В совсем недалекие времена фактически каждый гражданин страны был охвачен медобслуживанием, при этом он совершенно не задумывался над тем, как будет расплачиваться за медуслуги. Сегодня модно говорить о дешевой колбасе и водке, якобы олицетворяющих ушедшие времена, но при этом почему-то никогда не упоминается медицина.
Да, она была громоздкой и не очень разумные люди полагали, что от количества коек и медработников зависит качество медобслуживания.
Теперь же кинулись в иную крайность, сокращая все и вся при все уменьшающейся доступности медицинской помощи, уверовав в эффективность таких мер. Медицина, формально бесплатная (ст. 49 Конституции), де-факто стала очень дорогостоящей, при этом основная часть населения не в состоянии оплатить лечение при огромном количестве заболеваний, особенно серьезных и длительно протекающих.
Вольготно чувствуют себя лишь аптеки - гражданам деваться некуда, приходится платить за жизненно необходимые медикаменты.
В загоне оказались многие государственные программы по медицине, и, как следствие, некоторые болезни приобрели характер эпидемий. Зато на самом высоком уровне поддерживается идея введения института семейного врача. Все понимают, что в нынешних условиях это малопродуктивная акция, но молчат. Дело обставляется таким образом, что семейная медицина показана чуть ли не панацеей, палочкой-выручалочкой в преодолении болезненных процессов в здравоохранении. В воздухе повисло напряжение из-за судьбы многотысячной армии участковых и цеховых врачей. А между тем, своим ходом идет так называемое реформирование медицины. Сейчас лечучреждения проходят аккредитацию. Минздрав затратил какие-то усилия на перевод соответствующих руководств с английского языка, приспособив стандарты под особенности нашего здравоохранения, ведомственные комиссии разъехались по больницам в глубинке, сжимая кольцо вокруг центров.
Медработники страны поголовно заняты написанием тьмы бумаг, инструкций. Оставив неотложные дела, санслужба и служба стандартизации проявляют титанические усилия, чтобы хоть как-то подтвердить требуемую состоятельность лечучреждений. И все это делается на фоне все ухудшающегося финансирования медицинских программ.
Воистину хочется сказать о медиках по-библейски: «Блаженны, кроткие». А если серьезно, повторяются очевидные глупости, когда непродуманно, с азартом делалось одно дело, затем оно бросалось, брались за иное и так до бесконечности. Схожим образом однажды Китай отловил всех воробьев и чуть не был съеден насекомыми, в бывшем Союзе вспахали все плодородные земли, едва не вызвав апокалипсис.
Еще недавно мы восторгались новым хозяйственным механизмом, бригадным подрядом в здравоохранении (кстати, не самой плохой идеей), но вскорости их похоронили.
Наши беды - в непоколебимой убежденности в своей правоте. Не так давно при встрече депутатов-медиков с руководством области я всего лишь усомнился в целесообразности проведения аккредитации лечучреждений в наше сложное время и тотчас нарвался на гневную отповедь, был представлен ретроградом, вопрос мой оказался неуместным.
Я знаю, что в природе существует ВУЛТ (Всеукраїнське лікарське товариство), периодически подают голос профсоюзы, кулуарно зреет протест медиков, но никак не могу понять, почему они до сих пор не собрались вместе и не поговорили по душам. Президентские посиделки с избранными - не в счет. Поражает молчание ученых. А вместе с тем, выход из создавшегося положения найти можно. Если бы у отечественного здравоохранения не было прочных корней, здоровой основы, тогда нет, а так можно, больше того - необходимо.
В печати, аудиториях я неоднократно высказывал мысль о необходимости наложения моратория на все виды проводимых бесчисленных реформ в здравоохранении (временно, до определенного срока), с одновременным объективнейшим и тщательнейшим анализом имеющихся сил и средств в нем - не для «галочки», по существу. Непременным условием при этом явилось бы определение потребности в сети и количестве медиков с учетом всей совокупности проблем (нормативы развитых обществ пока нам не подходят). На поверхности лежат и иные проблемные вопросы: в чем смысл функционирования полутора десятка медвузов, из года в год, словно конвейер, выпускающих тысячи слабо подготовленных врачей, можно ли купить знания и навыки, каков резон существования плохо оборудованных больниц, зачастую дублирующих друг друга, когда же амбулаторная помощь станет приоритетной, если пенсия медработников и дальше будет такой низкой, то как можно отправить человека на заслуженный отдых при существующем законодательстве о труде, почему зарплата медиков остается нищенской, по какой причине в цивилизованном мире реформирование медицины идет в сторону кооперации, увеличения влияния государства на здоровье нации, а мы движемся в обратном направлении?
Вопросы, вопросы...
Пока же отечественная медицина - это Золушка, влачащая безрадостное, беспросветное, сиротское существование. При этом кто-то, бессовестный, обогащается, кто-то честно тянет лямку, сжигая себя в сердечных муках от безысходности, в то время как нация тихонько угасает под вспышками эпидемий, под тяжестью многочисленных болезней, плохого питания и нищеты.