UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСТАНОВИЛОСЬ СЕРДЦЕ...

Опережая онкологические и другие не менее коварные болезни, именно сердечный недуг чаще иных приводит к летальному исходу...

Автор: Борис Хандрос

Опережая онкологические и другие не менее коварные болезни, именно сердечный недуг чаще иных приводит к летальному исходу. О наиболее острых проблемах, связанных с сердечно-сосудистыми заболеваниями, и пойдет разговор с Ю.Сиренко - доктором медицинских наук, руководителем одного из ведущих отделов Украинского НИИ кардиологии им.Н.Стражеско.

Юрий Николаевич Сиренко родился во Львове. Обучался в клинической ординатуре при Киевском медицинском институте. Стажировку проходил в Зальцбурге (Австрия), Каунасе (Литва). В 27 лет - кандидат, в 32 - доктор медицинских наук. Работал в реанимационных отделениях, летал по особо срочным вызовам на самолетах санитарной авиации. С 1985-го - сотрудник института им.Н.Стражеско.

- Юрий Николаевич, сердечный недуг у нас и в мире все еще остается убийцей номер один. Однако, статистика смертей «от сердца» в разных странах разная. Так, например, в Европе количество смертных случаев от сердечно-сосудистых заболеваний колеблется от 200 до 400 ежегодно на 100 тысяч жителей. Самый низкий показатель в Японии - всего около 90. Чем вызвана такая разница? А главное, как обстоят «дела сердечные» у нас в Украине?

- Начну с последнего. В прошлом году на 100 тыс. человек смертность «от сердца» - кардиологических болезней системы кровообращения - в Украине составляла 832,6. Явная тенденция к росту: в 1990-м было 641,5 (от ишемической болезни сердца - 494, от гипертонии - 96).

Три четверти сердечно-сосудистых смертей связаны с этими двумя особенно коварными заболеваниями. Именно они превращают сердечный недуг в убийцу номер один у нас и в других странах.

Однако, по количеству смертей «от сердца» мы «обогнали» многие страны в 2-4 раза, а Японию - в 8-9 раз.

Убивает не столько недуг сам по себе, не только тяжелейшие условия, в которых мы оказались, но и незнание, неосведомленность. Многим ли, например, известно то, что должен знать каждый со школьных лет: главным фактором риска ишемической болезни сердца является нарушение обмена холестерина. Чем больше холестерина в крови, тем выше степень риска. Знание нормы количества холестерина, своевременное его снижение с помощью диеты, медпрепаратов и других средств и методов укрепления физического состояния - надежный щит от ишемии, залог долголетия.

Ишемическая болезнь, что тоже необходимо знать каждому, связана с развитием атеросклероза артерий сердца. Как и для инфаркта миокарда, для ишемической болезни сердца серьезным риск-фактором является повышение артериального давления. Подвожу итог: нарушение обмена холестерина - главный, но отнюдь не единственный фактор риска ишемической болезни сердца. Повышенное артериальное давление, курение, сахарный диабет, низкая физическая активность являются факторами риска, при их сочетании риск заболевания «умножается».

Популяционными исследованиями, когда на протяжении ряда лет наблюдению подвергаются группы в несколько тысяч, а то и сотни тысяч людей, доказано, что снижение холестерина в крови на один процент уменьшает риск смертности от ишемической болезни сердца на два процента.

- Мне известен случай, когда человек, прошедший войну, отработав на предприятии более 60 лет, после четвертого инфаркта живет весьма активной для своих лет жизнью, готовится встретить свой столетний юбилей. И, наоборот, бывал свидетелем и таких прискорбных случаев, когда первый инфаркт убивал наповал молодых, в расцвете физических и творческих сил, к тому же людей, до этого никогда не жаловавшихся на сердце. Как объяснить подобные парадоксы?

- Для этого надо знать больного. В каждом конкретном случае возможны десятки самых разных, строго индивидуальных причин. И все же можно выделить и общие тенденции. Чаще всего причиной внезапной смерти является развитие аритмии сердца на фоне ишемии.

Затем инфаркт. У молодых людей чаще, чем у пожилых, он бывает обширным, захватывает большую по объему площадь сердца, а поражение 50% массы миокарда левого желудочка практически уже несовместимо с жизнью.

Наконец, у молодых чаще оказывается изолированной поражением одна из главных артерий сердца, при этом отсутствует коллаториальный кровоток. Более развитый коллаториальный кровоток у пожилых нередко при инфаркте миокарда спасает им жизнь.

- Сравнительная статистика ряда стран, проводимая вами, убедительно свидетельствует: степень риска, смертность «от сердца» можно заметно снизить. Что для этого необходимо?

- В большинстве стран мира задействованы программы борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, включающие как социальные, так и медицинские факторы. Интересно при этом отметить, что влияние медицинского фактора на смертность сравнительно невелика - не более 10%, тогда как социального - 90%.

Что мы включаем в понятие социальный фактор?

Информированность населения о факторах риска, возможность и умение самостоятельно оценить состояние своего здоровья, пропаганда правильного образа жизни и правильного питания.

Возьмите любой американский продукт питания. На обратной стороне упаковки все необходимые сведения: содержание в нем различных веществ, включая холестерин, соль, сахар, количество калорий и др. Без этих данных, согласно американским законам, продукт не может поступить в продажу.

В Америке, в странах Западной Европы действует запрет на рекламу табачных изделий, алкогольных напитков, строго запрещено курение в общественных местах. Нарушение запрета чревато большими штрафами.

Как правильно питаться, какой объем физических упражнений нужно выполнять ежедневно, каковы основные показатели состояния здоровья и как часто их нужно контролировать... Обо всем этом юный американец узнает с самых ранних лет (детский сад, школа, телевидение). Именно благодаря этому человек со временем становится доктором самому себе.

А у нас? Стоит ли говорить о таких вещах теперь, когда большинство населения республики, находясь за чертой бедности, думает не о том, как жить, а о том, как выжить?

Убежден, надо. Ведь будущее здоровье нации, само его существование зависят от знаний, навыков, которые прививаются сегодня воспитанникам детского сада, школьникам.

- А какая роль при этом отводится самой медицине, кардиологии?

- Раннее выявление людей с факторами риска. Наблюдение за этими людьми и при необходимости - целевое влияние на факторы риска. Это так называемая первичная профилактика. Следующий этап: наблюдение за людьми, у которых уже развилось заболевание, правильное лечение, чтобы притормозить, остановить процесс. Наконец, оперативное вмешательство.

- Операция на сердце... Невольно напрашивается случай с Евгением Леоновым. Клиническая смерть во время гастролей в Западной Германии. Счет шел на минуты, секунды. Операция продлила жизнь великого артиста, подарила нам одну из лучших его ролей в «Поминальной молитве». Что вы можете сказать по этому поводу?

- Оперативное вмешательство порой все еще, как в случае с Леоновым, становится единственной возможностью спасти человека от неизбежной гибели. В одних случаях надолго, в других на месяцы, считанные годы. Но ведь для любого человека каждый миг жизни бесценен. Тем более, когда речь идет о таких личностях, как Евгений Леонов или, скажем, Иосиф Бродский. Своевременно сделанная операция, вероятнее всего, продлила бы на какое-то время жизнь выдающемуся поэту, лауреату Нобелевской премии.

Кстати, подобные операции на Западе обходятся в 40 и более тысяч долларов. Под силу ли она нашим хирургам? Теоретически - вполне. Да не очень размахнешься при наших убогих бюджетах: случается, и в нашем престижном институте месяцами сидим без зарплаты. При примерно равном уровне мастерства в институте сердечно-сосудистой хирургии в лучшие годы делалось более 200 операций в год, в США - до миллиона.

- А что взамен оперативному вмешательству может предложить современная медицина?

- Стопроцентной альтернативы нет: операция, как я уже говорил, в отдельных случаях неизбежна. Однако именно в последние годы заметно расширилось поле неоперативного вмешательства. Исследования последних лет убедительно показывают, что наши подходы к вторичной профилактике ишемической болезни сердца должны решительным образом измениться. Появлялись и появляются новые, весьма эффективные препараты. Прежде всего я бы выделил симвастатин. Исследования проводились с большой группой больных. Они показали, что регулярный прием этого снижающего уровень холестерина в крови препарата приводит к снижению риска смертности от сердечно-сосудистых заболеваний у больных ишемической болезнью сердца на 42%. Это означает, что из 100 умерших 42 могли бы жить. Кроме того, снижается на 1/3 необходимость в оперативном вмешательстве. В других случаях исследования показывают, что больным, у которых вследствие ишемии или гипертонической болезни наблюдались признаки нарушений функций сердца, длительный прием другого препарата - эналаприла приводит к уменьшению смертности на 15-20%. На 30% снижались случаи сердечной недостаточности, на 40% - необходимость в госпитализации таких больных в стационаре.

Безусловно, не все так однозначно, но результаты исследований заставляют, повторяю, по-новому взглянуть на возможности вторичной профилактики.

Прежде чем принимать эти препараты, больной обязательно должен проконсультироваться у врача-кардиолога, пройти необходимое обследование. При этом необходимо запомнить, что симвастатин и эналаприл - не скоропомощные препараты. Их эффект проявляется только при длительном (месяцы, годы) регулярном приеме. Препараты уже появились на нашем фармацевтическом рынке. В нашем институте мы назначаем пациентам симвастатин и эналаприл, получаем хорошие результаты.

Эти лекарства, продлевающие жизнь, к сожалению, пока доступны не каждому, кто в них нуждается. Глубоко убежден: пока не появятся аналогичные отечественные лекарства, необходима в разных формах государственная дотация, что, к слову, практикуется в других странах.