UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пациент имеет право знать

Государственные мужи, представители практической и академической медицины старательно ищут пути организации и оказания медицинской помощи населению, которая была бы качественной, повсеместной и доступной...

Автор: Павел Яковлев

Государственные мужи, представители практической и академической медицины старательно ищут пути организации и оказания медицинской помощи населению, которая была бы качественной, повсеместной и доступной. В общем потоке реформирования здравоохранения остается, однако, без внимания одна из наиболее сильных движущих сил реформ — пациенты. Ведь именно вокруг больного человека концентрируется внимание медиков, ради него, собственно, существует система здравоохранения. Пациент является лицом, наиболее заинтересованным в излечении, слаженном и эффективном функционировании всей системы здравоохранения.

Итак, пациент обращается к врачу. В большинстве случаев это — внимательный слушатель, от которого ожидается, что он будет четко и последовательно исполнять предписания врача. Доминирует старый, так называемый патерналистский, подход к оказанию медицинской помощи. На практике больной зачастую не следует советам врача по причине либо облегчения симптомов, из-за неорганизованности, либо из-за сомнений в его компетентности.

Увлечение большинства людей самолечением, методами народной и нетрадиционной медицины стало неотъемлемой частью жизни наших сограждан. Отчасти это произошло из-за недоверия официальной медицине, неверия в способность врача помочь справиться с недугом. С другой стороны, это указывает на желание пациентов самим познать тайны излечения. Пациент значительно лучше, увереннее себя чувствует и результаты лечения выше, когда он понимает, что с ним происходит, и может на это влиять.

В этом и кроется разница между народным и «всенародным» врачеванием. В первом случае больной сам изыскивает способы облегчить свой недуг чтением различной доступной литературы, применением способов народной медицины. Когда же он обращается в поликлинику или в больницу, то в игру вступают иные правила, при которых на первый план выходят авторитет, знания и опыт врача, которому больной человек вверяет свою жизнь и здоровье.

В статье «Лекарственная терапия терпит фиаско» («ЗН», №40, 2000 г.) доктор медицинских наук В.Мосиенко указывает на один из изъянов современного здравоохранения: «Широкомасштабное неправильное использование лекарственных пре-паратов — неизбежный результат засоренности рынка неэффективными, нерациональными, бесполезными или неоправданно дорогими медикаментами». Помимо государственного контроля за формированием лекарственной политики страны, крайне необходимо также государственное содействие конечному потребителю — пациенту — в повышении его информированности в вопросах здоровья. И здесь первоочередным результатом должно быть достижение высокой осведомленности пациента о важности профилактики заболеваний, а также о возможных рекомендуемых и оптимальных методах и способах лечения. Где взять эту информацию?

Безусловно, в научной медицинской библиотеке. Но нельзя ожидать от человека, не прошедшего через медицинскую школу, понимания всех процессов, происходящих в организме. Другим богатым источником доступной медицинской информации является Интернет, предлагающий множество медицинских веб-страниц. В частности, в США в 1999 году было зарегистрировано более 25 миллионов пользователей Интернет, дающих консультации и отвечающих на медицинские вопросы он-лайн. В это число входят врачи, другой медицинский персонал, а также сами пациенты, прошедшие курсы лечения заболеваний, таких, как злокачественные, сердечно-сосудистые, психические расстройства, наркотическая и табачная зависимость, и теперь делящиеся своим опытом с другими. К сожалению, доступность Интернета для жителей Украины не так высока. Но это вопрос времени. А пока этого не произошло, важную роль должна играть печатная медицинская продукция,ориентированная на общего пользователя.

В своей статье доктор В. Мосиенко упоминает составленный международной экспертной комиссией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) перечень необходимых и наиболее важных лекарств, которые позволяют оптимально справиться с медицинскими проблемами любой страны. Комиссия, регулярно пересматривая данный перечень с тем, чтобы в него вошли современные знания и опыт, рекомендует его странам — участницам ВОЗ как основу формирования их лекарственной политики. На протяжении более 20 лет, в течение которых данный перечень лекарств использовался развивающимися странами, была показана и доказана его важная и неотъемлемая роль в снижении затрат на медикаментозное лечение и удовлетворении медицинских нужд населения путем более рационального использования лекарств и обеспечения более широкого доступа к препаратам приемлемого качества. Помимо этого, ВОЗ рассматривает подобный перечень как основу для создания руководств и пособий по лекарственной терапии как для медицинских специалистов, так и для пациентов. Только глобальное распространение информации, основанной на передовом международном опыте, и обмен ею способны обеспечить прогресс в улучшении здоровья населения всего мира, говорится в рекомендации ВОЗ.

В феврале 2000 года Инициативная межправительственная группа по качеству медицинской помощи, созданная президентом США, подготовила программу действий по предотвращению медицинской (врачебной) ошибки в лечебных учреждениях страны. Данная программа явилась ответом на оглашение 29 ноября 1999 года результатов исследования распространенности медицинской ошибки, проведенного Институтом медицины при Национальной академии наук США. Ключевой находкой исследования явилось то, что только в больницах страны, по оценкам разных экспертов, ежегодно гибнут от 44 до 98 тысяч пациентов. Главной причиной фатальных исходов (19,4 % случаев) была названа погрешность в медикаментозном лечении, в частности выбор неадекватного препарата, назначение несовместимых препаратов, неправильной дозы или применение препарата по ошибке (вследствие неразборчивого почерка врача или несогласованностей медицинского персонала). Программа действий включала четыре главных направления, одно из которых — создание культуры безопасного оказания медицинской помощи. Важная роль при этом отводится самому пациенту, как активному участнику лечебного процесса.

Практикой доказано, что информированные, заинтересованные пациенты способны остановить врача в назначении сомнительных дорогостоящих диагностических процедур или в назначении лекарств, несовместимых или не оказывающих значительного влияния на ход заболевания. При новом подходе к оказанию медицинской помощи врач на равных общается с пациентом, приветствуя познания собеседника в медицинских вопросах. Нередко от врача требуется экспертная помощь, чтобы помочь больному расставить все точки над «і» и систематизировать его знания. Врач раскрывает пациенту все варианты лечения, возможные осложнения и отдаленный прогноз. Пациент дает информированное согласие на проведение лечения. При этом больной может не только задавать врачу вопросы, а должен интересоваться целесообразностью каждого назначения, ибо оно непосредственно касается его здоровья и жизни. Тогда ответственность за принятое решение относительно выбранного курса лечения ложится в равной степени как на врача, так и на пациента.

Никогда не уменьшится роль врача-профессионала, обладающего высокими знаниями, опытом и умением, способного грамотно оказать помощь. Но профессионализм врача должен быть дополнен полноценными усилиями государства, направленными на поддержание как конкурентоспособного врача, так и образованного, заинтересованного в собственном здоровье пациента. В отношениях между врачом и пациентом должна поощряться культура равноправного общения, направленная на сотрудничество и взаимодействие во имя излечения больного. В обществе, которое пропагандирует идеалы здорового образа жизни и личной ответственности за собственное здоровье, а государство способствует повышению медицинской грамотности населения, реформаторские инициативы, проводимые сверху, всегда найдут широкую поддержку и отклик среди людей.