалась. «Сколь бы критически мы не оценивали реформы Ежи Бузека, все же благодаря им начали действовать рыночные механизмы — кассы больных впервые подсчитали стоимость медицинских услуг, появилась конкуренция со стороны частных медицинских учреждений» — писал авторитетный еженедельник «Wprost».

Однако определенный хаос первого этапа внедрения реформы плюс коррупция в самой среде медработников привели к ряду инцидентов, отрицательно сказавшихся на оценке нововведений общественным мнением. СМИ сообщали о пациентах, умерших на пороге больниц, поскольку им отказали в помощи из-за неопределенности, кто именно за них должен заплатить. Контрольные государственные органы зафиксировали случаи, когда КБ получали счета за лечение одного и того же больного в системе здравоохранения одновременно в разных медицинских заведениях и т.д. После подведения годовых итогов выяснилось, что некоторые КБ получили солидную прибыль, а другие стали должниками бюджета. Все это привело к тому, что 69% поляков потребовало отмены нововведений.

С таким фактом не могли не считаться политики Союза левых демократов, идя на парламентские выборы осенью прошлого года. Одним из главных предвыборных обещаний СЛД в сфере медицины стала ликвидация КБ. Этим СЛД оправдывал надежды рядового поляка, взгляды которого на здравоохранение часто формируют общественная инерция и страх за свое будущее.

Согласно приведенным журналом «Wprost» данным Центра исследований общественной мысли «СВОS», 72% респондентов хотят, чтобы ответственность за их здоровье была возложена на государство. По данным Института исследований рыночной экономики, 79% участников опроса выступают за увеличение бюджетных расходов на здравоохранение, но вместе с тем 68% не соглашаются платить более высокие налоги с этой целью. Именно на таких людей рассчитаны заявления министра Лапинского: «Наконец система здравоохранения будет служить пациентам», сделанные им по случаю публичной презентации программы «Национальная система здравоохранения».

Главный пункт программы — это «замена 17 КБ единым Национальным фондом здравоохранения». То есть сейчас министерство будет выделять больницам средства на техническое оборудование и ремонты, будет определять перечень «публичных больниц», находящихся на полном содержании государства, будет готовить и внедрять реестр медицинских услуг, предоставляемых медучреждениями обязательно или за дополнительную плату и т.д. «Этот проект поражает своей поверхностностью. Единственное, что в нем можно рассмотреть, — это желание централизовать систему. Похоже, министр понимает надзор и контроль как непосредственное руководство», —критикует Мариуша Лапинского Эльжбета Радзишевска.

Общество, которое в своем большинстве убеждено, что система здравоохранения неудовлетворительна и ее нужно менять, остается равнодушным к упрекам оппозиции в адрес министра, поскольку до конца так и не поняло, о чем идет речь. В Польше есть такая пословица: «Когда неизвестно, о чем речь, то речь идет о деньгах». Неожиданно это подтвердила на минувшей неделе газета «Жечпосполита», «пронюхав» информацию, что контрреформа министра Лапинского должна была бы обойтись польским налогоплательщикам в 3 млрд. злотых (около 750 млн. долларов) — это втрое больше, чем стоила бы не доведенная до ума реформа здравоохранения, начатая в 1999 году. Однако правительство программу Мариуша Лапинского утвердило, а сам министр начал ее реализацию. Первые результаты ожидаются уже в следующем году. А пока никто не может окончательно ответить на вопрос: «Реформа или антиреформа системы здравоохранения Польши принесет больше пользы польским пациентам?»