UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОЗНАЙ И ПОБЕДИ… САМОГО СЕБЯ

Над человечеством тысячелетиями витает призрачный образ светлого будущего. Однако все попытки пр...

Автор: Анатолий Тузов

Над человечеством тысячелетиями витает призрачный образ светлого будущего. Однако все попытки приблизиться к нему, опираясь на значимость только внешних факторов, в конечном итоге разбивались о скрытые утесы внутреннего мира личности, порождая социальные катаклизмы, дополнительные страдания, беспрецедентный рост внутривидовой агрессии, увеличение антиобщественных проявлений.

Конец прошлого и начало нынешнего века ознаменовались резким возрастанием негатива. Разрушается природная среда обитания человека, разрываются экологические звенья, растет число болезней, не прекращаются этнические и национальные конфликты, ведутся бесконечные братоубийственные побоища. Общемировым злом стали внешне бессмысленные и нечеловечески жестокие деяния преступников-маньяков, бытовые убийства, торговля женщинами и детьми, похищение людей, пиратство, рабство, глобальный терроризм. Увеличивается опасность расширяющегося взаимодействия неосознаваемого стремления к удовлетворению животных инстинктов с изощренностью развитого интеллекта.

Удручающая картина сегодняшнего мира рождает неверие в то, что человек станет лучше и терпимее. Подобную ауру создают не только реалии сегодняшнего дня, но и вся предыдущая история человечества, которая в значительной степени соткана из страданий.

В принципе можно считать нормальным явлением наличие в любом обществе людей жадных, завистливых, злых и агрессивных. Однако нельзя признать нормой резкое увеличение их количества, произошедшее по определенным причинам. В частности из-за повреждения, а в некоторых случаях умышленного разрыва глубинных информационных источников прошлого; деформирования чувства рода; обезличивания индивидуальности; ослабления интеллектуальной прослойки вследствие бесконечных социальных катаклизмов; разрушения духовной первоосновы и законности, призванных корректировать и смягчать поведение в многообразии человеческих отношений; извращения навыков ради удовлетворения материальных потребностей и накопления материальных ценностей, которые наряду с материальными знаниями ведут к порабощению себе подобных. Эти и некоторые иные факторы «длительного действия» способствовали дегуманизации общества.

Что касается постсоветских республик, то в них на указанные выше обстоятельства наслоились также собственные, специфические социально-экономические трудности. В частности, на пути к рынку отношения в обществе подвергаются новым испытаниям, связанным с насыщением подсознания стереотипами личного обогащения любыми путями.

Разбалансированность не только бытия, но и сознания ведут к психологической нестабильности, росту негативных антиобщественных проявлений, в том числе преступных, особенно связанных с межличностными отношениями. Психика людей все чаще не справляется с экстремальными ситуациями, вследствие чего мгновенно запускаются глубинные, нередко деструктивные, базирующиеся на инстинктах подсознания, механизмы защиты физического тела.

Сегодня вряд ли кто-то станет отрицать, что многократные попытки ликвидировать антиобщественные проявления, включая преступность, с помощью самых конструктивных социальных мер потерпели крах. Ни введение более суровых санкций, ни увеличение сети правоохранительных органов и учреждений по отбыванию наказания, ни конструктивные государственные программы не остановили все разрастающееся зло, обусловленное биосоциальными особенностями мира личности, живущей и развивающейся по своим, пока неведомым нам законам. Живая личность со своим непознанным внутренним миром подсознания, нередко противостоящим разуму, со своими человеческими и животными инстинктами, слабостями и страстями опрокидывала самые оптимистические прогнозы по обузданию проявлений негативной энергии.

На этом фоне парадоксом выглядит игнорирование в законе психологических истоков зарождения механизма преступного поведения как специфической разновидности поведения вообще.

Одной из основных причин существующих в обществе неприглядных криминогенных реалий является, на наш взгляд, полный отрыв осознающего разума от своих корней в бессознательном. Это привело к тому, что элементы бессознательного все чаще врываются в нашу жизнь через различные социальные патологии, в том числе антиобщественные, преступные проявления, включая маниакальные преступления, которые растерявшееся общество не может ни объяснить, ни тем более предупредить с позиции прежних подходов.

Конечно, отмечая значимость центров подсознания в механизме поведения личности, было бы ошибкой полагать, что воздействие подсознания на осознающий разум носит только деструктивный характер. Многочисленные факты свидетельствуют, что при стечении определенных, пока непознанных обстоятельств подсознание нередко проявляет себя весьма конструктивными свойствами. Всемирно известные композиторы, поэты, ученые признаются, что наиболее выдающиеся их произведения или гениальные открытия являются вовсе не результатом осознающего разума, а следствием непонятного им озарения.

На основе знаний, находящихся в подсознании, развивается осознающий себя разум и многогранная индивидуальность со всеми особенностями характера, преимуществами, слабостями и недостатками. Подсознание обеспечивает мироощущение, без которого человек не способен понять ни свои проблемы, ни глобальные проблемы природы, ни боли и беды всего человечества. Составные современной цивилизации не только не учитывают, а, напротив, подавляют живительные корни в человеческом начале. Как следствие, накапливается негатив, усиливается примитивизм нравов и отношений, продолжается подтачивание духовных пластов, укреплявших человека, прогрессирует пораженность общества различными извращениями. При этом истоки былых корней, ранее питавших человека и создававших ему душевное равновесие — государство, община, религия, семья, разрушаются под натиском техногенной цивилизации.

Человек, придя из прошлого, которого уже нет, и направляясь в будущее, которого еще нет, оказавшись перед лицом грозных реалий бесконечно уплывающего настоящего цепенеет. Ведь опасности, порожденные природными, техногенными и социальными катаклизмами, подстерегают его на каждом шагу.

В подсознании содержатся не только инстинкты, касающиеся опыта индивидуальной жизни, но и инстинкты, ранее представлявшие собой усилия, направленные на сохранение вида. Поэтому необходимо отыскать пути, ведущие к первичной схеме, обусловившей разнообразие типичных черт личности и универсального поведения, потенциально существующих во всех нас. Думается, именно этот путь позволит объяснить и понять человеческие реалии, в том числе и содержимое человеческого подсознания.

Удастся по-новому взглянуть и на возрастающие разновидности маниакальных убийств, в том числе совершаемых на сексуальной основе. Речь идет, в частности, о внешне безмотивном убийстве сексуальных партнеров, в основном женщин. В связи с этим поневоле вспоминается генетически обусловленный сценарий жизни наших «братьев меньших». Например, самка паука, известная как «черная вдова», съедает самца, продлившего свой род. Самка насекомого-богомола в момент ее оплодотворения откусывает голову самцу. Что это — жестокость или биологическая целесообразность? О чем говорят эти на первый взгляд отвлеченные или даже несколько наивные примеры? Грани между человеческим поведением, обусловленным фрагментами биологической программы, и всплесками осознающего разума, очень подвижны. Установить пусковые импульсы такого поведения еще предстоит в будущем. Причем зафиксировать их гораздо сложнее, чем новые, короткоживущие элементы таблицы Менделеева.

Материалы уголовных дел свидетельствуют, что субъекты, убившие своего сексуального партнера, чаще женщину, не только не могут объяснить мотивы своего деяния, но и вполне искренне недоумевают по поводу содеянного. Конечно, можно сомневаться в искренности преступника, пытающегося таким образом если не уйти от наказания, то по крайней мере смягчить его. Различного рода симуляции при проведении судебно-психиатрической экспертизы не единичны. Однако они не могут служить основанием для игнорирования явления в целом. Тем более что в СМИ и медицинской литературе описаны неединичные случаи обращения к психиатрам лиц, находящихся на грани совершения подобного преступления.

Вот один из примеров. К известному психиатру обратился за медицинской помощью 28-летний мужчина, который после интимной близости с понравившейся ему женщиной испытывал непреодолимое желание убить ее. Причем напряжение длилось два-три дня.

Подобные примеры представляют не только значительный научный интерес, но и практическую значимость в плане изучения истоков, побудительных импульсов маниакальных преступлений. Кроме того, они подтверждают необходимость нетрадиционного подхода к проблеме необычных негативных проявлений, включая преступные, совершаемые лицами, не страдающими психическими заболеваниями. Речь идет, в частности, о маниакальных преступлениях как крайней форме проявления деструктивных инстинктов, представляющих серьезную опасность для общества. Мотивы нечеловечески жестоких преступлений маниакального убийцы, известного под кличкой Джек Потрошитель, уже 115 лет остаются загадкой, как и личность самого преступника, несмотря на множество посвященных этому злодеянию книг и научных статей.

В наши дни количество таких преступлений неимоверно возросло практически во всех «развитых» странах. Предупредить их весьма сложно, поскольку неизвестны глубинные мотивы и причины совершения. Борьба ведется практически вслепую в результате непознанности внутреннего мира личности, механизма преступного поведения. Речь идет и о маниакальных убийствах с элементами вампиризма, каннибализма и т.д.

Вот пример из следственной практики. Апрельским утром в мусорном контейнере было обнаружено тело 19-летней Ольги. Ее убил 35-летний приятель. Убийца постоянно испытывал непреодолимую потребность в свежей крови. Когда работники милиции прибыли на квартиру, где он жил, некоторым из них стало плохо: в ванне они увидели разлагающиеся фрагменты человеческих останков. Во время одного из допросов вампир отказался давать показания, требуя свежей крови. Осушив банку телячьей крови, он отметил, что людская слаще.

В процессе досудебного следствия было установлено, что при рождении у подследственного обнаружили отек головного мозга. В школе, среди других учеников, он ничем особо не выделялся. Странности в поведении окружающие начали замечать позже, когда его отец, работавший на мясокомбинате, принес с собой литровую банку телячьей крови. Напиток понравился сыну. После этого соседи стали замечать, что девятилетний подросток начал резать бездомных кошек и собак, а затем убил кролика в «живом уголке» школы. Психиатры, обследовавшие его по настоянию директора школы, никаких явных отклонений в психике не обнаружили. Впоследствии знакомые нередко замечали на его губах следы от красного напитка, а на одежде — подозрительные бурые пятна.

Судебно-психиатрическая экспертиза признала убийцу вменяемым, отметив у него такие симптомы, как напряженность деструктивной потребности и высокий уровень психопатизации. Кстати, ни в психиатрии, ни в уголовном праве не существует такого понятия, как вампиризм.

Подобные примеры показывают, что импульс, запускающий механизм маниакального преступного поведения, может исходить не только извне, но и из глубин внутреннего мира личности. И, как следствие, в таких случаях человек сам ищет и создает ситуации, которые бы позволили ему, взвинтив себя, разрядиться насилием, удовлетворив тем самым деструктивную потребность, обусловленную соответствующим инстинктом.

Изучение биографического материала, касающегося личности маниакальных убийц, показывает, что многие из них (а возможно, и все, поскольку эти сведения не всегда находят отражение в материалах уголовного дела) на определенном этапе жизненного пути получили физическую или психическую травму. А иногда и ту и другую. Так, один известный маниакальный убийца в трехлетнем возрасте пережил страшный шок: его отец топором зарубил мать. У другого в голодные годы съели брата, о чем он впоследствии постоянно вспоминал. У третьего имела место родовая травма. Перечень можно продолжить.

Вполне возможно, что именно физическая или психическая травма, сведения о которой остались за порогом сознания, послужила причиной последующей перенастройки личностной программы, сужения влияния сознания и, как следствие, уменьшения возможности адаптироваться в окружающем мире. В результате перенастройки включался «кризисный вариант программы», в основе которой доминируют инстинкты, отвечающие за безопасность личности. При возникновении реальной или мнимой для субъекта угрозы с блоков памяти, находящихся в подсознании, мгновенно считываются и запускаются в действие готовые формы и методы защиты, которые могли применяться в подобной ситуации не только при жизни субъекта, но и много веков тому назад его далекими предками. Именно в таких ситуациях в наше общество сквозь тысячелетия проникают спрессованные разновидности деструктивной энергии предшествовавших поколений и цивилизаций. Режим повышенной готовности может поддерживаться длительное время элементами конкретной жизненной ситуации, такими как неблагоприятные условия проживания в семье, в том числе пьянство одного или обоих родителей, их жестокость, безразличное отношение к детям, жестокие нравы в неформальной группе сверстников и т.д. В целом реалии современной жизни достаточно успешно подпитывают и реанимируют корни насилия. Как следствие, появляется излишняя подозрительность, развивается неудовлетворенность собой, своим положением в обществе. Формируется новая гипертрофированная потребность в самоутверждении, причем любыми путями.

Такой человек, постоянно «подзаряжаясь», может годами носить в себе «кризисную программу», которой свойственно в определенной мере изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, вследствие чего значимость сознания и элементов, находящихся в подсознании, постоянно колеблется. Вероятно, не случайно у окружающих порой создается впечатление, что некоторые люди живут «двойной жизнью»: их поведение не всегда устойчиво, а реакция на внешние раздражители неадекватна. При этом поведение человека, его формы и проявления во многом зависят от того, на какой деструктивный инстинкт он «подсел» и какова энергетическая мощность этого источника. Не только для правоохранителей, занимавшихся уголовными делами маниакальных убийц, но и для сослуживцев, соседей и даже близких родственников необъяснимой загадкой является поведение субъектов этих преступлений. Известный маньяк Чикотило, с одной стороны, был заботливым членом семьи и рачительным хозяином, а с другой — невиданно жестоким зверем в обличье человека, разрывавшим, терзавшим, а иногда и пожиравшим человеческую плоть.

Вероятно, было бы ошибочно полагать, что при совершении маниакальных убийств реализуется только один инстинкт, одна патологическая потребность. Действия маньяка-убийцы нередко многоплановы: они могут сочетать в себе и лишение жизни человека, и сексуальные проявления, и имущественные преступления и т.д. А иногда с помощью одних преступных действий достигается более отдаленная цель — удовлетворение доминирующей извращенной потребности.

Попытки познать сущность человека с позиций только материалистического подхода привели к забвению знаний древних народов, к суете и заблуждениям, которые так трагически сказались на жизни человечества. В тупик зашли и исследования, касающиеся познания мозга, породив больше вопросов, чем ответов. Несмотря на комплексный подход к решению данной проблемы, объединяющий усилия представителей разных специальностей и разные методы исследования, количество белых пятен в этой проблеме все увеличивается по мере перехода к изучению «высших» функций. Мир подсознания, сознание и эмоции с позиции материалистического подхода остаются, как и прежде, величайшей загадкой. По мнению известного нейрофизиолога Н.Бехтеревой, многие годы являющейся научным руководителем Института мозга человека в Санкт-Петербурге, мозг — это «сплошная непроницаемая стена, лишь с редкими полупросветами». На вопрос корреспондента, как она относится к мнению нобелевского лауреата физиолога Эклса о том, что мозг — это только приемник, с помощью которого душа воспринимает мир, Бехтерева ответила: «Впервые я услышала мнение Эклса на заседании Юнеско и подумала — какая чушь. Понятие «душа» для меня тогда было за гранью науки. Но чем больше я изучала мозг, тем больше думала об этом. Мне хочется верить, что мозг — не только приемник». И далее: «Мозг впитывает информацию, обрабатывает ее и принимает решения — это так. Но иногда человек получает готовую формулировку как бы из ниоткуда. …Что касается озарения… Может ли это быть результатом работы мозга? Да, может. Только я не очень хорошо представляю себе как. Потому что уж больно красивы и совершенны формулировки, которые мы получаем как бы извне».

Можно только посочувствовать известному нейрофизиологу, оказавшемуся на распутье. Ограниченное познание сложного мира человека только изучением его физического тела, являющегося инструментом для решения задач в условиях земных реалий, вряд ли приведет к желаемому успеху.

К сожалению, и базовые понятия некоторых элементов состава преступления, относящиеся, прежде всего, к психологическим особенностям личности субъекта преступления, остаются невыясненными и несогласованными. Вероятно, в том числе и поэтому они не нашли своего закрепления в законе. К чему это ведет на практике, видно на примере такого элемента субъективной стороны, как «мотив», являющегося стратегическим центром всего комплекса наук, занятых изучением человеческого поведения. Эффективно воздействовать на личность человека в плане его правомерного поведения можно лишь через его мотивационную систему. Однако если важность выяснения мотива деяния не вызывает сомнения ни у психологов, ни у юристов, то по поводу содержания этого понятия единства мнений в науке нет. В результате такой неопределенности в сложном положении оказываются практические работники, ведущие процесс и, соответственно, решающие судьбы людей, которые в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона обязаны доказывать по каждому уголовному делу мотивы преступления. Однако нормы и процессуального, и материального права не содержат понятия «мотив». Получается как в известной сказке: пойди туда, не знаю куда… А ведь сотрудникам правоохранительных служб приходится иметь дело не со сказочными персонажами, а с реальными бандитами, насильниками, убийцами, выявление «критических точек» личности которых могло бы помочь оптимально решать многие уголовно-правовые и криминологические задачи.

Официальной юридической наукой мотив рассматривается как продукт только интеллектуальной деятельности. К чему это привело, можно увидеть на примере маниакальных убийств, мотивы которых остаются загадкой для теории и практики. Более того, не без помощи СМИ мотивы этих необычных преступлений начинают обрастать мистическим налетом. Тем более что для этого имеются благоприятные условия: давно не наблюдалось таких массовых попыток скрыться от своих проблем и тревог в ирреальный, сказочный мир.

Вполне вероятно, что результаты исследования проблем подсознания в сочетании со знаниями, полученными на заре становления человечества, станут основой для объяснения, понимания и последующего трансформирования многих неконтролируемых или слабо контролируемых сознанием антиобщественных проявлений, находящихся как за пределами психопатологии, так и личной жизненной истории. Человек вынужден будет научиться не только сосуществовать, но и плодотворно сотрудничать с миром неосознанного как для решения вопросов, касающихся неприемлемых для общества негативных форм поведения, так и для того, чтобы открыть неиссякаемый источник знаний и мудрости, создать прогнозируемый и спокойный мир.

Настало время извлечь уроки из бесконечной череды трагических событий, следующих за не менее бесконечными, но бесплодными попытками преобразовать общество, «загнать человека в счастье железной рукой», игнорируя при этом давно очевидный факт, что сообщество состоит из отдельных непредсказуемых или слабо предсказуемых личностей, подсознание которых заполнено зарядами далекого и не очень далекого прошлого, содержащими в своем запороговом мире не только красочные фейерверки, способные порадовать зрителя, но и материал, влекущий беды, разрушения и страдания. Необходимо реабилитировать древние знания о внутреннем мире личности, объединить усилия мирового сообщества в развертывании глобальных исследований, касающихся этой проблемы.

При этом придется исходить из того, что человечество не может отменить свой осознающий разум и вернуться к бессознательному состоянию. Эволюция пошла по нынешнему пути, программа о котором заложена не только в структуру личности, но и в структуру физического тела. Иное дело, что современная цивилизация столкнулась с серьезными испытаниями, обусловленными забвением, а порой и игнорированием давно очевидного факта, что между миром сознания и миром неосознанного существует неразрывная связь. Возникает она с момента рождения человека и длится до его перехода в мир иной.

До того времени, пока не будет исследован и познан мир подсознания, основной задачей, на наш взгляд, является отыскание наиболее приемлемых форм трансформирования инстинктов человека и оптимальное удовлетворение возникающих на их основе потребностей. Это, по сути, обусловливает и направленность человеческой культуры. К примеру, у древних греков под контролем и в рамках строгого ритуала происходили не всегда понятные современному человеку оргии. Практичные представители великой цивилизации, учитывая специфику человеческой сущности, в рамках своего понимания предпринимали упреждающие меры для смягчения противоречий между животным и собственно человеческим началом. Чтобы сохранить сосуд, они с помощью жестко контролируемых оргий периодически приоткрывали клапан, выпуская из него бурлящую энергию глубин подсознания. Конечно, в стихийных, нередко затмевающих античные, оргиях нет недостатка и у современной цивилизации. Причем без жесткого ритуала и романтизма. Распространенные сегодня как в жизни, так и на экранах телевизоров и компьютеров оргии, нередко замешанные на спиртном и наркотиках, ускоряясь мощными катализаторами в виде не до конца продуманных техногенных разработок, ведут к дальнейшему разрушению личности, увеличению бед и страданий не только конкретного человека, но и семьи, нации, всего человечества. Однако люди, самонадеянно увлекшись техническими «достижениями», пренебрегая мудростью предков, все больше дразнят в человеке зверя.

В недалеком будущем реалии жизни вынудят все государства установить жесткий контроль за «ненастоящими», киношными сценами насилия и жестокости, по-настоящему, однако, провоцирующими и подпитывающими деструктивные инстинкты. За подобные санкционированные и дозированные сцены придется платить налог (на жестокость и насилие) с последующим направлением этих средств на реабилитацию пострадавших зрителей.

Однако только лишь запретительными мерами проблему не решить. Как известно, спрос определяет предложение. Случаен ли такой интерес к насилию? Даже косвенно участвуя в сценах насилия, в качестве зрителя, некоторые люди, тем самым неосознанно «бросают кость» собственным деструктивным инстинктам с целью «ублажить» их, разрядить или хотя бы смягчить напряжение, вызванное ими. В целом же причины спроса на сцены насилия у некоторых людей, не обладающих достаточной культурой, навыками и умениями если не подавления, то, во всяком случае, трансформирования энергии инстинктов, принципиально не отличаются от причин любви к оргиям древних греков, к зрелищам — древних римлян. Можно вспомнить и о многочисленных войнах, и об охоте не ради пропитания, и о кулачных боях, корриде и многом другом.

Исследование внутреннего мира личности, познание скрытых в нем возможностей и опасностей, способных принести человечеству благо или зло, является важнейшей как национальной, так и межгосударственной задачей. От ее решения в значительной мере зависит не только успех в работе по профилактике негативных поведенческих проявлений, преступности, но и мировой правопорядок в целом, особенно в условиях возрастающей «прозрачности» межгосударственных границ. От полученных знаний, касающихся личности, будет зависеть, сумеет ли человечество воспользоваться плодами научно-технического развития, сможет ли их направить во благо, а не во зло себе. Поэтому сегодня, как никогда ранее, актуален афоризм «Познай самого себя».