Вспышка острых респираторных вирусных инфекций, захлестнувших в последние недели Черниговщину, обусловлена экономическими причинами. Эта информация была обнародована в программе местного телевидения «Социальный барометр». Врачи черниговской детской поликлиники №2, работающие сейчас совместно с харьковскими педиатрами, сообщили о прямой связи заболевания верхних дыхательных путей у своих пациентов с тем, что большинство помещений города не отапливается.
Такого на нашей памяти еще не было: к середине октября, в сравнительно мягкое межсезонье, практически все знакомые и соседи перенесли в той или иной форме вирусную инфекцию. В просторечии ее именуют гриппом, хотя, по данным эпидемиологов, настоящий вирус гриппа доберется до Полесья не раньше зимы. Большинство земляков встретят его беззащитными: делать профилактическую прививку простуженным людям нельзя. «Золотое время» для вакцинации упущено.
Передача областного ТВ все расставила на свои места. Именно холод в жилищах (а откуда взяться теплу? Многомиллионная задолженность не позволяет «Теплокоммунэнерго» расплатиться за топливо) спровоцировал «внеплановое» нашествие ОРВИ. Более того, оказывается, по тем же причинам неблагополучна ситуация и с кишечными инфекциями. Обычно «болезни грязных рук» собирают наиболее обильную жатву в теплое время года. Но отсутствие во многих домах теплой воды (на фоне холода, и без того отбивающего охоту мыться) создало благоприятные условия для распространения желудочно-кишечных заболеваний.
О проблемах с водоснабжением в Чернигове мы недавно писали. По области дело обстоит еще хуже. Во многих райцентрах (например, в Нежине и Семеновке) из-за хронического энергодефицита и колоссальных долгов системы водозабора работают по нескольку часов в сутки. Для обитателей многоквартирных домов (в основном исправных плательщиков) это и вовсе исключило возможность вымыть руки. За столь короткий период функционирования поднять воду на верхние этажи насосы не успевают. В Щорсе из-за «водного кризиса» люди выстраивались в очереди к колодцам.
Взяв кредит и реструктуризировав огромный долг, «Черниговводоканалу» удалось на время перевести свой финансовый конфликт с облэнерго в стадию перемирия. А вот с теплом ситуация по-прежнему не ясна. Понятно, скажем, что если население Замглая (Репкинский район) должно за тепловую энергию полмиллиона, а заплатило всего пятьсот гривен, то это не потому, что замглайцы плохие люди. Просто в большинстве своем они безработные. А коль скоро нет реальных поступлений в бюджет, то и на субсидии рассчитывать не приходится. Как выживать в наших широтах без тепла — вопрос открытый.
Но вернемся к вспышке ОРВИ. Не доверяя информации из одного (пусть даже авторитетного) источника, мы решили перепроверить ее в областном центре радиационной защиты населения — лечебном учреждении, где накоплен уникальный клинический опыт работы с пациентами (как взрослыми, так и детьми), пораженными неинфекционными постчернобыльскими иммунодефицитами. То есть жителями Черниговщины, перед любой болезнетворной бактерией или вирусом наиболее беззащитными. В центре нас ожидал весьма «прохладный» прием: на третий день после запланированного открытия отопительного сезона температура батарей — в том числе и в детском стационаре — соответствовала температуре окружающей среды. Любезно согласившийся ответить на наши вопросы специалист кутался в казенную телогрейку.
Он подтвердил все сказанное по телевизору о всплеске заболеваемости и ее причинах. Объяснил, почему холод — именно в жилых помещениях, а не на улицах — при ОРВИ и гриппе столь опасен. Жилище, где находится больной, необходимо тщательно и часто проветривать. Только тогда есть шанс не заразиться его близким. При законопаченных форточках (что неизбежно, если в доме стужа) происходит так называемое «перекрестное инфицирование». Цепная реакция, как выразился врач. (Вот почему неудовольствие высокопоставленного украинского политика тем, что зимой население «открывает хвортки», понапрасну растрачивая драгоценное тепло, нелепо с медицинской точки зрения.)
По-научному четко ответив на наши вопросы, медик (один из самых уважаемых в городе специалистов) взмолился, чтобы в газете его фамилию не называли. Центр радиационной защиты находится в стадии реорганизации (сиречь, закрытия). Планируется объединить его с ликвидируемым физкультурным диспансером. Как отразится на работе (и судьбе) докторов эта реинкарнация, толком никто не знает. Попасть под сокращение за излишнюю откровенность с прессой не хочется никому.
Из уст многих должностных лиц (от представителей власти до менеджеров энергокомпаний) сегодня можно услышать примерно следующее: тепло и свет — такой же товар, как хлеб. И население вполне способно его оплатить. Просто не привыкло рассчитываться вовремя. Оттого все беды. В качестве агитационных примеров приводятся истории злостных неплательщиков, которые отыскали средства на погашение долга сразу же, как только их отключили от благ цивилизации — тепла, электричества, газа. Истории эти отчасти правдивы. Абсолютно точными их сделают небольшие дополнения. Во-первых, есть люди, которым платить за тепло нечем — хоть убей. Лично нам известен случай смерти жителя Черниговщины от холода.
Вера Сергеевна К., всю жизнь проработавшая инженером на одном из оборонных заводов, решила встретить старость в живописнейшем уголке, вдохновлявшем когда-то Тараса Шевченко и Леонида Глебова, поселке городского типа Седнев. Как-то, промокнув до нитки, она окоченела в собственном доме. По словам врачей, вне всякого сомнения ее погубили плюс восемь по Цельсию в нетопленом жилище.
А во-вторых, многие, оказавшись перед дилеммой «быть или замерзнуть», действительно кое-как наскребут деньги на оплату коммунальных услуг. Но кто задумывался, за счет чего они это сделают?
По данным, обнародованным областным телевидением, индекс здоровья детей в Чернигове составляет всего три процента. (Это значит — ничем не больны только трое из ста.) Вследствие непомерной стоимости лечения большинство заболевших вынуждены отказываться от госпитализации. 85% родителей не в состоянии приобрести лекарства, которые их детям необходимы. Но если бы (представим на миг) самые дорогие препараты были предоставлены всем нуждающимся безвозмездно, это не намного улучшило бы положение дел. По мнению медиков, никакие реабилитационные мероприятия не могут быть достаточно эффективны в социуме, подрастающее поколение которого сидит на одной картошке, хлебе да макаронах. Из-за «диеты бедняков» происходит аллергическая настройка детского организма. Не вырабатывается иммунитет.
Ясное дело: чтобы оплатить полной мерой подросшие до мирового уровня цены на энергоносители, человек, и без того плохо питающийся, должен исключить что-то существенное из своего рациона. Зиму перетерпеть так можно. Но долго не проживешь.
Не хотелось бы нагнетать эмоции за счет непрошеных воспоминаний. Но исторический факт: многие из детей блокадного Ленинграда, вывезенные по «дороге жизни» из осажденного города, выросли здоровыми и полноценными людьми. Голодный стресс не подорвал их здоровье потому, что в эвакуации они получали полноценное высококалорийное питание. Один из авторов настоящей заметки лично может засвидетельствовать сказанное, так как сам рос с этими детьми в детдоме города Омск. Не стоит, наверное, сравнивать голодные стрессы нашего времени с блокадными (хоть известные основания для таких сравнений есть). Но ведь и эвакуации с последующим спасительным питанием и уходом для большинства наших земляков не предвидится... Так или иначе — смотреть на сытых и ухоженных региональных политиков, поучающих жителей Полесья с телеэкранов в том смысле, что за все на свете нужно платить, тошно.
Напоследок небольшая литературная ассоциация. В старом фантастическом рассказе «Что-то стало холодать» была описана загадочная болезнь, так называемый «синдром Вики», поразившая сперва детей, а потом и взрослых обитателей мегаполиса XXI столетия. Кашель, насморк, озноб... В конце концов заболели все. Тогда кто-то догадался взломать приборный контейнер и взглянуть на термометр. Оказалось, сломались установки искусственного климата. Сильно похолодало. В том и заключалась причина эпидемии. Похоже, на Черниговщине будущее, предсказанное в 1972 году московскими фантастами Кривичем и Ольгиным, уже настало.
Только писатели со своими героями поступили милосердно. Тепло им отключили весной. Впереди было лето. По последним данным, отопительный сезон на Черниговщине решено было открыть после того, как в течение трех дней среднесуточная температура воздуха удержится на отметке не выше плюс восьми градусов. Однако потребителям, не рассчитавшимся с поставщиками тепла полностью и не заключившим договор о погашении задолженности, есть смысл запасаться буржуйками и шерстяными вещами.