UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПРОИЗВОЛ ПОД ПРЕДЛОГОМ «ПЕРЕВОСПИТАНИЯ»

Несправедливость бывает двух видов: одна — со стороны тех, кто её совершает, другая — со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконие от тех, кто вынужден его терпеть...

Автор: Валерий Прицкер

Несправедливость бывает двух видов: одна — со стороны тех, кто её совершает, другая — со стороны тех, кто, хотя и может, не отводит противозаконие от тех, кто вынужден его терпеть.

Марк Тулий Цицерон

Новобеличский интернат для престарелых и инвалидов открыли в 1979 году. В интернате два отделения: гериатрическое и психоневрологическое (ДЦП и разные формы психических заболеваний). Персонал — 215 человек. Вместе с подопечными посадили фруктовый сад, 130 кустов роз. Есть свои теплица и пасека.

Если больные, страдающие ДЦП, стремятся к контакту с окружающими, то о многих психохрониках этого сказать нельзя. Они трудно сходятся с людьми. Для этого многим из них требуются годы. Но время сделало своё дело. Спустя 23 года в интернате психохроники и пациенты с ослабленным интеллектом помогают людям с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата и лежачим больным. Те в свою очередь оказывают своим помощникам психологическую поддержку, помогают им решать житейские проблемы. Они органично, удачно дополняют друг друга. Результат — психологический комфорт, обусловленный простым человеческим общением.

Некоторые интернатовцы трудятся в теплице, убирают территорию. Несколько человек работают и за её пределами. У некоторых даже появились друзья среди жителей массива, на территории которого находится интернат. Вот что думает проживающий в интернате аспирант Киевского национального университета им. Т.Шевченко Игорь Расюк: «Помню, как в младших классах нам говорили, что в нашей стране инвалидов нет. В 1989 г. инвалиды все-таки появились. Но психология людей «изолировать инвалидов» еще долго будет жить. А ведь для инвалидов главное — общение, мы, как никто другой, стремимся к людям, хотим постоянно быть между людьми. Когда две недели я не выезжаю за ворота, впадаю в депрессию».

5 августа 2002 года главное управление социальной защиты населения Киевской городской госадминистрации приняло решение о перепрофилировании Новобеличского интерната для престарелых и инвалидов в интернат для мужчин психохроников. Но для этого сначала решили ликвидировать старый интернат, уволив всех его сотрудников.

13 августа с.г. шесть человек без их согласия перевели в пансионат на ул. Бударина, 11, а 4 сентября ещё четырех жителей Новобеличского интерната таким же образом «рассортировали» по другим заведениям управления социальной защиты. После принудительного переселения одна женщина (лежачая больная) умерла. Кто-нибудь подумал не только о физическом, но и о психологическом состоянии человека, прикованного к постели? Что должна была чувствовать больная и беспомощная старушка, когда её, не спрашивая согласия, увозили неизвестно куда?..

Галина Русакова, дочь которой уже пережила два таких переселения из интерната в интернат, считает подобную процедуру форменным издевательством над больными людьми. Да разве наши чиновники считаются с мнением родственников и опекунов инвалидов и престарелых? Кто их вообще спрашивает? Их проблемы кого-либо волнуют?

«Мы вынуждены ликвидировать Новобеличский интернат и перепрофилировать его, чтобы решать проблему обустройства около 500 психохроников, проживающих в семьях и больницах города», — заявил начальник главного управления социальной защиты населения Сергей Бычков. Еще, отметил Сергей Иванович, планируется открыть специальное отделение с ухудшенными условиями содержания. Сюда будут временно переселять нарушителей дисциплины из разных интернатов на «перевоспитание». Бычкову вторит его заместитель Татьяна Костюренко: «Сейчас в Киеве очень большая проблема с поселением в дома-интернаты душевнобольных мужчин, опасных для окружающих. Существует только одно заведение для таких людей — в Пуще-Водице, но оно уже давным-давно переполнено. Рассчитано на 355 человек, а живут в нем 380. Поэтому некоторые из психически больных мужчин по нескольку лет вынуждены жить в больницах, дожидаясь очереди на поселение».

В Новобеличском интернате сегодня проживает 175 мужчин-психохроников. Те из них, чье поведение может быть неадекватным, несмотря на соответствующее постоянное лечение, содержатся отдельно. У них специальный режим. Если, по мнению психиатров, их поведение перестает представлять опасность для окружающих, их переводят на общий режим и переселяют в другое помещение.

Обитатели интерната после принудительного переезда своих товарищей, направили своих представителей в администрацию Президента, Верховную Раду, городскую прокуратуру, редакции газет, на телевидение, к уполномоченному по правам человека при Верховной Раде, депутату Киеврады. Общественность живо откликнулась на крик о помощи. Газеты: «Сегодня», «Киевские Ведомости», «Голос Украины», «Вечерние Вести», «Дзвони сердець», «Kiev Post» забили во все колокола.

Главное управление социальной защиты населения г.Киева не отреагировать на поток возмущения не могло. Теперь переселяли только тех, кто после уговоров давал письменное согласие. На сегодня набралось 26 таких желающих. Причём, двое из них уже просятся назад, но на свои заявления с просьбой о возвращении они письменного ответа не получили. Один из них больной (колясочник) после уговоров согласился переехать в пансионат на ул.Бударина. Жилищные условия там действительно лучше, но… Несчастный целый час кричал, что ему нужно в туалет. Через три часа к нему зашла санитарка. Работы ей было предостаточно…

В этом пансионате побывала комиссия. Здоровые люди, не вдаваясь в детали, отметили, что здесь условия проживания для переселенцев из Новобеличского интерната лучше. Они не заметили, что в пансионате одна санитарка на 100 человек, а в интернате — на 32. На это обратили внимание колясочники, которые приехали навестить своего товарища. А ещё их удивило, почему у него открылась язва и несколько раз были кровавые рвоты, почему он за короткое время так сильно похудел…

Казалось бы, исправьте скорее ошибку — верните назад всех желающих. Но не так думают г-н Бычков и его заместитель г-жа Костюренко. Отказавшись от принудительного переселения, они всё равно собираются перепрофилировать интернат. (Интернат был рассчитан на 405 мест: 250 — для психохроников и 155 – для людей пожилого возраста). А поскольку освободилось только 26 мест, перепрофилирование не имеет смысла.

Чем же объясняется упорство главного управления социальной защиты населения г. Киева, настаивающего на перепрофилировании интерната? По словам директора интерната Евгения Мерениса, г-н Бычков его невзлюбил. В 1999 году работу интерната проверяли 52 комиссии, в 2000 г. — 34, в 2001 г. —26, в текущем году — 13. В результате — каждый год по два выговора. Интересно, если бы другие интернаты проверяли так же часто, результаты были такими же?

А теперь возникает вопрос: кто дал право главному управлению социальной защиты населения г. Киева принудительно переселять больных людей в нарушение статьи 47 Конституции Украины, гласящей, что каждый гражданин Украины имеет право на жилье, и статьи 1 Закона Украины «Про основи захищеності інвалідів в Україні», гласящей, что инвалиды пользуются такими же правами, как и все граждане Украины? Кто дал им право лишать принудительно переселённых части их собственности (им принадлежат фруктовый сад, теплица и пасека)? Почему чиновники превышают свои служебные полномочия? Кто ответит за смерть переселённой женщины? За ухудшение здоровья инвалида, происшедшее по вине людей, обязанных заботиться о его здоровье? Почему чиновники, по долгу службы обязанные защищать права инвалидов и престарелых, на самом деле притесняют их?