UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОНКОЛОГИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ?

Слухи о том, что государственную программу «Онкология» собираются закрыть, оказались преувеличенными...

Автор: Татьяна Галковская

Слухи о том, что государственную программу «Онкология» собираются закрыть, оказались преувеличенными. Тем не менее ситуация с выполнением программы далека от идеала. Изначально правительство предполагало в течение пяти лет — с 2002-го по 2006-й — выделить на ее реализацию 729,4 млн. грн., из местных бюджетов планировалось направить 138,58 млн. грн. Но практически с самого начала «Онкология» начала пробуксовывать.

В первый же год на закупку медикаментов из запланированных 114,6 миллиона выделили лишь чуть менее 27 млн. Поэтому лекарства достались лишь детям и онкогематологическим больным. На обновление оборудования, в большинстве своем устаревшего морально и физически, не поступило практически ничего. Не выделяли деньги и из местных бюджетов.

— В этом году на выполнение всей программы было запланировано 114,6 млн. грн, из которых 105 млн. предполагалось направить на медикаменты и радиоизотопы, а 9 млн. на закупку оборудования для лучевой терапии, — комментирует ситуацию заместитель директора Института онкологии АМН Украины проф. Владимир Медведев. — Надо отдать должное, в 2003 году, как никогда ранее, финансирование программы «Онкология» осуществляется регулярно. В начале этого года, еще до проведения всех тендеров, нам отдали долг по договорам, заключенным еще в 2002-м. Благодаря этому медикаменты начали поступать уже в январе. Как и в прошлом году, приоритеты при распределении средств – детская онкология и взрослая онкогематология. Детей с первично зарегистрированным заболеванием у нас на учете 2200. На их лечение планируем потратить 8 млн. грн. Эта сумма позволит не только полностью обеспечить потребности в медикаментах, но и работать по современным протоколам лечения.

Приоритеты вполне понятны. Дело в том, что при лечении онкологических заболеваний крови используется лишь один из трех обычных методов лечения — химиотерапия. Кроме того, таким больным часто приходится делать весьма дорогостоящую процедуру — трансплантацию костного мозга. Поэтому на 16 тыс. первичных больных выделили 10 млн. грн., которых, по идее, должно хватить на год. Оставшиеся средства были распределены между остальными группами больных. Но благодаря тому, что деньги пока поступают регулярно, у медиков есть надежда, что удастся обеспечить всех нуждающихся в препаратах первой линии — то есть в основных противоопухолевых. С лекарствами второй, третьей и следующих линий (их применяют, если начатая химиотерапия оказалась недостаточно эффективной, а также для предупреждения или снижения осложнений или побочных эффектов) – гораздо сложнее.

Не то что их не закупают вовсе, но в весьма ограниченном количестве, учитывая высокую стоимость. На выделяемые государством средства можно полностью покрыть лишь потребность в препаратах первой линии и лишь на 20—40% — второй, третьей и прочих. То есть приходится идти на компромиссы, выбирая оптимальные схемы лечения и руководствуясь соотношением цены и качества. Увы, далеко не все такие компромиссы оправданны. Ведь в тендерах нередко на вполне законных основаниях принимают участие малоизвестные, не прошедшие в Украине должной оценки их терапевтической эффективности препараты из развивающихся стран. А поскольку их цена ниже, то они нередко и выигрывают тендер.

Но проблема не только в качестве препаратов, а и в их явно недостаточном количестве. В результате они часто распределяются неравномерно.

Кроме того, при распределении лекарств учитываются лишь первичные больные. Все прочие, по всей видимости, должны «крутиться» самостоятельно: на всех стоящих на учете онкобольных (их около 800 тыс.) у нас средств нет.

Тяжелая ситуация сохраняется и с обновлением медтехники. Деньги на эти цели — 9 млн. грн. — поступили лишь в этому году. При условии, что чуть ли не 90% аппаратуры нуждается в обновлении, их явно недостаточно.

И несмотря на все вышеизложенное, при подготовке бюджета на 2004 год по каким-то причинам было принято решение финансировать «Онкологию» за счет не основных, а дополнительных отчислений. Как правило, таковые у нас идут куда угодно, только не на реализацию социальных программ. Правда, потом одумались, вопрос пересмотрели и деньги на онкологию все же выделили. Остается надеяться, что не в последний раз.