UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОКОЛО ДВУХСОТ ЖЕНЩИН УКРАИНЫ ЕЖЕГОДНО ПЛАТЯТ ЖИЗНЬЮ ЗА СТРЕМЛЕНИЕ К МАТЕРИНСТВУ

И хотя это в два-три раза больше, чем в некоторых европейских странах, считается не такой уж огромной цифрой...

Автор: Ольга Дубовик

И хотя это в два-три раза больше, чем в некоторых европейских странах, считается не такой уж огромной цифрой. Ведь она составлена из расчета на 552 тысячи родов. Бесспорно, родных, близких женщины, умершей во время беременности, родов или сорока двух дней после (именно такие критерии подсчетов приняты в Украине) не успокоят какие бы то ни было общие подсчеты. Утрата невосполнима. И для медиков подобный случай - беда. История каждого летального исхода материнства обсуждается в деталях на уровне Минздрава Украины.

Если же рассмотреть динамику материнской смертности за последние, скажем, семнадцать лет, то получится следующая картина. В 1976 году показатель равнялся 55,6 (промилле) на сто рожденных живыми. То была очень высокая цифра. Начиная с 1979 по 1983 год смертность матерей постоянно снижалась, достигнув 34,8 в 1983 году. Затем - незначительные колебания, а в последние два года - 32,8. Про «стойкую тенденцию к повышению пока, слава Богу, говорить не приходится. Понятно, что это не повод для оптимизма. Несмотря на то, что в целом за последние семнадцать лет показатель материнской смертности уменьшился в полтора раза.

В Украине чаще всего смерть матери наступает из-за экстрагенитальной патологии: диабет, сердечные пороки, гипертония, маточные кровотечения, токсикозы, переходящие в водянку как следствие конфликта матери и плода. Подвести под все причины, в том числе и в мировом контексте, общую черту может только такое всеобъемлющее понятие, как судьба - карма. Но медицина не была бы собой, не пытаясь бороться за жизнь матери всеми доступными средствами.

По свидетельству МОЗ, только 27% родов сейчас в Украине протекают без осложнений.

Нетрудно догадаться: на территории СНГ Украина не одинока: материнство так же часто сродни риску и у наших соседей. В Беларуси, например, более половины беременных страдают различными болезнями, из них - 20% - анемией, 8% - сердечно-сосудистыми дефектами. Хотя там материнская смертность имеет незначительную тенденцию к снижению. В Грузии около 70 - 80 процентов смертей новорожденных обусловлены нездоровьем матери во время беременности и до того. Каждые вторые роды в Молдове - осложнены, а особенно в последние годы часто встречаются урогенитальная патология, анемия, гистозы, септические осложнения после абортов.

А что слыхать из «прекрасного далека»? В США материнская смертность - около 8 на сто тысяч живорожденных. Сложнее - в Африке (более 600), немного ниже - в Латинской Америке (200) и Азии (около 400). Но в этих регионах и рождаемость куда выше нашей, есть стабильный прирост населения, а некоторые страны уже страдают от перенаселенности или же опасаются ее. По данным ВООЗ, ежегодно в мире умирает полмиллиона матерей.

В общемировом масштабе существует четыре основных стратегии, поддерживаемые ВООЗ, программы безопасного материнства: планирование семьи, дородовая помощь, роды в наиболее чистых и безопасных условиях и основные акушерские функции. В Украине и СНГ многое зависит от материальной стороны и финансирования. Но есть некоторые вещи, исходящие всецело от простого человечного отношения к женщине, от восприятия ее как личности и свободы ее осуществленного волеизъявления. Даже такая развитая страна, как Соединенные Штаты имеет в этом плане свои печальные уроки. Американцы всецело убеждены: во-первых, беременная нуждается в информации, а медик и пациентка должны быть в партнерских, равноправных отношениях, а не по типу «начальник-подчиненный».

Это одна из важнейших, глубинных наших проблем в Украине. Пора бы отказаться от диктаторского отношения медика к женщине. Разработать и развить такую систему помощи, которую женщины «выберут», а не будут вынуждены «выбрать». Те же американцы утверждают: небольшие, менее официальные учреждения, где женщина чувствует себя личностью, более эффективны для нормального родоразрешения. Многое нужно менять, но перемены должны быть предсказуемы и к лучшему. А не просто разрушить старое ради неизвестно какого нового. Учитывая, что более 11 миллионов украинских женщин задействованы в сфере производства, 1,7 миллиона работают во вредных условиях. Они, ей-ей, достойны лучшей доли и гуманного отношения.