UA / RU
Поддержать ZN.ua

От СЭС до SOS рукой подать. А грабли-то знакомые!..

Сегодня мы имеем право с облегчением вздохнуть — зима наконец-то закончилась, а вместе с ней и страшилки о грядущей эпидемии гриппа, которыми много лет подряд запугивает мирное население санэпидемслужба...

Автор: Ольга Скрипник

Сегодня мы имеем право с облегчением вздохнуть — зима наконец-то закончилась, а вместе с ней и страшилки о грядущей эпидемии гриппа, которыми много лет подряд запугивает мирное население санэпидемслужба. На это можно было бы не обращать внимания, если бы не одно обстоятельство: прогнозируя сотни тысяч жертв вируса, эпидемиологи, как правило, добиваются одного — выделения из бюджета средств на приобретение противогриппозной вакцины и проведения карантинных мероприятий. А это, скажу я вам, деньги, и весьма солидные — Киевская госадминистрация прошлой осенью не пожалела 500 тыс. бюджетных гривен на эту вакцину, в то время как в муниципальных больницах из-за недофинансирования не было даже самых необходимых лекарств. Как ни крути, полмиллиона гривен вылетело в трубу. Зато СЭС смогла успешно отчитаться о проведении противоэпидемических мероприятий.

Весна несет нам не только солнечные дни, но и очередную порцию вакцинации. Несмотря на то, что у большинства детей в этот период иммунитет и без того снижен, санэпидемслужбы спешат выполнить запланированные мероприятия, пока у школьников не начались каникулы. Может, только впечатление такое, что правая рука не знает, что делает левая, а может, и на самом деле так происходит. Еженедельно нам сообщают, что все больше детей и взрослых заболели ОРВИ и гриппом, в школах семи областей вводится карантин, и в это же время проводится туберкулинодиагностика. Стоит ли удивляться, что это приводит к весьма плачевным последствиям? В Харькове почти полсотни детей почувствовали себя настолько плохо, что им понадобилась медицинская помощь. Вначале в списке было 13 детей, у которых, по словам медиков, резко упало давление, потом появились головная боль, головокружение и слабость. Думаете, вакцинацию приостановили до выяснения всех обстоятельств? Не тут-то было! Маховик запущен, руководство интересует отчет, а не докладные о возникших проблемах. Пробу Манту сделали почти 10 тыс. детей. Как сообщили источники в управлении здравоохранения, специалисты в растерянности: такой реакции врачи никогда раньше не наблюдали. Помимо того, что у детей резко падало давление, на месте введения туберкулина появлялись темные пятна «некротического характера». И только когда список потерпевших пополнился еще 28 детьми, туберкулинодиагностику временно приостановили, а образцы туберкулина тех серий, что использовались в школах и поликлиниках, отправили в Киев, в Центр иммунобиологических препаратов.

Наши читатели, наверное, помнят это учреждение — оно прославилось тем, что дало старт внеплановой вакцинации против кори и краснухи. Государственное предприятие «Центр иммунобиологических препаратов» цинично проиг­норировало требование закона об обязательной регистрации ввозимой вакцины и безо всяких лабораторных исследований, только лишь на основании документов производителя — Индийского института сывороток, сделало вывод, что «дан­ный препарат можно использовать для вакцинации». Чем это закончи­лось, хорошо известно. Об этом я напоминаю лишь затем, чтобы стало понятно, кто будет арбитром и какими принципами он руководст­вуется в своей деятельности.

Проверка качества туберкулина, выпущенного харьковской фирмой «Биолек», для Центра иммунобиологических препаратов – дело не новое: три года назад здесь этим уже занимались, точнее, должны были заниматься. Напомню, весной 2006 года после туберкулинодиагностики в Хмельницкой, Винницкой и Херсон­ской областях госпитализировали почти две сотни детей, у которых наблюдались сильная головная боль, головокружение и тошнота. С тех пор у многих из них серьезные проблемы со здоро­вьем, хотя до того злополучного дня никаких жалоб не было. Ма­мы из Винницкой области уже не знают, где обследовать и лечить своих детей — в Украине они натолкнулись на стену безразличия и замалчивания. Минздрав, правда, организовал обследование пострадавших детей из Винницкой и Хмельницкой областей, но кроме хронических гастритов, плоскостопия и сколиоза столичные врачи у них ничего не выявили. Да и что они могли выявить при беглом осмотре? Людмила Вервека вместе со своими подругами по несчастью добилась обследования в Москве, в Институте инфекционных болезней РАН. По этическим соображениям не называем диагнозы, но, по словам врачей, перспективы не радужные. Кстати, результаты обследований сердца и легких были абсолютно одинаковыми у всех подростков. Российские про­фессора горько шутили: такое впе­чатление, что все десять детей — близнецы. Или все одновре­менно попали под влияние неблагоприятных факторов, которые вызвали серьезнейшие патологии в детских организмах. На­ши медики все изменения фикси­ровали исключительно как врожденные пороки развития. (Это яв­ляется противопоказанием для вакцинации и туберкулинодиагностики. Но ведь детей никто от этого не освобождал!) По словам Л.Вервеки, за три года семья истратила около 30 тыс. долларов (продали все, что можно было про­дать), но состояние дочери не улучшилось.

Тем не менее медицинская бюрократическая система не усматривает никакой связи между ухудшением здоровья сельских подростков и туберкулинодиагностикой, в результате которой, собственно, и начались все проблемы. Один из аргументов чиновников — вывод Центра иммунобиологических препаратов (ЦИП). Который, кстати, проверял харьковский туберкулин, не имея сертифицированной лаборатории. Что покажет нынешняя проверка? Через месяц узнаем. Но уже сейчас в кулуарах специалисты полушепотом говорят о том, что за харьковской фирмой стоят т-а-а-акие люди, что с проверкой можно не напрягаться, результат давно запрограммирован. Как аргумент наши источники называют тот факт, что именно «Биолек» много лет выигрывает тендеры на поставки вакцин, несмотря ни на скандал вокруг туберкулина, ни на то, что выпуск такой небезопасной продукции, как иммунобиологические препараты, производится на участках, не имеющих сертификата GMP. Хотя согласно приказу Минздрава, подписанному еще в 2001 году, именно это является одним из элементов контроля качества. Случаи осложнений не анализируются, статистика искажается. Ду­маете, проблемы возникли только в Харькове? Осенью прошлого года официально была приостановлена туберкулинодиагностика в Черновицкой области, после того как школьников из Хотинского района увезла «скорая помощь». Жалобы те же: резкое снижение давления, полуобморочное состояние. Не исключено, что такое случалось и в других областях. Однако в карточки медсестры записывают только то, что велит начальство, — опыта в подтасовке фактов, как показывают последние события, госчиновникам не занимать.

Уголовная ответственность при корпоративной безответственности

Мы достигли такой прозрачности тендеров, что даже видно, кто стоит за тем или иным произ­водителем и поставщиком. Генпро­куратура еще занимается расследованием того, что связано с внеплановой вакцинацией против кори и краснухи. Однако это не помешало Минздраву объявить победителем тендера все тот же Ин­дийский институт сывороток, у которого теперь уже за средства госбюджета покупают вакцину против краснухи. В списке победителей и харьковский «Биолек» – он будет поставлять вакци­ну против дифтерии и столбняка. Как же быть тогда с тем фак­том, что «по данным МЗ, в 2003—2007 гг. зарегистрировано 38 случаев поствакцинальных осложнений у детей при использовании вакцины производства ЗАО «Биолек»? Входящий контроль качества 16 серий медицинских иммунобиологических препаратов был произ­веден по сводным протоколам производителя, то есть без лабораторного анализа. Остальные 22 серии вообще миновали контроль, потому что, как следует из объяснений руководства ЦИП, «предприятие не сдавало серии препаратов на входной контроль».

Все это, как и многое другое, выявили специалисты Счетной палаты Украины при проведении планового аудита в Минздраве. Всего же в 2001–2007 гг. в Украину поступило 495 серий иммунобиологических препаратов для проведения плановых прививок, а лабораторный контроль в ЦИП прошли всего 105 серий.

Интересно, если бы эту инфор­мацию размещали рядом с объявлением об очередной прививке, сколько бы нормальных родителей отважилось привести своих малышей? Сегодня общественность добилась того, что перед вак­цинацией в школе или в детском саду хотя бы смотрят, есть ли письменное согласие родителей. В прошлые же годы речь об этом вообще не шла – план выполнялся любой ценой. И в прямом, и в переносном смысле. Аудит выявил десятки интереснейших (для правоохранительных органов!) фактов, когда в отчеты о вакцина­ции вписывали цифры, которых и в помине не было. Так, Крымская санэпидстанция отрапортовала, что на вверенной ей территории было использовано 38 тысяч доз вакцины против гепатита В производства «Биолек» и «Шанвак» (Индия). В то же время «Укрвак­цина» сообщает о том, что в Крыму сделано свыше 43,6 тыс. приви­вок. Работали на сэкономленном сырье? С учетом коэффициента разлива списанных вакцин достаточно только для 34,5 тыс. приви­вок. Откуда взялись еще 9 тыс.? И что это стоило госбюджету?

Аудиторы немало потрудились, сравнивая региональные и центральные отчеты, и пришли к невеселому выводу, что с арифметикой никто не дружит, а калькуляторы бессовестно лгут. В свое время и в Главном контрольно-ревизионном управлении были весьма удивлены фокусами в санэпидотчетности. Сколько ревизоры ни пересчитывали, результат оставался неизменным — в том же Крыму вакцинировали противогриппозной вакциной всего 14,8 тыс. человек, а вакцины списали на 108,5 тыс. доз больше. К слову, миллионы гривен на ее закупку были выделены из резервного фонда госбюджета по настоянию руководителя государственной санэпидемслужбы.

Мы подчиняемся требованиям санэпидемслужбы, не осознавая, что многие из них написаны еще в сталинские времена, когда государственные интересы ставились выше всех остальных, а о правах пациентов даже не подозревали. Отголоски той диктатуры имеются и в нынешнем законодательстве. Парламентарии, оче­видно, с подачи ведомства запретили посещение детских садов и учебных заведений детям, не имеющим всех необходимых прививок. Законодатели ни на минуту не задумались над тем, что нормы Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» идут вразрез с Консти­туцией, гарантирующей каж­дому ребенку в нашей стране право на образование, как и пра­во на охрану здоровья, отдых. А ведь без соответствующей справ­ки ни в санаторий, ни в дет­ский лагерь и на порог не пустят. Это можно расценивать как косвенное, а может, и прямое поощрение коррупции — тот, кто выдает справки, включает в цену и ссылку на статью закона. Более того, ходят упорные слухи, что уже готовы поправки к закону, предусматривающие ответственность, в том числе и уголовную, за уклонение от прививок. Пред­ставляете, как вырастет в таком случае рыночная цена справки?! В кулуарах Минздрава вздыхают: если бы не скандал с вакциной «КК», за эти поправки давно бы проголосовали. Сколько вре­мени, то бишь денег, упущено!

«Узкий специалист флюсу подобен»

Деятельность санэпидемслуж­бы тоже превратилась в узкоспециальную. Борьба с эпидемическими болезнями, представляющими наибольшую опасность для населения, у нас сводится в первую очередь к прививкам, а во вторую — к внеплановым прививкам. В календарь прививок, который, по мнению специалистов, и без того перегружен, намереваются включить новые, и даже речи нет о том, чтобы пересмотреть список в сторону сокращения. Им­мунологи за головы хватаются — в первый год жизни малыш должен получить 17 вакцин, справиться с ними и выработать иммунитет. Была бы страховая медицина — СЭС диктовала бы свои условия группам риска, а остальные граждане все вопросы согласовыва­ли бы со своими семейными врача­ми. У нас же миллионы гривен из скудного бюджета выделяют на вакцинацию, отрывая их от практического здравоохранения. Толь­ко в 2007 году на это было израсходовано 203,8 млн. гривен (вдвое больше, чем в 2003-м). В прошлом году на эти цели было выделено 221,8 млн. гривен. Как говорят в Одессе, и кому это помогло? За последние месяцы нам сообщили о трех вопиющих случаях закрытия противотуберкулезных диспансеров, но на самом деле их намного больше. Причина банальна: нет финансирования, нет кадров. Зато есть больные на туберкулез, по числу которых мы, наверное, обогнали всю Европу. Только в Киеве за прошлый год заболели туберкулезом 18 врачей. При этом ни одному из них не позволили это оформить как профессиональное заболевание. Как же на деле борется с нашествием палочки Коха наша государственная санэпидемслужба? Навязывая вакцинацию еще в роддоме? От­стаивая ежегодную туберкулинодиагностику? Которая, по словам специалистов, массово не применяется ни в европейских странах, ни в США, так как неэффективная и при этом весьма затратная. Кто-нибудь когда-нибудь слышал о ноте протеста СЭС против нечеловеческих условий в противотуберкулезных больницах? Хоть слово с высоких трибун было сказано о том, что условия там порой хуже, чем в карцере? Что необходимых лекарств нет, зато есть бесполезные, навязанные тендерами? Что больных, которым необходимо усиленное питание, кор­мят, лишь бы с голоду не умерли? Или, может, санэпидемслужба знает, что делать с диспансерами, из которых сбежал медперсонал, а больные остались, потому как деваться некуда? Зато когда про­водятся тендеры, голос госслужбы звучит громко и требовательно.

Как жена Цезаря…

Мое поколение выросло, не зная прививок против вирусного гепатита, но внуки наши их получают уже в родильном доме. Спору нет, вирусные гепатиты В и С — весьма опасные заболевания, которые часто приводят к раку или циррозу печени. Число больных гепатитом растет стремительнее, чем больных СПИДом. Но если учесть, что вирус передается через кровь и половым путем, то скажите, пожалуйста, почему прививка делается именно новорожденному? Многие врачи в роддомах советуют мамам писать отказ — если ребенку не грозит операция, если он здоров, с прививкой лучше повременить.

Известно, что многие больные заразились при переливании крови. По некоторым данным, каждая четвертая доза донорской кро­ви — с гепатитом В или С либо с двумя одновременно. Может ли это привести к осложнению эпидемической обстановки? Судя по росту заболеваний, да, а по реакции СЭС — нет. Или кто-нибудь знает о конкретных планах защиты населения от этой опасности? В Киеве уже построили Центр крови? Или закупили достаточное количество тест-систем для тщательной проверки донорской крови? Нет, конечно. Наши чиновники знают более успешные методы борьбы. И результаты этой борьбы буквально шокировали Одессу, когда руководство местной санэпидемслужбы заявило, что едва не половина населения города заразилась гепатитом В и С в стоматологических кабинетах. При этом приводились статистические данные, согласно которым 46% больных были инфицированы именно по вине стоматологов. (Интересно, как это удалось узнать, если даже в больнице пациент никоим образом не может доказать, что его инфицировали именно при переливании крови? Таких примеров — уйма.) Не в меру принципиальная сан­эпидемслужба закрыла 40 стоматологических кабинетов, оштрафовав при этом более 120 медработников. Думаете, одесситам теперь негде лечить зубы? Ошибае­тесь. Отчет ушел в центр, активис­тов, наверное, похвалили, а кабинеты как работали, так и работают. Стоматологи воспринимают это как очередную «кампанейщину». Они давно не возмущаются, идут на компромисс. По словам одного опытного стоматолога, «СЭС надо любить, но не баловать — луч­ше в первый же визит ненавяз­чиво сунуть в карман 30 «зеленых», разумеется, каждому прове­ряющему. Досадно, что и тарифы, и курс валюты растут как на дрожжах, но скупой платит дважды — найти могут все, что угодно, и закрыть когда угодно! Я нашел общий язык, визиты сократились до двух раз в месяц. Иногда по дороге на работу успеваю завезти в кабинет, так всем спокойнее». Кроме пациентов, разумеется.

Готова разделить возмущение санслужбы, на которую клевещут, обвиняя в предвзятости и поборах. Согласна: инспектора работают исключительно по утвержденному плану и в рамках своих полномочий. Странно вот только, почему юристы говорят мелкому и среднему бизнесу, что если к ним с проверкой пришел инспектор СЭС из другого района или города, то они имеют полное право не пустить его. Вот это государственный подход и трудовое рвение — даже на чужой территории готовы за порядком следить!

Из-за такой активности Севастополь в одночасье остался без кра­соты — салоны и парикмахерские массово закрыли из-за нарушения санэпидрежима. Не волнуйтесь, закрыли временно, потому как санэпидрежим имеет свойство не только резко ухудшаться, но и улучшаться. В зависимости от курса в обменниках. Однако клиентам маникюрно-педикюрных кабинетов все же стоит обращать внимание на то, как дезинфицируют инструменты, какие полотенца дают и т.д. Врачи-инфекционисты советуют быть предельно внимательными, потому что вероятность заражения вирусными гепатитами в таких кабинетах действительно существует — порезы случаются нередко, инструменты же в лучшем случае сполоснут водой или протрут несвежей салфеткой. Но кавалерийские атаки проверяющих большей частью влияют не на сан­эпидрежим, а на отчет и поступления в бюджет. И не только казенный, как вы понимаете.

Ситуация в сфере обслуживания, общепита и торговли такова, что проверки действительно необходимы. Но все прекрасно понимают: с проверяющими всегда можно договориться, при правильном подходе индульгенция гарантирована.

Медики — и практикующие вра­чи, и ученые – уже давно говорят о том, что наша государственная санитарно-эпидемиологическая служба уподобилась Ватикану – стала государством в государст­ве. Кто еще имеет так много прав и так мало обязанностей? СЭС сама определяет, с чем и как ей бороться, сама себя проверяет и себе же отчитывается. (Вспомните пти­чий грипп!) А инфекционисты, фтизиатры, иммунологи, педиатры остаются один на один с пациентами и их проблемами. Когда инфекционисты утверждали, что у нас эпидемия кори, не хватает коек и лекарств, СЭС утверждала обратное. Но когда на горизонте появилась гуманитарная помощь в виде вакцины против кори и краснухи, а вместе с ней и солидные суммы на разъяснительную работу, позиция кардинально изменилась. Нашими детьми они интересуются только до тех пор, пока те не попадут в список провакцинированных. А все проблемы с поствакцинальным состоянием должны решать педиатры, терапевты и, разумеется, родители. Врачи справедливо возмущаются: почему производителей и поставщиков выбирают представители СЭС, а за последствия отвечают медики на местах? Почему опытным клиницистам диктуют правила специалисты СЭС, которые даже на заседаниях путаются в названиях и видах вирусов гепатита, кори, гриппа? Почему не учитываются выводы, основанные на многолетнем практическом опыте? Боятся, что традиционные победители тендеров останутся без прибыли?

Давно назрела необходимость пересмотреть структуру, права и обязанности государст­венной санэпидемслужбы, сравнить показатели ее деятельности с европейскими, мировыми. Это возможно только в одном случае — если санитарно-эпидемиологическое благополучие населения действительно будет относиться к вопросам национальной безопасности. А если эта структу­ра на данном этапе нужна государству лишь в качестве карающего меча, а чаще — банального кнута, то менять ничего не придется. Во время кризиса нужно беречь финансы, тем более что государству они еще понадобятся. На внеплановой вакцинации против кори и краснухи, кажется, поставили крест, но кто и каким образом будет утилизировать почти девять миллионов доз вакцины, весьма опасного для внешней среды иммунобиологического препарата, – особый вопрос. Санэпидемслужба свое дело сделала, а последствия, как водится, не в ее компетенции.