UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТКРЫТАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ИНДАР» ЗАМЕТКИ К ДВУХЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ

Два года назад на церемонии открытия отечественного инсулинового производства министр здравоохр...

Автор: Александр Матвиенко

Два года назад на церемонии открытия отечественного инсулинового производства министр здравоохранения Раиса Богатырева в присутствии Президента страны взволнованно сказала: «Мы еще даже не в состоянии оценить всю важность и значение происшедшего — появления украинского инсулина».

Между тем, событие это воистину незаурядное. В те дни председатель Госкоммедбиопрома Александр Коротко, приложивший немалые усилия для реанимации и осуществления инсулинового проекта, в интервью газете «Труд» отмечал: «Это принципиальная и неоспоримая победа подлинно государственного подхода к решению сложных отраслевых проблем национального значения, настоящий прорыв в мировую фармацевтическую элиту. Украина первой из стран СНГ и Балтии решила одну из самых болезненных медицинских проблем — обеспечения больных сахарным диабетом широким набором полусинтетических и животных инсулинов кратковременного и пролонгированного действия. Мощность завода (12 млн. флаконов в год), ассортиментный спектр препаратов ставит «Индар» в инсулиновую табель о рангах сразу за Данией, Германией и США. Знаменательно, что такое сложное лекарственное средство, как инсулин, производится Украиной самостоятельно. Это свидетельство исключительного потенциала нашей страны в фармацевтике».

Но как ни странно, событие такого калибра заинтересованные лица по большому счету проворонили. Сторонники отечественного инсулина — из-за общего неверия в успех предприятия, недруги и конкуренты — из-за скепсиса с учетом осведомленности о брошенных на удушение «Индара» сил. Недооценка новой команды заводчан, возможно, и спасла производство.

Прошел год — и Украина получила около 4 млн. флаконов жизненно важных лекарств. Прошло два — и поставки заводских препаратов по стране достигли 80% от их общего числа. И это даже не уровень предприятия (оно работает ныне едва на одну пятую своей мощности), а в большей степени показатель продвижения украинских инсулинов на внутреннем фармацевтическом рынке. Тем не менее, результат есть, и он превзошел самые смелые ожидания.

Ныне — новый этап утверждения позиций завода. Его прологом стал VI всеукраинский съезд эндокринологов, закрепивший производственные и медицинские завоевания предприятия. Маркетологи «Индара» не применяют выражений, на которые охотно налегают представители зарубежных фармацевтических фирм в Украине, но убедительность и достоверность результатов клинической практики по применению индаровских инсулинов говорит сама за себя. Отечественные препараты стали самым серьезным инструментом в установлении принципиально иной картины на инсулиновом рынке страны. И сразу обнажили невидимые ранее проблемы.

Базовое насыщение потребностей в этих лекарствах выявило неожиданный парадокс — неготовность ряда звеньев эндокринологических служб работать в ситуации обеспеченности инсулинами. Заявила о себе и проблема надлежащей клинической практики. Стало ясно, что без решительного участия в этих процессах самого «Индара» реализация комплексных положений национальной программы «Сахарный диабет» будет тормозиться.

И, как всегда, перемены «индаровцы» начали с себя. На предприятии дорабатывается целостная идеология обеспечения больных отечественными инсулинами. Во главу угла поставлена системность действий. Стратегия выпуска препаратов исходит из необходимости удовлетворения всех нужд инсулинозависимых больных в инсулинах флаконных и иных форм. Их ассортимент и качество должны удержать за «Индаром» позицию национального лидера в разработке и производстве инсулинов.

Предприятие все больше готово брать под свою защиту больных сахарным диабетом, что означает как выпуск глюкометров и иных тестирующих изделий, надлежащей аппаратуры и реактивов для раннего выявления заболевания, так и самую широкую помощь в деятельности общественных диабетических организаций, школ самоконтроля, организации обучения и отдыха больных, заботу о юных пациентах. И если государство сохранит за «Индаром» госзаказ, завод планирует весомые инвестиции и в расширение спектра сахаропонижающих препаратов, и в сеть эндокринологических служб.

Принципиальный момент: все, что выпускает или разрабатывает предприятие, ни в коей мере не ущемляет интересы других отечественных производителей, ибо не дублирует их номенклатуру. Но в центральных офисах транснациональных компаний «Ново Нордиск» и «Эй Лилли» быстро сообразили, что в случае с «Индаром» речь вскоре может идти не о борьбе за территорию Украины. И быстро нашли здесь своих союзников.

«Где совесть?» — сокрушаются на «Индаре», читая надуманные рассуждения о «неклассическом» соотношении животных и человеческих инсулинов, производимых на заводе. «Как можно расшатывать психологию больных людей, едва только получивших гарантированное лекарство? Это же преступление!»

Не принимаются во внимание даже глубоко обоснованные суждения безупречного в своей научной репутации академика трех академий Андрея Ефимова: «Я должен подчеркнуть, что свиной инсулин применяется с момента открытия инсулинотерапии — с 20-х годов. Канадские ученые впервые ввели мальчику инсулин и спасли ему жизнь. С тех пор животные инсулины спасают человека. Люди применяют свиной и человеческий инсулины очень давно и никакого различия эффектов не происходит. В тот период, когда родилась генная инженерия, вопрос как будто был решен — не надо нам животных, дайте человеческие… Но в течение последних лет ученые изучили все инсулины и подобные мнения в серьезных научных кругах не имеют места».

Любопытно и то, что выпады против «Индара» участились, как только его руководство само объявило об изменении пропорций производства. Видно поэтому так и торопятся...

А возвращаясь к философии, которую прививают на «Индаре», замечу попутно: у предприятия пока нет фирмовых флагов и штандартов. А принципы есть: «Государственный подход. Нужность каждому больному. Развитие на своей основе».

В этой связи жалкими выглядят попытки прикормленных западными фирмами авторитетов от фармацевтики поставить «Индар» вровень с предприятиями, для которых наклеивание этикеток на заморские флаконы — уже отечественное производство, а уж их расфасовка — предел мечтаний. Этот ценностный нигилизм вовсе не безобиден, он размывает с таким трудом созидаемые критерии национальных экономических интересов. Да к тому же, как ни называй привозное готовое лекарство — «полупродукт», «промежуточный продукт», — ты неизменно становишься банальным коробейником в чужих торговых рядах. Правда, с одним различием — еще и вредишь собрату по индустрии. Но деловые этические нормы — не самая сильная сторона испытанных игроков на внутреннем рынке лекарств…

В кадрах юбилейной телехроники годичной давности «индаровцы» в приподнятом настроении. Все как полагается: тяжелое сукно президиума, ковровые дорожки, в огромном актовом зале много света. Торжественные речи, награды. Они — победители.

Сейчас достижений на порядок больше, но заводчане стали иными: деловитее, спокойнее, строже. Они чувствуют промежуточность своего нынешнего состояния. Предстоящие рубежи, открывающиеся горизонты еще надо осмыслить. Им многое удалось, но сделанное еще только должно стать работающим опытом.

Алексей Лазарев, напротив, загадочен, динамичен, полон замыслов и идей. Ему не терпится, но директорские шаги выверены и рациональны. Их азимут — достижение максимальной высоты. Если речь о культуре производства, то это непременно должен быть уровень GMP. Внедряет дистрибьюторскую практику — вектор на качество GDP, видит сбои в клинических результатах провинциального специалиста — и ему не дает покоя отсутствие в стране стандартов надлежащей клинической практики. Разумеется, лапидарные международные аббревиатуры — не самоцель. За ними — самоуважение профессионала, генетически не способного делать свое дело плохо. А важнейшее дело жизни доктора биологических наук, профессора А.Лазарева разворачивается к кульминации. «Индар» находится на пороге решающих, поворотных событий. Пожелаем же ему благосклонной судьбы.