Невероятно, но факт: более столетия назад станций «скорой помощи» вообще не было. Первый санитарный фургон появился в Вене в 1883 году. К созданию гуманной медицинской службы побудили весьма трагические обстоятельства. В декабре 1881 года во время спектакля в Венском театре комической оперы вспыхнул пожар. Паника, давка... Всего пострадало около 500 человек. Почти сутки возле сгоревшего помещения театра находились обожженные и раненые — врачи без оплаты не спешили помочь потерпевшим. Профессор-хирург Яромир Мунди, пораженный тем, что произошло, все-таки убедил местную власть в необходимости создания службы экстренной медпомощи. Со временем такие бесплатные станции скорой медпомощи были открыты в Будапеште, Варшаве, Лодзе, Киеве, Одессе, Риге. Киев стал первым городом в Российской империи, где была своя «скорая».
Несколько дней назад Киевская городская станция скорой медпомощи отпраздновала столетний юбилей. От конных карет «Лонер и К°» к реанимобилям, от примитивной аппаратуры к современным коммуникационным сетям, от металлических многоразовых шприцев к одноразовым пластмассовым — так много изменилось за это время. Тем не менее миссия «скорой», как и сто лет назад, осталась неизменной — спасать жизни.
В советские времена по адресу киевской «скорой» находилась Всесоюзная школа передового опыта. Поучиться приезжали и из-за границы. На сегодня столичная станция «скорой помощи» оборудована лучше всех прочих в Украине. Однако проблем, как всегда, хватает, а в наше время прибавилось немало новых. Одна из них — кадровая. Работа на «скорой» напряженная и тяжелая, а зарплата маленькая. Кто, проучившись шесть лет в медицинском вузе, захочет работать за 170 гривен в месяц? Поэтому молодежь надолго не задерживается. Другая проблема — большинство работающих на станции «скорой помощи» — женщины. Но ведь во многих случаях без мужской силы не обойтись.
Не одиночны случаи нападений на бригады «скорой». Об этом свидетельствует толстенная папка с отчетами о попытках шантажа, угроз, хулиганских поступков преимущественно со стороны лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Значит, работники «скорой», выручая других, сами остаются незащищенными. Ведь приставить к каждой бригаде охранника просто невозможно за неимением средств.
Как говорят сами работники, «скорая медпомощь» — служба затратная. В среднем один выезд машины на место вызова стоит государству ни много ни мало 73 гривни (частные «скорые» значительно дороже). По данным киевской станции, 50 процентов звонков о помощи находятся вне ее компетенции. Это звонки от хронически больных, которым нужно обращаться в поликлиники и больницы. А «скорая» должна спасать людей при внезапных заболеваниях, несчастных случаях на улице, в общественных местах и тому подобное.
Иногда бывают просто анекдотические ситуации. Об одной из них рассказал главный врач станции Анатолий Васильевич Вершигора: «В трубке слышится обеспокоенный мужской голос: «Побыстрее приезжайте. Моей жене что-то нехорошо: по всему дому черти бегают, а она ничего не замечает». Оказалось, звонил пьяница».
Кстати, вначале у киевской «скорой» была инструкция, в которой говорилось о том, как и когда вызывать экстренную медицинскую помощь. Вот выписка из нее: «…Вызовы «скорой помощи» к заболевшим всякого рода болезнями, не носящими характер случайности и совершенной неожиданности, являются напрасными… Просим руководствоваться исключительно нижеследующими правилами и помнить, что общество (скорой медпомощи. — Авт.) учреждено с целью оказывать первоначальную медпомощь в несчастных случаях, при внезапных заболеваниях и болезненных припадках (обмороки, колики, истерия и т.п.). Заболевания на частных квартирах не входят в круг деятельности общества. В виде исключения - в случаях, требующих однократного, но немедленного пособия, когда каждая минута запоздалой врачебной помощи является вопросом жизни или смерти пострадавшего: отравления, угар, удавления, тяжелые ранения, ожоги, случаи, вызванные обвалом потолков… последствия взрыва газа, поражения током, кровотечения, укусы бешеными животными и т.п.»
К юбилейной дате создан музей первой в Украине «скорой». Среди его экспонатов разнообразные медицинские аппараты, подарки от иностранных делегаций, рубли времен царской России и советских времен, фотографии, документы, публикации. В экспозиции — вещи предыдущего главного врача станции Наталии Андреевны Ленгауэр, под руководством которой киевская «скорая» стала лучшим медицинским учреждением в СССР. Особая гордость музея — коллекция макетов транспортных средств, находившихся на службе у «скорой». Интересная деталь: за первые полгода работы службы киевские врачи более двух тысяч раз выезжали к больным, в следующие годы их количество возросло до пяти тысяч. Сейчас на киевскую «скорую» поступает 500 тысяч вызовов в год.