UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ — ДОХОДЫ, А ЛЕТЧИКИ — ПОТОМ

С 1 октября 1999 года вступает в силу приказ министра транспорта Украины, согласно которому ежегодна...

Авторы: Павлина Семиволос, Нина Перстнёва

С 1 октября 1999 года вступает в силу приказ министра транспорта Украины, согласно которому ежегодная медицинская сертификация летного и диспетчерского состава гражданской авиации (ГА) будет проводиться не в медико-санитарных частях (МСЧ) на местах, а в медицинском центре (МЦ) ГА Украины в Киеве. Это решение вызвало весьма неоднозначную реакцию на местах. Главврачи МСЧ Львова, Харькова, Донецка, Днепропетровска, Одессы и Симферополя подписали письмо на имя министра транспорта Украины с просьбой пересмотреть вышеназванный документ. По мнению медиков, при подготовке приказа главврачом МЦ Анатолием Лущиным не были учтены экономическая целесообразность такого решения, а также вопрос улучшения медицинского обеспечения безопасности полетов.

Функция врачебно-летной сертификационной комиссии (ВЛСК) монополизируется медицинским центром, и все деньги от медсертификации будут поступать только туда. Структура же ВЛСК в регионах ликвидируется. А это, по убеждению главврачей МСЧ, плохо повлияет на жизнедеятельность авиационной медицины в целом. Анатолий Лущин предусматривает сокращение численности медработников подчиненных лечебных учреждений. Вместе с тем увеличивается количество сотрудников МЦ, что противоречит штатным нормативам. «Такие действия главврача МЦ ГА, - цитируем письмо, - могут привести к полному развалу структуры авиационной медицины подчиненных МЦ медицинских учреждений».

Чтобы разобраться в причинах конфликта, мы решили выслушать как противников этого приказа, так и его сторонников.

Место сертификации изменить нельзя?..

Мнение главврача Днепропетровской медсанчасти Александра АРШАВЫ:

- Анатолий Лущин хочет сделать из медцентра хозрасчетное предприятие и стать монополистом в вопросе летной медицины. Судите сами: раз в год каждый член летного состава и бортпроводницы (диспетчера - раз в два года) должны проходить медицинскую сертификацию. Стоит такая процедура ни много ни мало - 550 гривен. Вот Лущин и решил, что все эти деньги должны идти к нему. Как это отразится на летных предприятиях? За каждого отправленного на медицинское освидетельствование сотрудника, кроме вышеназванной суммы, придется платить еще около 1000 гривен (проезд, командировочные, проживание в гостинице). А поскольку все летные предприятия теперь убыточные, то содержать свои МСЧ им станет не по карману. И это, поверьте, будет настоящей катастрофой. Ведь за здоровьем летчика должен быть постоянный неусыпный контроль. Если приказ вступит в силу, то много высококвалифицированных специалистов по авиационной медицине Украины останутся без работы, а летчики - без надлежащего медицинского обслуживания. Это все негативно отразится на безопасности полетов, что может привести к тягчайшим последствиям.

Заместитель председателя Государственной авиационной администрации (Укравиации) Андрей ШКАТЮК так прокомментировал ситуацию:

- В начале 90-х в Украине услугами авиатранспорта пользовались до 16 миллионов человек в год. В прошлом же году было перевезено всего 1,6 миллиона пассажиров, то есть объемы авиаперевозок сократились в десять раз. Соответственно количество действующего и требующего медицинской сертификации летно-подъемного состава (летчики, механики, инженеры, бортпроводницы - все, кто летает) тоже уменьшилось. И сегодня ситуация такова, что региональные врачебно-летные комиссии практически не загружены. Во-вторых, неизбежно происходило старение аппаратуры, техники, не было возможности надлежащим образом переподготавливать персонал МСЧ. В результате снизился уровень и качество обеспечения медицинской сертификации летно-подъемного состава.

С моей точки зрения, самый большой удар по авиационной безопасности нанесла ВР Украины, когда отменила все социальные льготы для летно-подъемного состава. Последний в СССР всегда был достаточно привилегированным и социально защищенным. Летчик мог уходить на заслуженный отдых после 13 лет работы и получать очень хорошую пенсию. Что же происходит у нас сейчас? Летающий пилот зарабатывает вполне приличные деньги. А вышедший на пенсию получает всего около 50 гривен в месяц. Поэтому в Украине за последние годы произошло катастрофическое старение экипажей. Во времена же Советского Союза после 40-45 лет начинался интенсивный уход пилотов на пенсию. Так и должно быть, ведь это - тяжелейший труд, связанный со стрессами, массой других отрицательных факторов: радиацией, повышенными нагрузками, неравномерным ритмом жизни. Сейчас же подобное не происходит, «старики» продолжают летать. Как такое возможно? Вот тут-то и встает проблема так называемых «своих» врачей. Конечно, семейный врач - это хорошо. Но «свой» врач, обеспечивающий сертификацию летно-подъемного состава, - нонсенс. Такого быть не должно!

Поэтому, учитывая все вышесказанное, и было принято решение проводить ежегодную медицинскую сертификацию в одном медицинском центре. Такая концентрация сил, средств и усилий позволит модернизировать достаточно устаревшее диагностическое оборудование, произвести переподготовку персонала.

Я знаю, существует много инсинуаций по поводу затронутой темы. Главная: этим решением якобы уничтожаются МСЧ. Ничего подобного! Все медико-санитарные части и медпункты остаются и все функции по квартальным медицинским сертификациям, предполетным осмотрам и тому подобное за ними сохраняются. Второе. Не соответствует действительности и утверждение, что авиакомпании будут нести большие убытки в связи с командировочными и т. д. Есть соглашение между учебно-тренировочным центром ГА (тоже находящемся в Киеве) и МЦ, чтобы проводить медицинскую сертификацию одновременно с технологической. Ее все пилоты также ежегодно проходят в обязательном порядке. Следовательно, в любом случае должны приезжать в Киев. Вот и было принято решение - объединить эти два процесса и организовать таким образом, чтобы они проводились одновременно. Как видите, расходы минимизированы до предела.

Что же касается перенесения ежегодной медицинской сертификации из регионов в Киев, то это сделано прежде всего для повышения ее уровня.

Не что иное,

как монополизация средств

В Одессе, как, собственно, и в других областях Украины, приказ Минтранса вызвал крайне негативную реакцию, если не сказать больше. Не только медики, но пилоты и диспетчеры считают, что в ликвидации региональных медико-летных сертификационных комиссий и передачи их функций Медицинскому центру гражданской авиации Украины не было никакой надобности. Они уверены, что монополизация сертификации, которая с прошлого года стала платной, связана ни с чем иным, как с монополизацией средств, получаемых от нее. Все же остальные аргументы - «о необходимости дальнейшего улучшения деятельности медицинских учреждений гражданской авиации, повышения уровня медицинского обеспечения безопасности полетов, усовершенствования медицинской сертификации авиационного персонала», названные в приказе, с их точки зрения, - неубедительны.

По словам генерального директора ГАК «Одесские авиалинии» Юрия Скоропися, ссылка на то, что данное решение принято с целью повышения уровня безопасности полетов, всего лишь отговорка. «До сих пор комиссии со всем справлялись, а теперь вдруг нет, - говорил он. - У нас по медицинской части вообще не было никаких проблем. И по состоянию здоровья летного состава не было ни одного происшествия».

Заместитель директора Одесского подразделения «Украероруха» Владимир Горголь считает, что объяснять ликвидацию региональных комиссий тем, что сократилась численность, - тоже не совсем корректно. «У нас, к примеру, количество диспетчерского состава осталось на прежнем уровне, - объяснял он. - Вынужденные же командировки в Киев приведут к сбою в рабочем расписании и к дополнительным расходам, что может сказаться на увеличении тарифов. К тому же малые авиапредприятия эти расходы просто не потянут».

Поскольку, обосновывая свое решение, министр ссылается и на крайне ограниченные возможности финансирования медицинских учреждений за счет бюджета, Юрий Скоропись считает, что целесообразно было предоставить право самим авиапредприятиям решать вопрос, смогут ли они содержать комиссии или нет. Дело в том, что специалисты, которые в нее входят, занимаются не только сертификацией, но и обслуживанием всех работников, в том числе и наземных, а также пенсионеров. Более того, они регулярно проводят осмотр диспансерной группы больных и тех, кто связан с вредными условиями труда, а таких здесь более 600 человек. И теперь лишить всех квалифицированной помощи - это, конечно, неразумно. А в том, что такая опасность в связи с принятием приказа появилась, сомнений ни у кого нет.

Главврач медико-санитарной части авиапредприятий Одессы Татьяна Сурдяева считает, что ликвидация комиссии, куда входят узкие специалисты, приведет к сокращению штатов и ухудшению медицинского обслуживания, в конечном итоге - к развалу всей системы, которая создавалась годами. «Ведь авиационный врач, - поясняла она, - это особая категория медработников. В их обязанности входит изучение условий жизни и быта пилотов. Поэтому авиационные врачи, как и семейные, о болезнях своих пациентов знают все. А теперь с их сокращением санчасть может превратиться в обычный медпункт».

«Экономического обоснования данного решения нам не представили и не пояснили, каким образом монополизация услуг улучшит медицинское обеспечение безопасности полетов, - говорит Сурдяева. - В Медицинском центре гражданской авиации Украины мы, с участием главврача центра Лущина, провели совещание, приняли соответствующее решение и направили письмо на имя министра транспорта Данькевича и главы ЦК профсоюза авиаработников Украины Звиннику с просьбой пересмотреть приказ, обратив внимание на сохранение авиационной медицины Украины, которая и обеспечивает медицинскую безопасность полетов, успешно работая более 70 лет».

С такой же просьбой - пересмотреть приказ - обратились к министру и командование «Международного аэропорта Одесса», государственной компании «Одесские авиалинии», а также администрация Одесского подразделения «Украероруху».

* * *

Состоянием здоровья летного состава гражданской авиации Украины мы поинтересовались у председателя Центральной врачебно-летной сертификационной комиссии Медицинского центра Украинского объединения гражданской авиации «Аэропорты Украины» Валентины АНДРЕЕВОЙ.

- По нашим наблюдениям только около 60 процентов диспетчеров можно считать здоровыми, все остальные имеют тот или иной диагноз, - сообщила Валентина Леонидовна. - А среди летного состава где-то около 50 процентов (по более точным подсчетам 47 %) имеют диагноз «здоров» - в основном это молодежь, а у всех остальных имеются различные отклонения в состоянии здоровья. И, естественно, они требуют диспансерного динамического наблюдения. Неужели это лучше делать в Киеве? Региональные медицинские центры, конечно, быстрее реагируют на состояние здоровья пилота. Это - во-первых. И во-вторых, они же ведут наблюдение за ним в межкомиссионный период.

Предстоящая реорганизация ни к чему хорошему не приведет и, несомненно, скажется на безопасности полетов. А ведь за спиной у летного состава гражданской авиации - пассажиры. Поэтому самое главное, на страже чего должны стоять медики, - считает В. Андреева, - это состояние здоровья летного состава, которое отвечает безопасности полетов.

В данной же ситуации, связанной с ликвидацией региональных структур ВЛСК, первым делом преследуются финансовые (коммерческие?) интересы. Ну а летчики (вернее, состояние их здоровья), а летчики - потом?..