UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парадоксы любви: сначала калечит, потом лечит

Любовь не зря сравнивают с болезнью – страсть к прекрасной даме, хотя и окрыляет, но имунную систему ослабляет...

Любовь не зря сравнивают с болезнью – страсть к прекрасной даме, хотя и окрыляет, но имунную систему ослабляет.

Факт, что на развитие иммунной системы самцов влияет запах самок, сотрудники новосибирских институтов — систематики и экологии животных Сибирского отделения РАН и клинической иммунологии СО РАМН установили несколько лет назад. Теперь они продолжают исследовать влияние запахов на иммунную систему. Взрослых самцов линейных мышей поместили по четыре в клетку и держали при искусственном освещении (свет включали в шесть часов утра и выключали в восемь вечера). Каждое утро, за 10—20 минут до включения света, на крышу клетки ставили контейнер с грязными опилками из клетки самок (самих самок в комнате не было). Мышей контрольной группы держали в соседней комнате и ставили им чистые опилки. Естественно, на возбуждающий запах самок самцы отвечали усиленным синтезом половых гормонов, особенно тестостерона, а также гормонов стресса — глюкокортикоидов. Но андрогены и глюкокортикоиды подавляют иммунную систему.

Даже одной ночи, проведенной под «дамскими» опилками, оказалось достаточно, чтобы ослабить иммунитет самцов — ученые установили это по реакции иммунной системы мышей на инъекцию бараньих эритроцитов. По наблюдениям исследователей, ключевую роль в снижении продукции антител играет именно тестостерон. Иммунная система кастрированных мышей, лишенных этого гормона, на запах самок не реагирует.

Четыре грызуна мужского пола плохо уживаются в одной клетке, а возбуждающий запах делает их еще более агрессивными. Ученые не поленились подсчитать все укусы, царапины и рваные раны, полученные мышами от соседей за несколько дней совместного сидения под пахучими опилками. Результаты получились неожиданные. Хотя обонявшие самок грызуны оказались гораздо более покусанными, чем их контрольные собратья, они не в пример легче перенесли последствия драк, несмотря на ослабленный иммунитет. Погибли только двое из 23 укушенных мышей, а среди животных, не нюхавших самок, — семеро из двадцати. Исследователи объясняют этот феномен комплексным действием тестостерона. Он действует как обезболивающее, а также стимулирует кроветворение, увеличивая, в том числе, количество иммунокомпетентных клеток. Оба эти эффекта компенсируют негативные последствия ран и кровоизлияний.

В природе нет равноправия полов. Самцы и самки имеют разный иммунный статус, в частности, самцы более восприимчивы к инфекциям, но реже страдают аутоиммунными заболеваниями. Появление иммунного полового диморфизма во многом зависит от социальной среды, в которой находятся животные, в частности, от присутствия самок. От их запаха ослабевает гуморальный иммунитет, но зато усиливается способность стойко переносить ранения, которые они чаще получают опять-таки в присутствии прекрасного пола.