UA / RU
Поддержать ZN.ua

Появится ли у нас министерство здоровья?

Реформированием ведомства, которое почему-то считается ответственным за здоровье населения (профессионалы знают, что это не так), заняты все ветви власти: от администрации президента до главного врача районной больницы.

Автор: Геннадий Апанасенко

Реформированием ведомства, которое почему-то считается ответственным за здоровье населения (профессионалы знают, что это не так), заняты все ветви власти: от администрации президента до главного врача районной больницы. Реформаторы считают, что главное в реформе - оптимизация финансирования здравоохранения и этапность оказания медицинской помощи заболевшим (по аналогии с лечебно-эвакуационным обеспечением (ЛЭО), принятая в Вооруженных силах СССР: доврачебная помощь, первая врачебная, врачебная и специализированная помощь). Только не следует забывать, что ЛЭО было предназначено для условий военного времени в целях оказания эффективной помощи раненым и пораженным. А для условий мирного времени существовала совершенно иная система - санитарно-эпидемиологическое и лечебно-профилактическое обеспечение, которое строилось на совершенно других принципах и призвано было не допустить развития заболевания.

Для начала несколько положений, против справедливости которых трудно возражать.

1. В соответствии с только что опубликованными данными Всемирного банка («Основные причины высокого уровня смертности в Украине»), главной причиной высокой заболеваемости и смертности в нашей стране является не то, что скрывается под термином «социально-экономический кризис» (болеют и умирают одинаково часто и бедные, и богатые), а нарушение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ) основной частью населения (курение, алкоголь, наркомания, гипокинезия, нерациональное питание).

2. Исследования, проводившиеся в течение 20 лет в пяти областях Украины, показали (2009), что популяционные показатели заболеваемости и смертности мало зависят от состояния здравоохранения в регионах. Эти данные хорошо согласуются с международным опытом.

Еще в 1974 г. канадский министр здравоохранения М. Лалонд опубликовал свой знаменитый доклад «Новый подход к сохранению здоровья канадцев», в котором представил доказательства того, что традиционная система здравоохранения и медицина вообще играют отнюдь не ведущую роль в комплексе факторов, которые определяют здоровье человека. Несмотря на ежегодное увеличение финансирования здравоохранения, научных исследований, возрастание количества врачей и совершенствование лечебно-диагностических мероприятий, показатели здоровья населения не улучшаются в соответствии с затраченными усилиями. Был четко сформулирован тезис о том, что главным фактором, обусловливающим состояние здоровья людей, является не уровень медицинского обслуживания, а образ жизни, который они ведут.

Этот доклад заложил новые представления в понимании проблемы здоровья населения, обнародовав для политиков и широкой общественности принципиальные основы новой системной деятельности в пользу индивидуального и общественного здоровья. Эта деятельность получила название Health promotion, иными словами - формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). Было начато коренное реформирование системы здравоохранения Канады по нескольким основным направлениям. Главные из них - создание специальной государственной структуры, которая отвечает за формирование здорового образа жизни населения; разработка и проведение специальных программ исследований, информирование населения и специалистов-медиков, просвещение населения в отношении проблем здоровья и формирование ЗОЖ; охват практическими мероприятиями по формированию ЗОЖ все большего количества населенных пунктов. В 1978 году был создан и государственный орган, ответственный за проведение этих мероприятий - Федеральное управление по вопросам формирования ЗОЖ. А уже через несколько лет были получены реальные результаты.

Полагаю, что медицинская общественность с глубоким удовлетворением восприняла факт назначения на пост руководителя ведомства выдающегося хирурга, ученого и блестящего организатора И.Емца. В то же время его опыт врача имеет сугубо клинический характер, что вряд ли поможет ему четко определить направления деятельности ведомства, от которых напрямую зависит заболеваемость и общая смертность в Украине. Беру на себя смелость утверждать: никакие усовершенствования лечебно-диагностического процесса не способны радикально повлиять на депопуляционные процессы в нашей стране. Ежегодные 100 тысяч инфарктов миокарда и 150 тысяч мозговых инсультов являются отражением феномена «сверхсмертности» славянских мужчин, описанного в научной литературе (Cocerhame, 2000). Наши исследования показали, что в основе этого популяционного феномена лежит снижение уровня здоровья («митохондриальная недостаточность») у преобладающей части населения, обусловленное образом и условиями жизни нашего народа. Лишь 1% населения Украины находится в «безопасной» зоне здоровья (студенческая молодежь - 7-14%).

Этот феномен, следствие нарушения принципов ЗОЖ на популяционном уровне, не является фатальным. При проведении комплекса общегосударственных мероприятий проблема может быть решена. Но ее решение в последнюю очередь связано с совершенствованием оказания медицинской помощи уже заболевшим и ее финансированием.

Полагаю, что обнародованная в интервью И.Акимовой реструктуризация финансирования ведомства (ZN.UA,
№4, 2011 г.) которой предусмотрено проблему профилактики и формирования ЗОЖ возложить на семейных врачей, не принесет желаемого эффекта. Семейный врач может рассказать о принципах ЗОЖ только тем пациентам, которые уже пришли к нему на прием. Однако этого явно недостаточно.

Решить проблему может только организация службы санологии.

В нашей стране, несмотря на то, что еще в 1991 году нашими усилиями впервые в мире была введена новая врачебная специальность «врач-санолог», а в 1992 году открыта соответствующая кафедра, создать санологическую службу так и не удалось. Напротив, повсеместно сокращаются центры здоровья, их финансирование проводится по остаточному принципу, в амбулаторно-поликлинических учреждениях отсутствуют должности врачей-санологов. По неясной причине ликвидирована проблемная комиссия МЗ и НАМН Украины «Санология и валеология», которая, худо-бедно, координировала исследования по указанной проблеме. И это при том, что нами разработано методическое и организационное обеспечение службы, которое уже вовсю используется в РФ и не находит своего применения в Украине.

Сейчас в недрах МЗ готовится приказ «О мерах по совершенствованию деятельности отрасли по формированию здорового образа жизни и гигиенического воспитания населения Украины». В нем много говорится о необходимости гигиенического воспитания населения и первичной профилактики заболеваний, но никак не регламентируется создание санологической службы и формы ее работы.

Следует отметить, что Россия пошла по пути резкого расширения центров здоровья: в 2009 году сформировано 505 таких центров, в этом году их общее количество достигнет 1050, а в 2012-м-2000 (!). В Украине сейчас насчитывается всего 55 подобных учреждений.

Реформирование здравоохранения должно быть направлено в первую очередь на предупреждение заболеваний, а уже во вторую - на повышение эффективности медицинской помощи больным. Это намного гуманнее и эффективнее с экономической точки зрения.