Уже третий месяц грипп держит нас в заложниках. Все прогнозы Минздрава оказались несостоятельными. Эпидемия не закончилась ни в середине января, ни в начале февраля.
Из 20 регионов, где был превышен эпидпорог, 15 все еще остаются в зоне высокого риска. Что ни день - то сообщения о тысячах заболевших и обновленная статистика летальных случаев. Особенность нынешней эпидемии, по мнению ученых, в том, что вирус гриппа А(H1N1) поражает молодых людей и нередко приводит к летальному исходу. Что требует внесения изменений в алгоритм диагностики, лечебного процесса, а также в протоколы лечения. В Минздраве не воспринимают как ЧП тот факт, что от гриппа, который считается не пандемическим, а обычным сезонным, умирают молодые люди.
Медики, работающие в практическом здравоохранении, скептически относятся ко всем рекомендациям и протоколам, поскольку в своей работе могут использовать только тот ресурс, который им доступен при нынешнем убогом финансировании.
Пролить свет на сложившуюся ситуацию помогут специалисты, много лет занимающиеся выявлением и изучением не только вирусов, но и других, опасных для человека, возбудителей болезней. Вердикт, который выносится после исследований в этом лабораторном центре, по праву считается истиной в последней инстанции.
"В нынешнем сезоне грипп протекает очень тяжело, - утверждает главный врач Украинского центра по контролю и мониторингу заболеваний Министерства здравоохранения (далее - Центр) Любовь Некрасова. - Зафиксировано много летальных случаев, лабораторно подтверждено 260. Причина смерти в двух случаях - это вирус В, а в остальных - вирус А(H1N1).
Проводятся исследования еще 67 летальных случаев. Хотя в клиническом заключении указано, что больные умерли от гриппа, точные данные мы получим только после окончания вирусологических исследований.
Мы проводим постоянный мониторинг, еженедельно анализируем данные о количестве заболевших и умерших пациентов, определяем факторы риска. Так, 11% погибших от гриппа имели ожирение, 15% - сердечно-сосудистые патологии, а 7% - сахарный диабет. Но 40% летальных случаев - это здоровые люди. Среди них были совсем молодые - от 18 до 26 лет.
В том и особенность нынешней эпидемии, что от гриппа погибли 98 чел., которые, судя по медицинским картам, были трудоспособного возраста и не имели хронических заболеваний.
- В чем главная причина - поздно обратились за помощью, или в больницах плохо лечат?
- Огромное значение имеет то, когда человек обратился за медицинской помощью. Все знают, какой противовирусный препарат необходимо принимать. Он спасает от пневмонии, если его назначают в первые двое суток от начала заболевания.
Если же время упущено - развивается дистресс-синдром, который может привести к летальному исходу. Из-за этого молодые люди погибали буквально на вторые-третьи сутки.
Когда начался грипп, за медицинской помощью в первые дни заболевания обращались 10-14% пациентов, в последнее время - почти 40%.
- Можно ли прогнозировать, сколько еще продлится такая высокая заболеваемость, и будет ли весной новая волна гриппа и ОРВИ?
- Никто не может точно предсказать, будет ли еще одна волна гриппа. Обычно происходит небольшое повышение заболеваемости, потому что вирус В может вызвать только вспышку, но не резкий рост и не эпидемию.
Уровень циркуляции вируса калифорнийского гриппа еще довольно высокий. Снижение заболеваемости, в лучшем случае, начнется через неделю".
Любая эпидемия, утверждают специалисты, страшна еще и тем, что порождает панику. Люди должны получать четкую, взвешенную информацию, чтобы принимать правильные решения, а не действовать под влиянием слухов. Эпидемия гриппа у нас вроде бы одна, но цифры о количестве заболевших и умерших специалисты различных ведомств называют разные. Даже народные депутаты не раз заявляли, что количество смертей от гриппа Минздрав занижает специально - чтобы меньше критиковали за бездеятельность.
"По международным стандартам, в статистику летальных случаев от гриппа включают те, что были лабораторно подтверждены, - объясняет зав. лабораторией вирусологии Центра Ирина Демчишина. - Расхождения могут возникать потому, что отдельно учитывается смерть от гриппа и от пневмонии.
Многое зависит от того, когда отбирался лабораторный образец. Если пациент поступил в больницу в первые 48 часов от начала заболевания, и у него взяли образцы до начала специфического лечения, скорее всего, будет выявлен вирус гриппа. Но если больной несколько дней проходил курс лечения, находился в реанимации, результаты анализов, конечно же, будут иными - вирус гриппа уже невозможно выделить. В таких случаях выявляют пневмонию, которую и записывают как причину смерти.
В больнице могут сообщить родственникам, что больной умер от гриппа, но при этом никто не будет заниматься тем, чтобы отбирать образцы и отправлять на исследование в вирусологическую лабораторию. Причин этому много.
Мы как референс-лаборатория должны поставить точку в исследовании, но начинать его или отказаться - это решают на местах.
- Зачастую не только родственники больного, но и врачи не видят смысла в таких исследованиях - человека ведь не воскресить. Зачем их проводить?
- Необходимо знать, от чего люди заболевают, какие причины приводят к смерти. Лаборатории проводят сложные исследования, чтобы разобраться, какие вирусы наиболее опасные, как лучше защищаться от них.
Особое внимание уделяется тому, чтобы выявить чувствительность вирусов к медпрепаратам, которые используются в протоколах лечения. Это важная информация и для практического здравоохранения, и для научных исследований".
Украинский центр по контролю и мониторингу заболеваний - это не просто лаборатория, а современный комплекс, интегрированный в глобальную сеть лабораторного контроля. Мониторинг касается всех заболеваний - инфекционных и неинфекционных. (Кроме ВИЧ и туберкулеза, которыми занимаются другие учреждения).
Во время пандемии калифорнийского гриппа в 2010 г. здесь было создано новое подразделение - Национальный центр гриппа, который тоже интегрирован в глобальную сеть лабораторного контроля и эпидемиологии.
Эксперты высоко оценивают потенциал лаборатории, результаты исследований вирусов гриппа, которые ведутся круглый год. Это помогает прогнозировать изменение ситуации, заблаговременно предупреждать о возможных вспышках и эпидемиях.
"Центр гриппа готовит аналитическую информацию, которую направляют во многие структуры центральной власти, передают в СНБО, АП, парламент и т.д. Это необходимо, чтобы страна заранее готовилась к наступлению сезона гриппа и ОРВИ, - считает Л.Некрасова. - Правительство и Минздрав имеют возможность своевременно запланировать мероприятия, минимизирующие последствия эпидемического распространения вируса.
Что это предусматривает? Прежде всего, готовность лечебной и аптечной сети. Пока "жива" была санэпидемслужба , она всегда проверяла готовность медучреджений принять больных, распознать грипп, определить алгоритм действий, а также запас лекарств, дезсредств и расходных материалов.
- После реформирования, которое началось в 2012-м, а закончилось в нынешнем, СЭС вообще исчезла, частично растворившись в других структурах. Медицинские лаборатории находятся в таком же состоянии и на таком же скудном финансовом пайке, как и больницы. Как вам доставляют материалы для исследования?
- Схема отработана по протоколам ВОЗ. Поскольку мы являемся референс-лабораторией, то все выделенные вирусы - и не только гриппа - должны подтвердить или опровергнуть.
- Результаты референс-лаборатории - это как истина в последней инстанции. Для этого нужно иметь современное оборудование, квалифицированные кадры, опыт работы.
- Все это у нас есть. Высокий уровень наших исследований подтверждает и ВОЗ. В создании Центра нам помог молодой сенатор Барак Обама, который в 2005-м прилетал из США в Киев вместе со своими коллегами.
- Впервые слышу о таком визите.
- Он специально прилетал, чтобы побывать в нашем Центре. Он присутствовал при подписании международного договора, за который потом символически все подняли бокалы шампанского. Мы храним фотографии и вспоминаем Барака Обаму с благодарностью.
Договор очень трудно готовился, было много препятствий. Но мы понимали, что лаборатории без высококлассного оборудования не смогут выполнять не только референс-функции, но даже рутинные исследования.
В нашем центре и раньше бывали гости из-за рубежа - тогда была чрезвычайно актуальной борьба с биотерроризмом. Эта тема, как оказалось, интересовала и сенатора Обаму. В моем кабинете был подписан международный договор о сотрудничестве в области предупреждения биотерроризма.
В рамках договора предполагалась техническая помощь трем учреждениям - нашему Центру, Одесскому противочумному институту и Львовскому институту эпидемиологии. Также удалось решить вопрос о создании лабораторной сети с самым современным оборудованием, объекты которой разместили в девяти областях. Это был огромный прорыв.
Мы много работали, чтобы модернизировать лаборатории нашего Центра и подготовить кадры. После тщательной проверки, касавшейся помещений, оборудования, биобезопасности и биозащиты, условий труда и т.д., мы получили аккредитацию ВОЗ. Это единственная лаборатория в Украине, имеющая такой статус, такую сертификацию.
- За кем и за чем вы следите, чтобы страна была спокойна за свою биобезопасность?
- Мы отчитываемся ВОЗ по 67 инфекционным заболеваниям. Это всем известные корь и краснуха, все кишечные инфекции, дифтерия, клещевой энцефалит и др. Из этих 67 около 10 клеточек еще не заполнены - эти заболевания не регистрируются у нас или не входят в перечень отчетных".
Биобезопасность страны зависит от многих факторов. С одной стороны - глобализация и почти мгновенное распространение возбудителей болезней по всему миру. Достаточно вспомнить Эболу или тот же вирус Зика. А с другой стороны - снижение уровня жизни, которое ведет к нарушению правил санитарии и гражданами, и службами, которые должны нести за это ответственность.
Начиная с 1997 г. , когда ЕС принял решение об усилении системы эпиднадзора , Украина присоединилась к этому процессу. Одно из базовых требований - создание сети лабораторного контроля. Выполнили. И до
2012-го эта сеть работала.
На национальном уровне ее возглавлял Украинский центр контроля и мониторинга заболеваний, а на региональном - областные СЭС, имевшие в своей структуре лаборатории вирусологические, бактериологические и особо опасных инфекций. А еще была разветвленная сеть районных лабораторий.
Ликвидация государственной СЭС повлияла и на лаборатории. Где-то кто-то еще работает, отправляет отчеты в Центр, консультируется. Но система разрушена. К чему это приведет? Слабонервным и впечатлительным лучше не знать. Достаточно вспомнить, что в прошлом году у нас были зафиксированы летальные случаи от лептоспироза, бешенства и других патологий, о которых давно уже забыли в странах ЕС.
"На территории Украины есть климатические и природные условия для циркуляции возбудителей таких заболеваний, как туляремия, крымская и волынская лихорадка, сибирская язва и других, - объясняет заведующая лабораторией особо опасных инфекций Центра Наталья Видайко. - У нас около 13 тыс. стационарно неблагополучных пунктов по сибирской язве, которые никем не охраняются, на некоторых из них выпасается скот. То, что эти болезни не на слуху, означает, что система контроля биобезопасности работает, ситуация - контролируема. Но если лабораторная сеть не будет развиваться, последствия могут быть непредсказуемыми. Ведь целый ряд опасных вирусологических заболеваний диагностируется и контролируется не клинически, а именно в лабораториях".
Ученые утверждают, что каждые восемь месяцев мир узнает о новом вирусном заболевании. В последнее время внимание приковано к вирусу Зика, который из Бразилии уже добрался до Европы. Что в рассказах о нем - правда, а что - вымысел, пока трудно сказать. Мало научно доказанных фактов. Точно известно, что этот вирус открыли давно, хотя он и мало изучен.
"В 2013 г. на сессии ВОЗ, проходившей в Стамбуле, было принято решение о необходимости усилить эпиднадзор за трансмиссионными инфекциями. То есть за теми, что разносятся комарами, - подчеркнула Л.Некрасова. - В основном речь шла о лихорадке Денге и вирусе Зика. Это заболевание включили во вторую группу инфекций, среди которых - чума, холера и другие, особо опасные, патологии.
Один из 53 видов комаров переносит вирус Зика, а его природным резервуаром служат клещи. Никого это особо не интересовало. Обратить внимание на вирус заставила ситуация в Бразилии, где выявлено несколько тысяч случаев микроцефалии у новорожденных.
Стоит ли украинцам бояться этого вируса? Еще недостаточно информации ни для того, чтобы сохранять полное спокойствие, ни для того, чтобы чрезвычайно волноваться. Нет научно доказанной связи между вирусом Зика и случаями микроцефалии. Исследования показывают, что вирус недолго живет в крови инфицированных, болезнь проходит быстро, в чем-то похожа на легкую простуду. Появилась информация, что даже после выздоровления вирус обнаруживается в сперме, передается половым путем. Все это гипотезы, требующие дополнительных исследований.
- Смогут ли лаборатории выявить вирус Зика, если он попадет на нашу территорию?
- Мы ждем информацию ВОЗ, исследования ведутся довольно интенсивно. Тест-системы для выявления вируса Зика выпускают в Канаде.
В Украине есть учреждения, которые, как и наш Центр, могут определить вирус Зика. Это Одесский противочумный институт и Львовский институт инфекционных заболеваний. Последний, кстати, давно изучает арбовирусы, к которым как раз и относится вирус Зика.
- Вирус, так внезапно появившийся в Бразилии, напомнил всему миру, как много значит биобезопасность. А нам?
- Вопрос очень сложный. Особенно если учитывать, что биобезопасность и биотерроризм связаны не только общей приставкой био-.
В Украине насчитывается более 4 тыс. лабораторий, работающих с патогенами. Когда существовала четкая система, их работу координировал наш Центр. Прежде чем выдать разрешение, проверяли набор помещений, систему безопасности, условия труда, квалификацию кадров и многое
другое.
Но Центральная режимная комиссия, работавшая на нашей базе, упразднена. И все остановилось.
- Теперь каждая лаборатория сама по себе? А кто отвечает за безопасность в масштабах страны?
- Мы много писем отправили в различные инстанции, задавая такие же вопросы. Но ответов так и не получили.
Хотя это вопрос государственной безопасности, требующий немедленного рассмотрения. В том списке лаборатории не только Минздрава, но и Агропрома, и других ведомств. У нас был реестр, мы знали, сколько там персонала, с какими патогенами работают, какой уровень безопасности. И многие другие моменты. Как там сейчас - трудно сказать. Все это несет огромные риски.
Особый вопрос - кто работает в лабораториях? В данном контексте это тоже касается биобезопасности государства.
В лабораториях нашего Центра работают только врачи, некоторые из них защитили кандидатские диссертации. Я считаю себя ученицей известных ученых, академиков Ю.Кундиева, И.Трахтенберга, с которыми часто обсуждаем проблемы биобезопасности и биоэтики. Наши специалисты, в том числе и я, проходили обучение в лучших университетах Европы, США, Канады. Это позволяет не только проводить исследования, но и оценить их результаты, сделать научный анализ и т.д.
Подготовить хорошего вирусолога или бактериолога - это 10–15 лет. Как минимум. Опытных вирусологов на всю Украину наберется, может, человек 100. И все они - на вес золота. С микробиологами ситуация аналогична".
Сегодня Украинский центр контроля и мониторинга заболеваемости МЗ обеспечивает выполнение восьми программ ВОЗ. А также, невзирая на всевозможные сокращения, переименования, слияния и другие катаклизмы, происходящие на ниве здравоохранения и санэпидемслужбы, был и остается главным учреждением в системе эпиднадзора Украины.