UA / RU
Поддержать ZN.ua

От бюджета проедания к бюджету урезания

Сис­тема здравоохранения и в следующем году будет двигаться по инерции, максимально используя «горючее» из кошельков пациентов.

Автор: Ольга Скрипник

Что бы ни говорили заядлые скептики, но никто не может оспорить тот факт, что нынешняя власть уделяет огромное внимание охране здоровья населения нашей страны. Во-первых, она конкретно реформирует медицину. Дан старт пилотному проекту в четырех регионах. Даже приняты соответствующие законы. Во-вторых, осуществляется прямо-таки селекция кадров - с начала года уже третий министр здравоохранения. И осведомленные люди говорят, что новогоднюю елку в просторном кабинете будет украшать новый министр - желающих занять эту должность немало. В-третьих, власть наметила довольно амбициозные программы и обещает их выполнить. В-чет­вертых, знает реальное состояние дел, так что планирование идет не «с потолка», а опирается на факты, зафиксированные в официальных документах. Вспом­ните, сколько благородного негодования было в голо­се премьер-министра, когда на заседаниях правительства он «пропесочивал» (и не один раз!) министра здравоохранения. А с какой тревогой и болью он весной сообщил стране , что в прошлом году 15% украинских семей не смогли получить надлежащую медпомощь?! Есть над чем задуматься, ведь речь идет о 2,5 млн. семей, подчеркнул глава правительства.

Говорил пан - кожух дам, так и слово его греет

Одна из таких семей, выслушав апрельские тезисы премьера, поверила, что действительно имеет право на доступную медпомощь, и решила его реализовать. А через полгода обратилась в нашу редакцию как в последнюю инстанцию, надеясь, что хоть газета подскажет выход из ситуации. Вопреки тому, что Николай Ф. уже много лет болеет сахарным диабетом, имеет осложнения, ему отказывают в госпитализации. Весной, когда обострились проблемы с почками, его все равно не приняли в стационар, ссылаясь на отсутствие свободных мест, и предложили прийти в сентябре. Дождался. Оформил необходимые документы, нашел свою палату. Но не успел обустроиться, как его вызвал заведующий отделением и приказал собирать вещи. «Вы меня обманули, утаили, что больны гемофилией. Препаратов для гемофиликов у нас нет. Если у вас «рванет» какой-то сосуд - вам-то что, а нас начальство и прокуратура потом замордуют!»

Сорокалетний пациент, шокированный такой откровенностью, остолбенел. Врач оказался «гуманным»: приказал вызвать неотложную помощь, чтобы пациента отвезли домой, а то, не дай Бог, разволнуется, да и рухнет прямо в кабинете…

София, жена Николая Ф., более двадцати лет работает медицинской сестрой в областной детской больнице. Мужа спасает своими силами, одна беда - лекарства слишком дорогие для семейного бюджета. По словам Софии, никто не собирался скрывать гемофилию, наоборот, надеялись, что хотя бы в стационаре смогут получить необходимое лекарство - факторы свертывания крови. В медицинской карточке все давно записано. Почему семья проглотила такую обиду? Потому что выхода нет. София не теряет надежду, что мужа таки положат в больницу, он остро нуждается в стационарной помощи - отказывают почки. Но ее предупредили: будешь жаловаться - останешься без работы, будешь сидеть в своем селе, никакая больница в областном центре тебя не возьмет. А как появится лекарство для больных гемофилией - тогда и приезжайте...

Николай вместе с товарищами по несчастью надеется, что бюджет на 2012 год спасет их.

По крайней мере, летом госчиновники это обещали. Сдержа­ли ли свое слово? Это легко проверить, проанализировав проект закона о государственном бюджете на 2012 год, который уже прошел первое чтение.

Эксперты подсказали - на лечение пациентов с гемофилией будет выделено почти 63 млн. гривен, что значительно больше, чем было в нынешнем году. Власти есть чем гордиться - финансирование увеличится аж на 65%. Поможет ли это Николаю Ф.? Неизвестно. Обещанных денег хватит, чтобы залатать дыру лишь на 30% от потребнос­ти. Остальное - 70% средств на факторы свертывания крови - должны выложить из своих карманов пациенты, не говоря уже о других затратах, которые их ожидают.

Чьи нужды полнее всего учтены в проекте госбюджета на 2012 год? Речь не о тех, кто получает «откаты», - за них можно не волноваться. Закупка за бюджетные средства лекарств, вакцин, затратных материалов у единого поставщика - о таких возможностях когда-то даже и не мечтали. Да и победителей тендеров теперь называют задолго до объявления самих торгов. Согла­си­тесь, это дорогого стоит.

Неизвестно только, как выдержат дорогую медицину семьи больных детей, о которых так по-отечески «заботится» государство. Всячески декларируя намерения выполнять Национальный план действий относительно реализации Конвенции ООН о правах ребенка, правительство заложило в госбюджет средства на закупку медикаментов для лечения детей, страдающих от тяжелых хронических недугов. Это, в частности, касается больных первичным (врожденным) иммунодефицитом, муковисцидозом и детским церебральным параличом, на лекарства которым выделено… 10% от потребности.

Все лето били в набат общественные организации, отстаивающие права больных гемофилией. Чиновники их «услышали» - на лекарства для детей, больных гемофилией, в бюджете предусмотрено 51% от потребности. Что делать остальным родителям? По подсчетам, стоимость первичного лечения маленького ребенка, больного гемофилией, составляет 137 тыс. гривен в год. А на лечение пациента в возрасте от 3 до 17 лет нужно израсходовать около 200 тыс. гривен.

Из-за недофинансирования постоянно лихорадит семьи, которые воспитывают детей, больных фенилкетонурией. В проекте бюджета запланировано почти 6 млн. гривен на закупку реактивов для проведения скрининга новорожденных на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз. Это - 58% от потребности. Закупка продуктов лечебного питания для детей, больных фенилкетонурией, в лучшем случае, достигнет 83% от потребности. О малышах, которых впервые внесут в реестр, вообще речь не идет - на них бюджетная щедрость не распространяется.

Из года в год, к сожалению, увеличивается количество детей, которым нужен гемодиализ. По мнению экспертов, во многих областях эту проблему скрывают, пациенты получают помощь далеко не в полном объеме, однако статистика этот факт замалчивает. В следующем году картина не улучшится - на закупку медикаментов и затратных материалов для детского диализа предусмотрен 1 млн. грн., что, в лучшем случае, составит 61% от потребности. Всего же на выполнение программы развития сис­темы предоставления медицинской помощи больным нефрологичного профиля (и детям, и взрослым) предусмотрено 7 млн. грн., при потребности - 110 млн.

На бюджетный каравай налетай

В прошлом году все мы терпеливо ждали, пока правительство исправит ошибки своих предшественников и вытянет страну из кризисной ямы. Уже второй год нас убеждают, что экономика встала на крыло и демонстрирует чудеса роста. Слава Богу, дождались. Сметы предыдущих лет называли бюджетом проедания. Очевидно, некоторые чиновники от медицины восприняли это как приказ: в больницах перестали кормить больных. Киев одним из первых закрыл пищеблоки в муниципальных больницах, потом взялись за прачечные, - постельное белье пациенты должны приносить с собой, как и лекарства, и затратные материалы. Смету на 2012 год медицинские эксперты в своих кругах называют «бюджетом обрезания» - потому что финансирование здравоохранения урезали по самое некуда. Из недр профильного комитета Верхов­ной Рады вышла цифра 80 млрд. гривен, - та минимальная сумма, которая, по расчетам Мин­здрава, нужна, чтобы хоть как-то держать медицину на плаву. Однако запланировано всего 56,1 млрд. К тому же разойдутся они по многим ведомствам, а не только по системе МЗ. На долю государственного бюджета приходится 16,6 млрд. грн., а местные должны выделить на это значительно больше - 39,5 млрд. грн.

С кем делит МЗ бюджетный пирог? На медицинские программы МЧС получит 21,3 млн. грн., СБУ - 23,5 млн. грн., Госадминистрация железнодорожного транспорта - 90,3 млн. грн., на медицинское обслуживание Национальной академии наук выделили 36,7 млн. грн. Самый щедрый подарок, конечно, перепал ДУСе. Медицинское обслуживание горстки высоких должностных лиц и народных депутатов, как всегда, дорого обходится налогоплательщикам: в нынешнем году выделили 300 млн. грн., а в следующем гарантируют 465 млн. Добавьте к этому свыше 100 млн. грн. на поддержку санаториев, в которых они укрепляют свое здоровье. Эксперты не могут точно ответить, сколько средств планируется на одного элитного пациента. А на душу населения, по их подсчетам, должно перепасть аж по 154 гривны.

Чтобы понять, на какие финансовые жертвы идет действующая власть ради здоровья народа, замечу, что в структуре ВВП затраты на здравоохранение составляют 3,7%.

Мы в который раз удивляем весь мир: согласно выводам ВОЗ, система здравоохранения не может функционировать, если государство выделяет на нее меньше 5% ВВП. Учитывая уровень инфляции, регулярное повышение цен на коммунальные услуги, энергоносители, медикаменты, затратные материалы, оборудование и т.п., реальная сумма, которая дойдет до практического здравоохранения, будет значительно ниже той, которую нам обещают.

Финансовые аналитики имеют основания сомневаться во многих показателях, изложенных в проекте бюджета. Это касается и раздела здравоохранения. Скептики не верят, что уровень инфляции будет таким низким, а доходы госбюджета такими высокими, как указано в документе. Что бы ни говорили чиновники, а лекарства и медицинское оборудование у нас дорожают чуть ли не каждую неделю. И никаким решением Антимоно­польного комитета или распоряжением столичной администрации этот процесс затормозить не удастся. Понятно, что средств, выделенных на лекарства, хватит далеко не всем, кто в них крайне нуждается.

Тот факт, что на медикаменты для скорой помощи выделили аж 323 млн. грн., нам подают как сенсацию. На самом деле это составляет не более 50% от потребности, к тому же значительно заниженной. Предусмотрено 190 млн. грн. на приобретение медицинского оборудования - рентгенологического, маммографического и аппаратов ультразвуковой диагностики. Но - только отечественного производства. Что лишний раз свидетельствует об открытой конкурентной борьбе и прозрачных условиях тендеров. Интересно только одно - установят ли маммограф или аппарат УЗИ отечест­венного производства в «Фео­фании» для диагностики болезней отечественной элиты?..

В свое время спасением для нашей медицины стало внедрение государственных целевых программ. Бюджеты нынешних и последующих лет, похоже, разрушат все, чего удалось достичь с таким трудом. И количество программ, и их финансирование неуклонно сокращаются. У министра одно объяснение - нет денег. Раньше, под давлением международных организаций, хоть как-то держали на контроле выполнение госпрограммы лечения больных ВИЧ/СПИДом. В последнее время ситуация изменилась. Для закупки антирет­ровирусных препаратов для больных СПИДом и обеспечения службы крови соответствующими тест-системами предусмотрено всего 52% средств от потребности. У нововыявленных больных, похоже, не будет шансов получать эти лекарства.

Не лучше ситуация и в онкологии. По статистике, 25% инвалидов в нашей стране - онкобольные. Ежегодно эту патологию диагностируют у 170 тысяч взрослых и детей. Многих из них можно спасти. Если есть средства на лекарства и процедуры, а также соответствующая аппаратура - диагностическая и лечебная. Бюджет этого года «не замечает» больных детей. В следующем году лучше не станет - выделено всего 47% средств от потребности. Пересадку костного мозга маленьким украинцам делают не только в далеком зарубежье, но и в клиниках России и Беларуси. А Украина до сих пор так и не создала клиники, в которых проводились бы такие операции. Как и не создала цент­ры крови, переливание которой в большинстве случаев приносит пациентам вирусные гепатиты и СПИД. В следующем году на реализацию централизованных мероприятий по обеспечению донорства крови и ее компонентов запланировано на 20 млн. грн. меньше, чем в текущем. Увы, на решение этих проблем в бюджете всегда не хватает средств. Как и на оплату лечения наших граждан за рубежом. В 2012 году на это планируется израсходовать 14 млн. грн., что, по подсчетам министерских чиновников, составляет 27% от потребности. Неизвестно только, кто и по каким методикам эти нужды определяет. Судя по объявлениям в метро, в Интернете, собственно, во всех массмедиа, больных, для которых собирают средства на лечение за границей, и прежде всего малышей, у нас значительно больше, чем в списках министерства. На лечение детей на Кубе предусмот­рено 5 млн. грн., однако недавно стало известно, что правила будут изменены. Украину, скорее всего, попросят оплачивать стоимость лечения своих граждан, - до сих пор за нас это делала Куба. (За что ей искренне признательны родители тысяч детей, спасенных кубинскими врачами.)

В общем, на финансирование госпрограмм и комплексных мероприятий в бюджете-2012 предус­мотрено на 74 млн. грн. больше, чем в нынешнем году. Однако это составляет около 55% от потребности.

«Почасовку» повысят.
Аж на целый пятак

Каждый разговор о реформировании медицины, пилотных регионах и госпитальных округах, как правило, завершается обещаниями властей, повысить медикам зарплату. Хотели как лучше. И сделали. В следующем году бюджетников ждет настоящее финансовое чудо. Начну с хорошей новости. Новый бюджет предусматривает выплату медицинским и фармацевтическим работникам единовременного пособия на оздоровление в сумме должностного оклада, что будет приурочено к отпуску. Конечно, это меньше, чем получают народные депутаты, но, дай Бог, чтобы хоть так было. Бешеными темпами, как уверяют авторы проекта госбюджета, будет возрастать минимальная заработная плата. Это достойно внимания: с 1 января - 1073 грн., с 1 апреля - 1094 грн., с 1 июля - 1102 грн., с 1 октября - 1118 грн., с 1 декабря - 1134 грн. Если посмотреть на рост зарплаты в почасовом разрезе, тоже поражает: с 1 января - 6,43 грн., с 1 апреля - 6,56 грн., с 1 июля - 6,61 грн., с 1 октября - 6,7 грн., с 1 декабря - 6,8 грн. Министр здравоохранения подчеркнул, что среднегодовое повышение заработной платы будет составлять 13,5%. А это, по его мнению, хорошая мотивация для профессио­нального роста и добросовестной работы.

Чувствуется, что авторы проекта бюджета не любят медиков, а сельских - особенно. В следующем году люди в белых халатах, работающие в лечебных заведениях сел и поселков городского типа, не будут получать надбавку в размере 50% к должностному окладу. Назовите это как хотите: оптимизация расходования бюджетных средств или борьба с острым дефицитом медицинских кадров, который нарастает в Украине, а особенно - в сельской местности.

Кстати, на подготовку медицинских и фармацевтических кад­ров высшими учебными заведениями І–ІІ уровней аккредитации запланировано выделить 19,9 млн. грн. И всего на 1 млн. меньше (18,9 млн. грн.) предусмотрено в качестве субвенции из госбюджета местному бюджету Донецкой области «на подготовку спортивных объектов, на которых будет проводиться чемпионат мира по легкой атлетике-2013».

Хотя пилотный проект стартовал в четырех регионах, только одна область, по мнению власти, заслуживает особого финансирования. А потому субвенция из госбюджета на сумму 56 млн. грн. будет направлена на капитальный ремонт больничных сооружений и закупку дорогостоящего медицинского оборудования для Донецкого областного клинического территориального медицинского объединения.

Такой подход полностью опровергает слова одного из представителей оппозиции, который заявил, что «этот бюджет - без регионов», мол, их интересы полностью игнорируются. На самом деле регионы упоминаются в проекте бюджета, некоторые из них - довольно часто. Например, в связи с чемпионатом мира по легкой атлетике-2013, который налогоплательщикам обойдется дороже, чем подготовка медсестер, фельдшеров и акушеров, вместе взятых. Представителям оппозиции почему-то не понравилось, как поделили субвенции местным бюджетам: из 692 млн. грн. Донецкой области выделено почти 160 млн., Луганской - почти 50 млн., а Черниговской, Чер­касской, Херсонской - по 13 млн. Оппозиция отказалась голосовать за проект бюджета, нарекая на то, что почти 99% поправок были отклонены. Похоже, это не преувеличение. Документы свидетельствуют, что все поправки депутатов, не принадлежащих к провластным силам, действительно были отклонены. Даже если они касались исключительно грамматики и стилистики и были филологическими, а не политическими.

Год назад на саммите Ге­неральной Ассамблеи ООН президент Украины представил док­лад «Цели развития тысячелетия - реальные и достижимые». Весь мир узнал, что до 2015 года Ук­раина намерена обеспечить снижение темпов распространения туберкулеза - на 20%, а ВИЧ-ин­фекции - на 13%, по сравнению с 2005 годом. О ВИЧ/СПИДе мы уже упоминали. А что касается туберкулеза, то в будущем году на преодоление эпидемии планируется израсходовать столько же средств, как и в нынешнем, - почти 175 млн. гривен. Это - 92% от потребности. Од­нако удручающее состояние противотуберкулезных больниц ярко свидетельствует о том, что так называемые нужды прежде всего ориентируются на пожелания финансистов - все свести к миниму­му - и не соотносятся с реалиями нашей жизни. Например, лишь в столице ежемесячно выявляют двух медиков, заразившихся туберкулезом на работе. Возможно, на бумаге эпидемия идет на убыль, но на самом деле больных не становится меньше.

Любой водитель скажет, что проехать 1000 км по нашим дорогам, имея всего 20 литров бензина, невозможно. Даже если ехать на красный свет, вообще игнорировать все правила дорожного движения. Не так ли двигается наша система здравоохранения? Чтобы авто мчалось быстрее, водители не берут лишний груз. Наша медицина тоже избавляется от балласта - сокращает гос­программы, оставляя без помощи инвалидов, тяжело больных детей и стариков. Их давно уже считают бременем как в системе МЗ, так и в системе социальной защиты. Рано или поздно автомобиль без горючего остановится. Медицина без должного госу­дарст­венного обеспечения не распалась окончательно лишь потому, что ее добровольно-принудительно финансирует население.

Бюджет на 2012 год не предус­матривает ни улучшения медикаментозного обеспечения, ни обновления материальной базы больниц, ни создания университетских клиник, ни решения проб­лем кадрового дефицита. Сис­тема здравоохранения и в следующем году будет двигаться по инерции, максимально используя «горючее» из кошельков пациентов.