О перипетиях по поводу будущих выборов ректора Национального медицинского университета имени А.Богомольца наш еженедельник рассказал месяц назад («ЗН», №18, 2003 г.) в публикации «По закону или по понятиям?». Выборы не состоялись, точнее, были без шума отменены. Почему? Никто не изъявил желания принять в них участие? Нет, документы подали четыре достойных, на наш взгляд, претендента. Не будем пока называть их имен. Официальная же версия Министерства здравоохранения Украины по поводу отмены объявленного конкурса сводится к тому, что он был объявлен неправильно, с нарушением Закона «О высшем образовании». В частности, не были предоставлены равные возможности принимать участие в конкурсе на замещение должности ректора Национального медицинского университета как докторам наук, профессорам-врачам, так и не врачам, а, скажем, химикам, фармацевтам, биологам, физикам и т.д. На наш взгляд, это достаточно абсурдный повод, поскольку как в Украине, так и за ее пределами еще не было прецедентов, чтобы в любых высших учебных заведениях немедицинского профиля ректором был врач.
Почему все-таки отменили конкурс в Национальном медицинском университете? Какая закулисная, настоящая причина его упразднения? Как будет развиваться интрига выборов ректора ведущего медицинского университета Украины, когда должен состояться конкурс и состоится ли он вообще? Надеясь получить ответ на вопросы, безусловно, интересующие многих, мы решили обратиться к председателю комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, материнства и детства, члену-корреспонденту АМН Украины, известному нейрохирургу, доктору медицинских наук, профессору, просто честному и порядочному человеку Н.ПОЛИЩУКУ. Тем более что его прогнозы, высказанные месяц назад, оправдались.
— Николай Ефремович, почему, по вашему мнению, выборы в Национальном медицинском университете имени А.Богомольца не состоялись и, по-видимому, в ближайшее время не состоятся?
— Для меня здесь все ясно как божий день. Идет большая игра. Определенные, очень высокие властные силы хотят посадить в это почетное, я бы даже сказал, элитное кресло своего пока достаточно преданного человека, хотя он и не соответствует этому месту: и не врач, и не ученый. Полагаю, после публикации в вашей газете моего предыдущего интервью и еще после подачи на объявленный конкурс заявлений несколькими очень достойными претендентами на эту должность кандидат от власти призвал на помощь весь имеющийся административный потенциал, чтобы, во-первых, отменить конкурс, в котором он не имел никаких шансов на победу, а во-вторых, дать время улечься страстям, забыться обнародованным отрицательной информации и прогнозам, ведь они стопроцентно целили в задуманный сценарий.
Позволю себе повториться: никто из посторонних, не причастных к университету претендентов, то ли бывший министр, то ли чиновники любого ранга, не имеет никаких шансов на победу в Национальном медицинском университете, если конкурс будет честный. Каждому из таких претендентов обязательно необходим административный ресурс в виде пребывания на должности исполняющего обязанности ректора НМУ, желательно как можно дольше; получение 30% голосов избирателей можно еще постараться обеспечить административными методами — кнута и пряника.
Но подобному произволу коллектив может и должен в таком случае противодействовать.
Проанализируйте выборы в Национальную академию наук 2003 года. Решением власти ежемесячную стипендию академикам повысили до 2500 гривен пожизненно. На конкурс подали заявки известные в стране люди, но не прошли. Почему? Поскольку не имеют достаточного научного уровня, не создали научных школ. Так будет и в Национальном медицинском университете, потому что там работают выдающиеся ученые, педагоги, там школы...
Выборы ректора в Запорожском медицинском университете также во многом являются показательными. Как известно, претендент на эту должность от коллектива университета набрал свыше 76% голосов, а претендент, поддержанный властью, — 20%. Коллектив выбрал себе того руководителя, который заслужил доверие своим многолетним трудом в университете.
Кстати, народные депутаты П.Сабошук, Я.Сухих и другие проследили, чтобы выборы состоялись в соответствии с законом. На протяжении трех месяцев не издавался приказ Минздрава Украины об утверждении ректора. Наш комитет и депутаты от Запорожья были принципиальны, закон не нарушен — избранный коллективом ректор университета приступил к выполнению своих обязанностей.
Полагаю, нечто подобное произойдет и в Киеве. Даже если кто-то «со стороны» захочет принять участие в конкурсе, он не наберет 30% в первом туре выборов. Так будет, если даже его незаконно назначат исполняющим обязанности до выборов. А во втором туре, если до него дойдет, коллектив две трети голосов отдаст одному из своих претендентов, и тогда «собственник», то есть Минздрав Украины, должен издать приказ о его назначении. Таков закон. А законы государства должны выполнять все!
— Почему не состоялись выборы в Национальном медуниверситете, понятно. Но ответ на вторую часть вопроса — когда они состоятся и состоятся ли вообще — пока не прозвучал.
— В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», выборы ректора в Национальном медицинском университете уже должны были бы состояться, и предыдущий ректор должен был бы провести конференцию совета трудового коллектива по выборам нового ректора, передать управление университетом в новые руки, принять участие в новом наборе студентов в качестве члена приемной комиссии, чтобы передать все необходимое новому руководителю коллектива. Как, скажем, это происходит, когда избирают Президента. Есть новоизбранный Президент, его предшественник исполняет обязанности еще месяц, а потом, после принятия присяги, передает власть. Точно так же и в Верховной Раде. Так должно было произойти и в Национальном медицинском университете, но, как сейчас известно, не произойдет. Причины же лежат на поверхности, и каждому умному человеку они понятны.
Однако хочется напомнить, в особенности закулисным участникам этого действа, что 15 июля заканчивается контракт у ныне действующего ректора, и Министерство здравоохранения Украины обязано к этому сроку объявить конкурс на замещение вакантной должности ректора Национального медицинского университета. И хотя это время отпусков и в высшей школе, и в парламенте, я как председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, материнства и детства, а также члены профильного комитета ВР, думаю, и претенденты на эту высокую должность также, будем внимательно следить, чтобы Министерство здравоохранения Украины своевременно, следуя Закону «О высшем образовании», объявило конкурс и своевременно, открыто, гласно и честно провело его.
От лица комитета Верховной Рады уже подготовлены письма министру здравоохранения А.Пидаеву и министру образования и науки В.Кременю по поводу недопустимости очередного административного срыва объявления и проведения конкурса на замещение должности ректора НМУ не позднее сентября 2003 года.
— Вы действительно уверены, что выборы ректора НМУ состоятся в сентябре 2003 года и будут честными, как принято говорить — прозрачными, а не посадят «сверху» в кресло ректора бывшего министра здравоохранения В.Москаленко?
— Никакой уверенности у меня в этом нет. Если сорвали выборы один раз, могут сорвать и вторично, и в третий раз, и в четвертый, чтобы выбрать удобный момент, в очередной раз обмануть людей и привести к власти в медуниверситете нужного человека. Но если мы не будем сопротивляться этому произволу, то, как говорится, грош нам цена в базарный день.
Нам всем сегодня очень нужна активная гражданская позиция в отстаивании своих прав, и я уверен, что мои коллеги из НМУ — ведущего медицинского учреждения страны — понимают, какая ответственность в этом плане лежит на них, и не позволят обвести себя вокруг пальца.
Ученая элита университета сделает свой выбор. Сотрудники Национального медицинского университета — это сознательные, самодостаточные люди, и они найдут правильное решение.
— Допустим, в июле Министерство здравоохранения Украины не объявит конкурс на замещение вакантной должности ректора Национального медицинского университета имени А.Богомольца. Как вы сможете повлиять на такую ситуацию?
— Есть Закон Украины «О высшем образовании», есть положение о высшей школе, есть устав Национального медицинского университета. Следует напомнить, что в ст. 39 Закона Украины «О высшем образовании» речь идет о том, что собственник назначает исполняющего обязанности руководителя высшего учебного заведения после двух туров конкурса и повторного конкурса, которые не состоялись, но отнюдь не до начала первого конкурса. Тем более противозаконно назначать исполняющего обязанности ректора до начала конкурса среди посторонних претендентов. Это поставит остальных претендентов в неравные условия. Где же здесь демократия? Если же произойдет так, что не будет объявлено о проведении конкурса или же назначат г-на Москаленко и.о. ректора до проведения конкурса, нам ничего не останется, как подать в суд на Министерство здравоохранения и обязать его сделать это объявление, а также, в соответствии с законом, провести конкурс под эгидой и.о. ректора Е.Гончарука. И я, и члены комитета Верховной Рады, и претенденты на должность ректора, среди которых есть известные в Украине ученые и врачи, не будем посторонними наблюдателями. Коллектив университета должен отстоять свои права. Уверен, что коллектив избирателей поддержат не только члены Верховной Рады, не только десятитысячный коллектив преподавателей и студентов НМУ, но и вся медицинская общественность Киева и Украины.
Что же касается самого В.Москаленко, то в медицине он известен исключительно как министр, который, находясь на этой должности, защитил докторскую диссертацию и, не имея научного направления, научных работ, учеников, стал член-кором Академии медицинских наук Украины. Работу министерства, возглавляемого В.Москаленко на протяжении почти трех лет, Верховная Рада признала неудовлетворительной.
Сегодня как никогда, нужны реформы в высшей медицинской школе. Еще в 1992 году Минздрав разработал Программу развития медицинского образования в Украине на период 1993—2002 гг. Там все детально расписано, так сказать, разложено по полочкам. Что мешало господину Москаленко воплотить ее в жизнь? Претворив эту программу в жизнь, мы бы имели сегодня в Украине уровень врача, приближенный к европейским стандартам. При этом бы не было проблем и с принятием закона о всеобщем социальном медицинском страховании. Сегодня уже не нужно было бы говорить о преимуществах первичной медико-санитарной помощи и введении практики семейного врача, о чем еще в 2000 году выдал указ премьер В.Ющенко.
Неужели после этого вы считаете, что, ничего не сделав в здравоохранении, В.Москаленко что-нибудь реформирует в высшей школе? Я так не думаю.
Комитет Верховной Рады Украины и Министерство здравоохранения во главе с новым министром решительно настроены на реформы как в системе здравоохранения, так и в высшей школе. Следовательно, нам нужны люди, которые понимают сегодняшние потребности здравоохранения, высшей медицинской школы и могут работать для их удовлетворения.
P. S. Редакция «ЗН», в свою очередь, будет наблюдать за развитием событий с выборами ректора ведущего медицинского вуза Украины и непременно проинформирует об этом читателей. Так что продолжение следует...