UA / RU
Поддержать ZN.ua

Препараты крови: кто гарантирует качество и безопасность?

Пять с половиной процентов от всей заготовленной донорской крови отбраковывается — из-за обнаруженных возбудителей инфекций, передающихся вместе с ней...

Автор: Евгения Соколова

Пять с половиной процентов от всей заготовленной донорской крови отбраковывается — из-за обнаруженных возбудителей инфекций, передающихся вместе с ней. Ряд специалистов утверждают, что это лишь верхушка айсберга: многие инфекции остаются незамеченными и попадают затем в готовые препараты крови. Об этом свидетельствуют весьма нередкие случаи — как в Украине, так в России и других странах СНГ — передачи ВИЧ, вирусов гепатита и других при применении препаратов крови. Виной всему — устаревшие технологии забора, тестирования и переработки крови и ее компонентов.

В развитых странах риск получить ВИЧ и любой другой вирус при гемотрансфузии приближается к нулю: в США еще несколько лет назад он составлял один случай на два миллиона доз сданной крови, а в Германии — меньше одного случая на пять миллионов. В нашей стране подобной информации нет — по крайней мере, в открытом режиме, что само по себе говорит о серьезных проблемах в отрасли, оставшейся, по сути, без значительной поддержки государства.

Это сказывается и на промышленности, которая не спешит осваивать рынок препаратов крови. Вообще в этом плане наблюдается своеобразный «перекос». В самой украинской биофармацевтической промышленности в последнее время наметился значительный прогресс. Владельцы предприятий начинают вкладывать деньги в наукоемкое производство, модернизируют технологии в соответствии с мировыми стандартами. В результате на рынке появляются новые конкурентоспособные препараты, расширяется их ассортимент, повышается качество. В то же время производство препаратов крови и их качество остается практически в неизменном состоянии как в Украине, так и на территории бывшего Советского Союза.

Высокий, постоянно растущий уровень заболеваемости населения возбудителями гемотрансмиссивных (передающихся с кровью) инфекций, почти полное игнорирование международных рекомендаций и опыта развитых стран в сфере производства препаратов крови и заготовки сырья для них переводит проблему в сферу национальной безопасности страны. Именно поэтому специалисты вот уже не первый год говорят о необходимости реорганизации службы крови в стране, внедрив в первую очередь жесткие требования гарантии качества заготовленной крови.

— Страны Западной Европы и Северной Америки, на которые мы сегодня ориентируемся, столкнулись с проблемой некорректных результатов анализа препаратов крови в конце 70-х — начале 80-х годов прошлого столетия, и в короткий срок ее решили, — рассказывает заведующий лабораторией молекулярной биологии Института ветеринарной медицины УААН Олег ДЕРЯБИН. — Тогда как раз были выявлены наиболее опасные возбудители болезней, способные передаваться при гемотрансмиссии — вирус гепатита С и ВИЧ.

Поводом к решительным действиям послужили множественные случаи заболевания вирусным гепатитом, возникшие по вине немецкой фирмы «Гамагард», выпустившей на рынок внутривенный иммуноглобулин, загрязненный вирусом. Для его производства была использована некачественная плазма, тестирование которой проводилось при помощи метода иммуноферментного анализа (ИФА) на недостаточно чувствительных и специфичных диагностических тест-системах — они дали высокий уровень псевдонегативных результатов. Вирус же попал в препарат. После установления первых фактов инфицирования препаратом, он был полностью изъят из оборота. Заболели лишь несколько сотен пациентов — развитие эпидемии было предупреждено быстро и эффективно. После этого и государство, и фирмы-производители препаратов крови приняли все необходимые меры по обеспечению вирусной безопасности такой продукции.

Сразу же после гамагардского инцидента в развитых странах производители начали использовать современные тесты для анализа сырья. Со временем появились тесты на основе полимеразной цепной реакции (ПЦР), используемые наряду с иммуноферментным анализом. У таких тестов намного выше чувствительность, и потому он позволяет выявить вирус в плазме в тех случаях, когда ИФА бессилен. В результате сегодня в Европе количество инфицированных доноров уменьшилось до значений в пределах статистической ошибки. Если в начале 80-х годов прошлого столетия вирус гепатита В, С и ВИЧ выявлялись у одного на 100—1000 доноров, то сегодня — у одного на 100 тысяч и даже на один миллион доноров.

Кроме того, каждая компания-производитель препаратов крови имеет свою сеть пунктов заготовки плазмы, за которыми закреплены постоянные доноры. На них каждый донор проходит разноплановый медосмотр, а его плазма после сдачи крови еще три—шесть месяцев находится на карантине.

Однако даже такие меры не дают полной гарантии того, что вирусов в плазме нет. Поэтому в развитых странах производителей препаратов крови обязали использовать специфические процедуры инактивации вирусов. Производитель должен доказать (валидировать) эффективность и полноту инактивации возбудителя в производственном процессе, что с нашей помощью успешно сделано на отечественном предприятии «Биофарма».

О серьезных проблемах с тестированием донорской крови и препаратов, из нее изготовленных, говорит и заведующая лабораторией контроля качества иммунобиологических препаратов Института эпидемиологии и инфекционных болезней им. Л.Громашевского АМН Украины Светлана РЫБАЛКО:

— Донорская кровь и ее плазма, как известно, используются не только для прямого переливания больным, но и для изготовления лекарственных средств. Поэтому вирусная безопасность препаратов крови — одна из наиболее актуальных проблем. Во многом она достигается за счет таких мер, как скрининг доноров, карантинизация плазмы, входной контроль сырья для производства препаратов крови, а также контроль готовой продукции на наличие серологических маркеров возбудителей инфекций, передающихся при переливании крови.

Но, несмотря на постоянное усовершенствование методологии скрининга, использование диагностических тест-систем с достаточно высокой чувствительностью и специфичностью, риск заготовки плазмы от инфицированных лиц в период так называемого «серонегативного» окна сохраняется. Поэтому во всем мире при производстве препаратов из нескольких сотен или тысяч индивидуальных порций донорской плазмы используется метод инактивации возбудителей вирусных инфекций. Среди отечественных производителей препаратов крови наиболее распространенный метод инактивации — пастеризация вместе со сменой рН среды и ультрафильтрация белковых растворов. Однако известно, что эти методы не всегда эффективны из-за образования в растворах иммунных комплексов между инфекционным агентом и иммуноглобулинами.

В Украине от производителя не требуется повторно тестировать плазму. Остались лишь требования (еще со времен СССР, когда о многих современных вирусах типа ВИЧ не шло и речи) по контролю вирусной безопасности уже готовых лекарственных форм. Причем методом иммуноферментного анализа, который нигде в мире для этих целей уже не используют, поскольку он не дает реального представления о загрязненности препаратов опасными возбудителями болезней. Фактически производитель должен использовать те же самые диагностикумы, что и станции переливания крови. Но если использование таких тест-систем для анализа непосредственно плазмы крови человека разрешено и рекомендовано, то для анализа готовых лекарственных форм препаратов крови об этом не говорится ни в одной инструкции к тест-системам производителей любой развитой страны мира.

Сегодня технология производства препаратов, в состав которых входят компоненты крови человека, должна включать определенные этапы инактивации возбудителей вирусных инфекций — как это записано в международных требованиях к производителям. Украине, учитывая угрожающую ситуацию с уровнем заболеваний, передающихся через кровь, не мешало бы перенять этот опыт.

Один из современных способов очистки готовых препаратов — сольвент/детергентная инактивация вирусов. Суть его заключается в том, что в практически готовый препарат добавляют специальные инактивирующие соединения — сольвенты и детергенты, которые растворяют жировую оболочку (мембрану) вируса на молекулярном уровне. Разрушенный вирус уже не может стать причиной заболевания. На следующем этапе полученный препарат очищается от соединений сольвент/детергента и возможных остатков вирусных частиц методом хромотографии — он позволяет качественно очистить препарат от химических соединений, а также от безоболочковых и остатков оболочковых вирусов. Эффективность технологии предприятия «Биофарма» подтверждена не только на модельных вирусах животных, но и на штаммах вирусов человека.

Проблема осложняется тем, что функция заготовки и переработки практически всего сырья в стране возложена на малочисленную сеть отечественных центров и станций переливания крови (СПК) и несколько плазмоперерабатывающих заводов. Все они находятся в собственности государства. Следовательно, средства на модернизацию производства выделяются крайне скудные. Оборудование в большинстве центров и СПК старенькое, еще 70-х годов, сырье нередко тестируется по нормам, выработанным еще четверть века назад. Часто не выдерживаются даже самые элементарные требования к безопасности донорской крови и ее компонентов.

Усугубляет положение ситуация с донорством. Желающих сдать кровь с каждым годом становится все меньше: только в столице за последние семь лет количество сдаваемой донорами крови уменьшилось в два раза. Производство же препаратов крови по европейским стандартам качества требует не только больших инвестиций, но и наличия достаточного количества сырья. Строить крупные современные заводы по переработке крови и выпуску ее препаратов рентабельно лишь при полной загрузке производственных мощностей. Украинские СПК сегодня этого сделать не в состоянии. Равно как и обеспечить европейский уровень качества поставляемой продукции.

— Плазмы, отвечающей международным стандартам качества, в Украине нет, — утверждает председатель правления ЗАО «Биофарма», выпускающего сегодня ряд препаратов крови, Константин КУРИЩУК. — Поэтому в производстве мы практически полностью используем плазму из стран Европейского Союза, в частности из Словакии. Это сырье отвечает требованиям Европейской фармакопеи, прошло процедуру регистрации на территории Украины. На предприятии организована система контроля качества препаратов крови в соответствии с международными нормами, состоящая из нескольких звеньев: входного контроля сырья, контроля производственного процесса между различными операциями и контроля готовой продукции.

В частности, создана современная лаборатория, где с помощью методов иммуноферментного анализа и полимеразной цепной реакции вся плазма, которая идет в производство, контролируется на наличие маркеров инфекционных возбудителей. Методом ПЦР минипулы плазмы проверяются на содержание генетического материала четырех вирусов: вируса гепатита В, С, ВИЧ, парвавируса В19.

В соответствии с требованиями Европейской фармакопеи для повышения вирусной безопасности препаратов крови мы используем методы ПЦР и ИФА и при контроле сырья между производственными операциями. Однако это также не гарантирует вирусную безопасность готовой продукции, в первую очередь иммуноглобулина. Поэтому точно так же, как и производители препаратов крови Западной Европы и Северной Америки, для окончательной гарантии вирусной безопасности продукции мы применяем технологию инактивации вирусов. Она создана на основе сольвент/детергентного метода инактивации с дальнейшей хроматографической очисткой иммуноглобулина. По показателям эффективности в мире она справедливо считается «золотым стандартом».

Для каждой технологии получения препаратов крови предусматривается процедура подтверждения эффективности инактивации вирусов путем моделирования контаминации сырья разными модельными вирусами — так называемая валидация. На предприятии она проводится в соответствии с европейскими требованиями. Для этого использовались модельные вирусы с широким спектром физико-химических и морфологических особенностей. В частности, исследовались возможности инактивации вируса иммунодефицита человека. Исследования прошли успешно. Валидационные исследования также дали возможность показать инактивацию таких возбудителей инфекций, как вирус диареи крупного рогатого скота, вирус гепатита уток, псевдобешенства, аденовирус человека, энтеровирус свиней и ряд других. Все эти вирусы моделируют наиболее опасные возбудители гемотрансмиссивных инфекций, и к тому же показывают высокий потенциал системы для удаления и (или) инактивации широкого спектра вирусов, которые не передаются при переливании крови.

После этого с помощью метода жидкостной хроматографии препарат очищают от уничтожающих вирусы химических агентов и остатков самих вирусов. В результате получается иммуноглобулин, по качеству соответствующий всем требованиям ЕС.

ЗАО «Биофарма» вырабатывает широкий спектр препаратов иммунобиологического профиля, среди которых большое место занимают препараты крови. Их количество постоянно увеличивается и сейчас насчитывает 20 наименований. Среди них такие ценные препараты, как церулоплазмин, альбумин, большое количество препаратов на основе иммуноглобулинов. Сегодня предприятие — единственный производитель препаратов крови на территории бывшего СССР и Восточной Европы, где в производство иммуноглобулина внедрены мировые стандарты вирусной безопасности препаратов крови.