UA / RU
Поддержать ZN.ua

Проекты и прожекты общественного здоровья

Наконец сбылось то, о чем мечтали не только бизнесмены и чиновники, но и премьер-министры, - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины прекратила свое существование. Опустели кабинеты, умолкли телефоны, повисли сайты. Похоже, навсегда.

Автор: Ольга Скрипник

Наконец сбылось то, о чем мечтали не только бизнесмены и чиновники, но и премьер-министры, - Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины прекратила свое существование. Опустели кабинеты, умолкли телефоны, повисли сайты. Похоже, навсегда.

Уничтожать эту службу начинал Азаров, заявив, что "СЭС угнетает наш бизнес". А завершил Яценюк, запретивший сначала все проверки, входящие в компетенцию СЭС, а затем и саму службу. Хотя правительственное решение противоречило не только здравому смыслу, но и нормам законодательства, и требованиям времени - в период военных действий и массового переселения людей санитарно-эпидемиологический надзор, как правило, усиливается. Это касается не только прифронтовых территорий, но и всей страны. В том числе и столицы, где вспышки пищевых отравлений, кишечных инфекций, опасных инфекционных заболеваний, которые переносятся грызунами, к величайшему сожалению, уже стали обычным явлением.

Недавно восемь малышей из дошкольных учреждений Дарницкого района Киева попали в больницу с подозрением на острую кишечную инфекцию. Позже оказалось, что это сальмонеллез - болезнь, которая сопровождается очень высокой температурой, обезвоживанием организма и иногда даже потерей сознания. По словам врачей, даже после выписки из больницы такие пациенты могут быть носителями сальмонеллеза и заражать других. Заболело восемь, а бактериологическое обследование вынуждены были пройти почти 220 чел., среди которых - сотрудники детского сада и контактные дети.

Им, можно сказать, повезло - это случилось в конце апреля, СЭС тогда работала, что позволило быстро локализовать вспышку и принять необходимые меры.

Если подобное произойдет в мае, никто не знает, чем это закончится. Обычно о случаях отравления, вспышках кишечных инфекций и других чрезвычайных ситуациях сообщали в СЭС, а там уже соответственно реагировали. Сейчас система разорвана. Кому звонить, куда обращаться?

СЭС приказала долго жить

По мнению специалистов, санитарно-эпидемиологическая ситуация сейчас такова, что может вспыхнуть эпидемиями в любое время. В качестве примера приводят детские сады и школы Киева, где прошлой осенью заболели гепатитом А десятки детей. Причина известна - отсутствие контроля над персоналом, антисанитария в пищеблоках и санузлах. Это касается не только детских учреждений. Ежемесячно появляется информация о госпитализации посетителей ресторанов, ставших жертвами некачественной пищи или грязных рук работников кухни. На пороге лета актуализируются вопросы качества питьевой воды, санитарного состояния зон отдыха и пляжей, подготовки лагерей и баз отдыха для детей и взрослых. Здесь и раньше было много огрехов, а теперь и подавно.

Власть убеждает, что ситуация в скором времени улучшится, а ликвидацию государственной СЭС называет реформой. Знаменитое постановление Кабинета министров Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (№442 от 10.09.2014) требует реорганизовать ГСЭС - значительно сократить ее штат, а то, что останется, присоединить к новообразованной структуре, куда также вошли Государственная ветеринарная та фитосанитарная служба Украины, а также Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей.

Госпродпотребслужба будет действовать согласно европейским нормам, работать по многим направлениям, а подчинятся будет Минагропроду. Более года ушло на создание новой службы, однако до сих пор не решены вопросы, касающиеся финансирования, штатного расписания, функций, координации действий с различными ведомствами и учреждениями. Руководство Минздрава пыталось забрать в свое подчинение то, что осталось от СЭС (прежде всего интересовала материальная база), однако не сложилось. На сайте Госпродпотребслужбы появился раздел санэпиднадзора, а руководитель службы отреагировал на вспышку сальмонеллеза в Киеве - дал поручение профильному подразделению.

Однако пресс-служба не сообщает о случаях заболевания детей, в центре внимания - деятельность фитосанитарной службы, обнаружившей вредный "западный цветковый трипс" в партии салата латук, который пытались завезти в Украину. Эпидемиологи горько шутят, что отныне служба будет больше заботиться "о телятах, чем о ребятах". Прежде всего - бизнес-интересы, а уж потом - санэпидблагополучие населения.

В Министерстве здравоохранения не усматривают в этой ситуации никаких проблем, потому что возлагают большие надежды на Центр общественного здоровья, создать который запланировали еще осенью 2015 г. Соответствующий приказ (№604) подписал экс-министр А.Квиташвили.

"Центр общественного здоровья (ЦОЗ), - указано в документах, - рассматривается как база для усиления функций эпиднадзора над инфекционными и неинфекционными заболеваниями".

СЭС и ЦОЗ - найди 10 отличий

Руководство МЗ намерено одним выстрелом убить даже не двух зайцев, а значительно больше. Во-первых, это рассматривается как важный этап реформирования системы медицины, который можно зачислить в актив.

Во-вторых, в одно юридическое лицо объединят 42 учреждения, работающие в разных городах Украины, что позволит руководить этими коллективами, распоряжаться имуществом и бюджетами, сидя в столичных кабинетах. В новую структуру должны также войти предприятия и учреждения государственной СЭС.

В-третьих, финансирование центра должно осуществляться отдельной строкой в бюджете и в значительно больших объемах, чем получали учреждения до слияния.

Появление в Украине структуры, подобной тем, которые действуют во многих европейских странах, предусматривает еще и много бонусов. Авторы проекта очень рассчитывают на международную помощь и приватно-государственное партнерство, которое будет способствовать развитию системы общественного здоровья. А в перспективе - оптимизация учреждений и сокращение штатов (что позволит эффективнее использовать имущественные комплексы), планы по выпуску продукции и т.п.

В кулуарах министерства говорят о лоббировании интересов как некоторых структур, так и отдельных персон. Но кто поверит этим слухам, когда в документах так много и так душевно написано о необходимости беречь общественное здоровье. Авторы проекта крайне обеспокоены тем, что в Украине процветает дискриминация: есть министерство, которое беспокоится о больных, но никто не заботится о здоровых людях. Реформаторы считают, что "существующие одиночные элементы системы общественного здоровья игнорируют потребности здорового населения и не могут ответить надлежащим образом на возрастающее бремя неинфекционных заболеваний".

Руководство Минздрава проанализировало ситуацию, установило причины и назначило виновных за то, что система здравоохранения находится на грани краха, а все попытки ее реформировать блокируются. Как утверждают чиновники, "система санитарных норм и правил, сформированная еще в советское время, не отвечает ни требованиям сегодняшнего дня, ни современному законодательному полю, ни законодательству и лучшим практикам ЕС.

Разветвленная сеть научно-исследовательских институтов и учреждений в сфере эпидемиологии, инфектологии, гигиены труда, гигиены окружающей среды (как в структуре МЗ, так и в структуре НАМН Украины), которая насчитывает более десятка организаций, не дала со времен независимости положительного развития системы общественного здоровья. Медицинская наука не интегрирована в мировое научное пространство, не использует современные методы анализа и моделирования ситуации. Это привело к тому, что формирование политики в сфере общественного здоровья почти не подкреплено научными разработками".

Функции Центра общественного здоровья во многом совпадают с задачами, которые многие десятилетия выполняла СЭС. И хотя чиновники призывают "отправить на гильотину" законы, которыми руководствовалась система Семашко, многие из этих норм перенесены в новые проекты и концепции. Очевидно, новообразованный центр станет фундаментом, на котором планируется построить "единую систему общественного здоровья". Как сказано в концепции, это прежде всего предусматривает усиление роли и функций МЗ как центрального органа исполнительной власти: "Министерство здравоохранения должно управлять системой здравоохранения через политическое лидерство, разработку стратегий и законодательства".

А кто же будет пахать на ниве общественного здоровья, пока штаб отрасли будет укреплять политическое влияние? К выполнению этой задачи должны привлечь первичное медицинское звено. То, что раньше выполняли специалисты СЭС, ляжет на плечи семейных врачей, в компетенции которых будут "функции осуществления противоэпидемических и профилактических мероприятий по инфекционным болезням, проведению индивидуальной и массовой профилактики заболеваний, расследованию единичных случаев инфекционных болезней и т.п.". Санэпидслужба по крайней мере имела для этого соответствующую базу, а главное - опытных квалифицированных специалистов.

Реформирование будет продолжаться на протяжении 2016-2019 гг. и должно закончиться "усовершенствованием финансовой и материальной базы". В Украине это происходит традиционно и означает "поэтапное сокращение ресурсов, которые направлялись на содержание инфраструктуры путем сокращения количества учреждений с поэтапным сокращением персонала".

Ради чего судились

Создание Центра общественного здоровья вызвало большой резонанс, поскольку затрагивает интересы очень многих людей. То, что с таким решением не согласны коллективы учреждений, которые МЗ намерено "объединить путем слияния", понятно. Речь идет не только о меркантильных интересах и желании сохранить свои рабочие места, как считают чиновники. Специалисты не видят перспектив, не понимают, ради чего объединять учреждения, имеющие разные направления деятельности, функции и задачи.

В Национальной академии медицинских наук выводы чиновников Минздрава, включенные в текст Концепции развития системы общественного здоровья, считают неаргументированными и некорректными.

"Я около 60 лет занимаюсь профилактической медициной, - рассказывает директор Института труда, вице-президент НАМНУ Юрий Кундиев. - И каким же было мое удивление, когда во время эпидемии гриппа в Киеве наибольшее беспокойство вызвало то, что не хватает коек. Никогда койки не останавливали эпидемию! Руководители здравоохранения должны были бы понимать, что никаких коек не хватит, если не проводить системную профилактическую работу. Необходимо менять и стратегию, и взгляды на развитие сферы общественного здоровья.

В НАМН многие институты трансформируют свою деятельность именно в направлении профилактики. В частности, Институт медицинской экологии и гигиены им. Марзеева был трансформирован в Институт общественного здоровья. Важно, что меняется не только название, а сама сущность научной работы, которая направлена на теорию и практику общественного здоровья. Мы понимаем, что нас ожидают трудности и большое сопротивление бизнеса, ибо, как показывает опыт, бизнес-структурам общественное здоровье не интересно и не нужно - там все ради прибыли.

У нас есть много наработок, НАМН готова осуществлять научное сопровождение развития и становления системы общественного здоровья в Украине".

Профильный комитет парламента на своих заседаниях несколько раз рассматривал вопросы, связанные с созданием ЦОЗ. Недавно состоялся круглый стол, участие в котором принимали депутаты и ученые, специалисты практической медицины и СЭС, представители общественных организаций. По мнению депутатов, такой способ реформирования здравоохранения может привести не только к разбалансировке, но и к разрушению системы обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения.

"Следует учитывать, что чиновники в проектах пишут одно, а делают другое, - комментирует ситуацию заместитель председателя комитета ВР по вопросам здравоохранения Олег Мусий. - Есть решение апелляционного суда, которое Министерство здравоохранения обязано выполнять, оно касается и судьбы СЭС, и приказа №604 о создании Центра общественного здоровья. Но руководство МЗ его откровенно игнорирует.

Когда объединяют более 40 учреждений, большинство из которых не имеют никакого отношения к общественному здоровью, возникает логичный вопрос: для чего все это делается? Руководство МЗ, похоже, намерено уничтожить все, что есть хорошего, эффективного в системе здравоохранения. Наш комитет рассмотрел ситуацию с созданием ЦОЗ и высказал свое отношение к происходящему, акцентируя внимание на том, что МЗ должно выполнить решение суда и остановить реорганизацию теми методами, которые разрушают СЭС и другие учреждения. Мы также направили соответствующее представление президенту, премьер-министру и в ГПУ.

У меня на столе лежит распоряжение, подписанное Перегинцом, о ликвидации Львовского института гигиены и эпидемиологии. Нужно учесть, что речь идет об историческом здании и лакомом куске земли в центре Львова. К нам поступило обращение от Львовского национального медицинского университета с просьбой помочь в создании клинической базы в институте эпидемиологии. Это не только поможет улучшить подготовку будущих медиков, но и оставит институт в государственной собственности, не позволит передать его в чьи-либо руки.

Прикрываясь созданием центра, чиновники готовят распоряжение о ликвидации учреждений, которые якобы должны объединять. Такая практика, к сожалению, очень распространена.

Настораживает и то, что Центр общественного здоровья возглавит инфекционист, занимающийся исключительно вопросами ВИЧСПИД. Складывается впечатление, что все общественное здоровье сводится лишь к проблемам ВИЧСПИД, а остальные направления и проблемы останутся без внимания, без поддержки и финансирования.

Выход, по мнению членов нашего комитета, в том, чтобы законодательные инициативы готовились в парламенте. А министерство, как орган исполнительной власти, вернулось к выполнению своих непосредственных обязанностей. Потому что инициативы МЗ по созданию новых структур приводят не только к ликвидации действующих учреждений, но и к разрушению медицины в целом".

После майских каникул тема реформ в медицинской отрасли стала чрезвычайно популярной. На этой неделе о ней говорили и на заседании правительства, и на совещании в МЗ, которое провел и.о. министра Виктор Шафранский. Обсуждая создание Центра общественного здоровья, в министерстве вспомнили и о реорганизации СЭС. Однако все свелось к повторению положений, записанных в Концепции развития системы общественного здоровья.

Чиновники делают вид, что ничего не знают ни о судебном процессе, который инициировали профсоюзные организации медиков, ни о решении судов.

"Постановлением Киевского апелляционного административного суда в деле №826/19610/14 (номер решения в Едином государственном реестре судебных решений - 55797697) еще 8 февраля 2016 г. был признан противоправным и упразднен абзац 2 пункта 1 постановления Кабинета министров Украины "Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти" (№442 от 10.09.2014 г.) в части реорганизации Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины, - рассказывает заместитель председателя Донецкой областной организации работников здравоохранения Сергей Маловичко, который потратил много времени и усилий, добиваясь справедливости. - Решение суда вступило в силу и оставлено в силе постановлением Высшего административного суда Украины от 01.03.2016 (номер решения в Едином государственном реестре судебных решений - 56279095).

Бесспорно, Министерство здравоохранения обязано выполнить решение суда.

Нелишне напомнить, что в ст.382 Уголовного кодекса Украины речь идет об уголовной ответственности за умышленное невыполнение решения суда.

Одно нарушение законодательства обязательно тянет за собой другое. Медицинское сообщество лишено права влиять на принятие решений и даже принимать участие в их обсуждении. Так, без консультаций с общественностью и профсоюзами были приняты решения о реорганизации СЭС, создании Центра общественного здоровья, сокращении количества больничных коек. Реформирование медицинской отрасли готовится в условиях непрозрачности, несогласованности в работе законодательных и исполнительных органов власти. Концепция развития системы общественного здоровья вызывает много вопросов, ее отдельные положения противоречат Конституции Украины".

Готовя проекты и концепции, чиновники МЗ обычно забывают о тех, кто должен их воплощать в жизнь. Игнорируют и нормы действующего законодательства, о чем свидетельствуют злосчастное постановление №442 и решение суда.

Центр общественного здоровья должен был стать проектом, который поднимет авторитет руководства МЗ, будет свидетельствовать о реформировании системы, принесет выгоду в виде финансовой помощи от зарубежных партнеров. Критикуя СЭС и ее сотрудников, чиновники вместе с тем рассчитывали на ее имущество - планировали присоединить к ЦОЗ более трех десятков региональных и других лабораторных центров. Но ситуация сложилась в пользу Минагропрода. Решение суда, которое игнорируют наши чиновники, не пройдет мимо внимания зарубежных партнеров и доноров, приученных уважать закон. МЗ не пожалело усилий, чтобы разрушить систему эпиднадзора, сделав ставку на Центр общественного здоровья. При таком раскладе и этот проект реформирования системы здравоохранения превращается в банальный прожект.