UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОТ МНИМОЙ БЕСПЛАТНОСТИ — К ИРРЕАЛЬНОЙ ДОСТУПНОСТИ

Фирменная черта - соединение толерантности, амбивалентности и эмпатии с упорством в отстаивании принципов...

Автор: Лидия Суржик

Фирменная черта - соединение толерантности, амбивалентности и эмпатии с упорством в отстаивании принципов. В общем, танк на пушистых гусеницах. В результате этого уникального сочетания на редактируемых ею страницах могут встретиться, горячо поспорить и даже найти точки соприкосновения люди, которые в иных условиях за всю жизнь не сказали бы друг другу ни слова. Содеянное вполне позволяет ей претендовать на звание «свахи идей»

- «Скорую» вызывали?

- Да, еще в детстве…

«Новый украинец»:

- Доктор, я очень болен?

- Нет, не более чем на 2000 долларов, - отвечает

«новый доктор».

В современном фольклоре очень четко отразились реалии нашей «бесплатной» медицины и ее адаптации к рынку. Сегодня в этой сфере развиваются практически не контролируемые государством механизмы приспособления к рыночной среде - легальные и полулегальные платежи населения. Благодаря этим широко распространенным теневым финансовым «инъекциям» пациентов система государственного здравоохранения еще продолжает существовать, хотя по идее, учитывая все более скудеющий «голодный паек» бюджетного финансирования, ее уже должен был постигнуть летальный исход.

Сегодня государство все еще продолжает обещать то, чего реально выполнить не может. Парадокс в том, что желание любой ценой сохранить бесплатную медицину больнее всего бьет по тем, кто оплачивать не в состоянии: по пенсионерам, инвалидам, малообеспеченным. В заложниках старой системы оказались и медики. Фактически путем использования их «крепостного» труда государство пытается обеспечить гарантии бесплатной медицинской помощи для населения. Стереотипы прошлого не позволяют ему понять, что чем дольше мы будем играть в «бесплатную» медицину, тем более недоступной она будет становиться для наименее защищенных слоев населения. Более того, еще два-три года и Украина вообще может остаться без медицинской системы: из-за постоянного недофинансирования уже физически разрушаются больницы и поликлиники, не говоря уже об уровне их оборудования. Новую технику и аппаратуру можно закупить - были бы деньги, но импортировать или взять у кого-то в долг медицинскую систему не удастся. Самые богатые, конечно, смогут заплатить за лечение в зарубежной клинике, однако большинству граждан придется довольствоваться своей.

Здесь уместно будет вспомнить о том, что реформирование нашего многострадального здравоохранения началось еще в 1992 году и уже стало «хронической болезнью» отрасли. И начиналось оно с медицинского образования, пересмотра программ и модернизации процесса обучения, подготовки семейного врача. Последовавший затем экономический обвал задавил ростки реформы, и она «скоропостижно скончалась». Правда, потом предпринимались попытки ее «реанимировать», однако каждый раз неудачно. Менялось руководство отрасли и начинало все по-своему. Предпоследний министр здравоохранения, пытаясь прослыть реформатором, однако будучи человеком «системы», действовал жесткими административными методами - сокращал и урезал. По-видимому, по принципу «лучше отрезать больше - потом можно будет выбрать, что пришить».

Сегодня опять заговорили о реформе. Что примечательно - не администраторы от здравоохранения, а сами медики. Созданная в апреле этого года организация «Пульс Украины» уже заявила о себе как о мощном общественном движении, отстаивающем в первую очередь не свои корпоративные интересы, а желая своим опытом и знаниями помочь сдвинуть реформы в сфере здравоохранения. В ее состав вошли известные ученые-медики, юристы, экономисты, практикующие врачи, управленцы. В ходе многочисленных встреч рождались идеи, отрабатывалась модель новой системы медицинской помощи.

Отправными точками для ее построения послужили две крайние позиции. Первая: возобновить в предыдущем объеме государственное финансирование отрасли и сохранить прежнюю систему медицинской помощи. Эта позиция с самого начала была отвергнута как нереальная в современных условиях. Вторая: провести приватизацию медицинских учреждений и создать свободный рынок для медицины. «Пульс Украины» считает, что такой путь разрушительный для здравоохранения, так как приведет к потере управляемости системой оказания медицинской помощи, резкому сокращению сети лечебных учреждений, исчезновению дешевых, но необходимых видов лечебной помощи. Лечение станет дорогим, и значительная часть населения не будет иметь никаких гарантий медицинской помощи.

Разработчики модели новой системы медицины в Украине, изучив и сравнив национальные типы организации современного здравоохранения, отказались от их слепого копирования. У каждого из них есть свои особенности в зависимости от государственного устройства, приоритетов социальной политики, сферы общественной заботы о здоровье, традиций. Несомненно, есть они и у нас, может быть, даже больше, чем где-либо. Мы уже имеем достаточно либерализованную экономику и демократические общественные институты, но при этом сильной остается и система государственного регулирования. У государства есть возможности осуществлять социально ориентированную политику в области охраны здоровья.

Во главу угла украинской модели здравоохранения заложен постулат: медицинская помощь должна быть доступной для всех, а принцип бесплатности должен действовать в реально возможном объеме. То есть гарантированная бесплатная медицинская помощь должна распространяться на тех, кто не в состоянии себя обеспечить: дети, пенсионеры, инвалиды. Бесплатными для населения будут скорая и неотложная помощь, лечение социально опасных заболеваний и родовспоможение. Это тот минимальный объем медицинских услуг, который государство хоть и с трудом, но реально может обеспечить. За все другое население должно иметь возможность в цивилизованной форме доплачивать. С этой целью предполагается существенно изменить систему финансирования медицины, сделав ее многоканальной (см. диаграмму).

В основу этой модели организации медицинской помощи взят принцип контрактных отношений, т. е. отношений типа «заказчик - исполнитель». В рамках контрактных отношений широкие права предоставляются пациенту, в частности право выбора. Это позволит изменить сегодняшнюю ситуацию, при которой пациент «прикреплен» только к определенному медучреждению. При контрактной модели появится конкуренция медицинских учреждений за заказчика и государственный заказ.

Вводится мораторий на смену форм собственности лечебно-профилактических учреждений. При этом одно учреждение может работать по многим контрактам, получая деньги и из госбюджета, и от органов местного самоуправления, и от частных лиц.

Важно и то, что в результате такой реорганизации предполагается радикальное изменение отношений между государством, обществом и медициной. Государство отказывается от монополии на управление медицинской сферой. Оно делит эту работу с медицинскими работниками и обществом. Между ними заключается новое социальное соглашение. На практике это выглядит следующим образом. Государство передает медицинскому сообществу в аренду (понятно, не по коммерческим расценкам) сеть медицинских учреждений и предоставляет им право работать по заказам. При этом государство и органы местного самоуправления остаются собственниками сети медицинских учреждений.

Так в общих чертах выглядит модель организации медицинской помощи в Украине, одобренная несколько дней назад Первым Всеукраинским съездом медицинских работников. Какая судьба ожидает эту реформу? Хватит ли у реформаторов сил и желания ее осуществить? А если Президентом страны изберут не

Л. Кучму, с которым на съезде медики подписали декларацию о сотрудничестве? И случайно ли проведение этой громкой акции в период предвыборной президентской кампании? Вопросы (кроме последнего) отнюдь не риторические.

Ведь может случиться, что любому из нас придется вызвать «скорую». Или, упаси Господь, попасть к «новому доктору».