Без наркоза
- Вот недавний случай. Приезжего издалека к сыну-студенту киевского вуза доставили в больницу с острыми сердечными болями. А там сразу выставили сумму - 400 гривен, которая при пересчете была увеличена почти в два раза. денег таких у больного не нашлось, и медперсонал, сделав укол, посоветовал обращаться в «скорую». Пока ее вызывали да пока дождались, помочь человеку уже не удалось: по дороге он скончался от инфаркта.
- С оплатой за услуги наконец-то нужно внести ясность - когда платить и сколько. А то все судачим о реформировании отрасли, а реальная забота о больном человеке остается где-то на заднем плане...
(Из мимоходом услышанного в коридоре Минздрава)
Странный приоритет получается
В новый год наше здравоохранение вступило со старыми, уже хроническими «болячками». на состоявшейся расширенной коллегии Минздрава министр здравоохранения А.Сердюк охарактеризовал положение дел в отрасли как «критическое, кризисное». Обсуждались итоги прошедшего года и пути дальнейшего развития системы охраны здоровья в Украине. Поскольку сейчас «нет важнее проблемы, чем здоровье нации», ожидалось участие в работе коллегии первых государственных лиц. Но прибыли вторые. Значит, есть дела поважнее.
Между тем на коллегии было что послушать (живой обмен мнениями - это не сухой бумажный отчет) и над чем поразмыслить. Минувший год, к сожалению, добавил проблем со здоровьем. Статистика воистину удручающая. ныне в Украине более 6 млн. человек страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, 1,2 млн. психически больных, 740 тыс. онкобольных, 720 тыс. больных алкоголизмом, 600 тыс. - туберкулезом, 56 тыс. - наркоманией. Более 1,5 млн. наших соотечественников - инвалиды. Ежегодно 2,2 млн. чел. переносят хирургические операции. Возрастает венерическая заболеваемость, трудно прогнозируемая ситуация со СПИДом.
А чего стоят инфекционные заболевания, которые ежегодно поражают четверть жителей Украины!.. Вирусные гепатиты, дифтерия, острые кишечные, респираторные инфекции и грипп вместе взятые обходятся государству ежегодно в 1,5 млрд. гривен.
На этом фоне крайне печально выглядит демографическая картина. За последние шесть лет в Украине умерло на 1,2 млн. чел. больше, чем родилось. По прогнозам, к концу нынешнего века эти страшные «ножницы» удвоятся.
Охрана здоровья в Украине, как не единожды провозглашалось с высоких трибун, является одним из государственных приоритетов. В то же время проектом бюджета-97 на здравоохранение предусмотрено 3,3 млрд. гривен (при минимальной потребности 7 млрд. грн.). И обещано, что «больше не будет».
Странные получаются у нас приоритеты...
С реформой здравоохранения опоздали
на несколько лет
Именно так считает министр здравоохранения А.Сердюк. И выражает уверенность, что 1997-й «станет годом конкретных экономических преобразований в охране здоровья, адекватных рыночным условиям». До сих пор эти преобразования в отрасли сопровождались нездоровыми, более того патологическими процессами. Вообще, трудно говорить о каких-то рыночных преобразованиях, когда, например, обязательства государства только на выдачу льготных рецептов достигают 3,5 млрд. грн., тогда как весь бюджет отрасли, как уже говорилось, определен в 3,3 млрд. грн. Конечно, речь не идет о том, чтобы отменить в одночасье все льготы, но упорядочить их, пересмотреть существующую нормативную базу необходимо. Подготовлен соответствующий проект постановления Кабинета министров, составлен перечень препаратов для льготного обеспечения преимущественно отечественного производства, которые не уступают по качеству зарубежным лекарствам, а то и лучше их.
Отрасль, которая финансируется по остаточному принципу, работает еще и по затратному. Даже те небольшие средства, которые выделяет государство, используются крайне неэффективно. Многие руководители в системе здравоохранения, особенно на местах, продолжают мыслить и действовать «по старинке».
Кризис украинского здравоохранения, по мнению А.Сердюка, кроется не столько в его материальной бедности, сколько в архаичной, отжившей организации. В сложившейся ситуации сохранение государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи на универсальной основе (т. е. все виды медпомощи для всех контингентов населения) нереально даже при привлечении дополнительных источников финансирования, считает руководство Минздрава. Даже высокоразвитые страны со стойкой экономикой не могут себе такое позволить.
Процесс реформирования отрасли предусматривает:
- во-первых: структурную перестройку;
- во-вторых: привлечение дополнительных средств в охрану здоровья, в т. ч. по каналам медицинского страхования;
- в-третьих: принципиально новый кадровый подход (число врачей и медперсонала должно быть приведено в соответствие с мировыми стандартами и т. д.).
У нас больше врачей, чем в любой цивилизованной стране. Их количество предусмотрено уменьшить, таким образом приведя соотношение врачей и пациентов к зарубежным нормам. этот далеко не безболезненный процесс уже идет. В этом году запланировано сократить 60 тыс. койко-мест и 50 тыс. должностей, что, кстати, позволит сэкономить 300 млн. грн. Реорганизация стационарной помощи коснется также ее улучшения и интенсификации. Анализ показывает, что лечение не менее трети госпитализируемых больных с не меньшим эффектом можно обеспечить во внебольничных условиях. Сегодня внебольничная помощь остается распорошенной, что никому не на пользу.
Стратегическое направление реструктуризации здравоохранения его руководство усматривает в совершенствовании первичной медицинской помощи с постепенным переходом (к 2000 году) к системе «семейный врач».
Вопросы реорганизации отрасли заложены в ряд законопроектов, в частности в Концепцию реформирования системы охраны здоровья и проект закона о страховой медицине. Возможно, не далече как в марте-апреле этот закон рассмотрит Верховная Рада. Кстати, разговоры о нем ведутся давно, и даже высказывались предположения, что в начале этого года он будет принят.
- два острых, мучительных вопроса, на которые пытались ответить еще революционно настроенные умы прошлого, возникают в критической ситуации: «Кто виноват?» и «Что делать?» Применительно к нашим условиям они решаются довольно просто: виноват обычно руководитель отрасли и надо его снимать. Эта схема работала в Минздраве в течение последних лет. Результат, как говорится, налицо. Несомненно одно: медицина в Украине должна развиваться как приоритетное направление. С больным народом нельзя построить мощное государство, - с этими словами из выступления вице-президента Академии медицинских наук, академика НАНУ и АМН В.Фролькиса нельзя не согласиться.