Ежегодно государство тратит бюджетные миллионы на закупку импортных вакцин. Меж тем свое производство из-за отсутствия государственной поддержки тихо погибает. Фактически развалено единственное в Украине предприятие, выпускавшее вакцины против особо опасных инфекций — Одесский завод бактерийных и вирусных препаратов (ныне ГП «Биопром-Одесса»). Разумеется, принимались программы, указы, постановления во имя спасения и развития предприятия. (Кстати, завод входит в список предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства.) Однако запланированные на эти цели бюджетные средства так и не выделили.
Беда в том, что чиновники, от которых зависит судьба одесского «Биопрома», поставили на нем жирный крест. Иначе не объяснить, почему у государства не нашлось менее 200 тыс. грн., чтобы погасить долг за электроэнергию. ОАО «Одессаоблэнерго» в марте прошлого года не только подало заявление в суд о признании завода банкротом, но и отключило его от электросети. На заводе же хранились 18 наименований штаммов-продуцентов (возбудители бруцеллеза, бешенства, туляремии, орнитоза и другие, благодаря которым производятся вакцины против смертельных болезней) — уникальная коллекция, являющаяся национальным богатством страны. Из-за отключения электроэнергии и отсутствия финансирования работ по их селекции в 2002 г. один из штаммов погиб.
По нормативам ВОЗ, страна с количеством населения более чем 30 млн. человек должна иметь собственное производство вакцин. Украина же порядка 90% импортирует. Всем понятно: такая практика недопустима. Однако, несмотря на очевидные вещи, чиновникам выгодно проводить совсем иную политику. То есть тратить бюджетные деньги на закупку импортных вакцин, поддерживая тем самым зарубежного производителя, а не «выбивать» средства на развитие отечественного. Именно так поясняют специалисты развал предприятия «Биопром-Одесса».
…Радует глаз только утопающая в зелени территория завода в восемь гектаров. Все остальное пришло в упадок. Старенькие здания лабораторий и цехов с прохудившимися крышами наглухо закрыты. Внутри запустение и разруха. Мне показали отделение по производству герпетической вакцины. Зрелище жуткое. Потолки, стены — все вздулось. Полы покрыты осыпавшейся краской и штукатуркой. Как после землетрясения…
Шесть лет назад заводу отключили тепло. В прошлом году — воду и электричество, и производство замерло. Оборудование ржавеет (часть уже не в рабочем состоянии), потихоньку разворовывается. После неудавшихся попыток возобновить подачу электроэнергии штаммы передали на хранение в Украинский научно-исследовательский противочумный институт. Правда, не все, некоторые из них продолжают оставаться на заводе.
Коллектив в тридцать восемь человек, которые числятся на предприятии, по сути, превратился в охранников. Что будет дальше, не знает никто.
— Завод брошен на произвол судьбы, — говорит и. о. директора ГП «Биопром-Одесса» Владимир Бобовников. — Государству мы не нужны. Инвестору тоже. Мы для него не привлекательны — сумма задолженности, а это более 3 млн. грн., больше стоимости самого завода. А чтобы возродить производство, необходимо его полностью реконструировать. Иначе ни одна контролирующая структура — ни санитарное, ни пожарное ведомство не выдаст разрешение на возобновление производства. Подняться самостоятельно предприятие никогда не сможет. Нужны серьезные государственные инвестиции или смена формы собственности.
С марта прошлого года завод находится в стадии банкротства. Однако восстановить его платежеспособность таким способом тоже нет никакой надежды. Плана санации, то есть финансово-хозяйственного оздоровления предприятия, нет, инвестор не найден, а управляющий санацией недавно сложил с себя полномочия. В связи с этим процедура банкротства приостановлена. Что дальше, неясно. Сегодня действует мораторий на отчуждение государственного имущества. Поэтому объявить завод банкротом и продать с молотка нельзя. Что в данной ситуации намерено предпринять государство, тоже непонятно…
В свое время была разработана комплексная программа развития медицинской промышленности Украины на 1997—2003 гг. И в ней значилась сумма в размере 86,3 млн. грн. на расширение производства вакцин на одесском заводе. В середине 2001 г. было принято постановление Верховной Рады, рекомендовавшее Кабмину предусмотреть в бюджете на эти же цели 10,7 млн. грн. В конце того же года Минздрав, хотя и с большим опозданием, все же принял программу по созданию на заводе производства иммунобиологических препаратов и жизненно необходимых вакцин для профилактики туберкулеза, кори, паротита, краснухи, гепатита В, гриппа и бешенства. Этот документ предусматривал также стопроцентное погашение задолженности по зарплате, за энергоносители и водопотребление. При этом отмечалось: только для пяти из 22 видов инфекционных заболеваний, прививки против которых являются обязательными в Украине, есть отечественные вакцины. Остальные импортируются. То бишь фактически свыше 85% государственных денег, предусмотренных на иммунопрофилактику, тратится на закупку препаратов за границей. Реализация же вышеупомянутой программы позволила бы уже в первом квартале
2002 г. обеспечить потребности государства в основных вакцинах и сберечь до 30% средств.
Однако на деле все обстояло иначе. На реконструкцию и техническое перевооружение завода не было выделено ни копейки. Государство в лице Минздрава даже не смогло погасить заводу задолженность за выполненные работы по поддержке штаммов и закупить произведенную вакцину. Начиная с 2000 года, в кооперации с известной французской фирмой «Авентис Пастер» было начато изготовление современной вакцины для профилактики гриппа. По данным завода, ее применение в сезоне 2000/2001 г. позволило бы сберечь как минимум 19,4 млн. грн. бюджетных средств. Но, увы. Возникли проблемы с реализацией вакцины. То есть с госзакупками. Продукция завода предназначена не для аптек, а для медучреждений, поэтому закупать ее должно было государство. Оно же предпочло импорт.
В связи с этим тогдашний директор ГП «Биопром-Одесса» Геннадий Вайнтруб даже инициировал судебный иск о взыскании с Госдепартамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лечебных средств (ныне Госслужба) МЗ Украины нанесенных заводу убытков в размере 10,5 млн. грн. Кроме того, он потребовал привлечь к ответственности должностных лиц, бездействие которых привело к кризису производства. Заявление в суд направила прокуратура Ленинского района
г. Одессы.
По словам Г.Вайнтруба, пострадал не только «Биопром-Одесса», но и государство в целом. По поручению прокуратуры, аудиторская фирма провела экспертизу. Ее вывод — из-за того, что планы по производству препаратов на заводе не были реализованы, затраты на закупки Минздравом импортных вакцин превысили только в первом полугодии 2002 г. 11 млн. грн. Но Хозяйственный суд г. Киева в иске отказал, Апелляционный — тоже. По словам Г.Вайнтруба, суды позволили министерскому департаменту и ГАК «Укрмедпром» и дальше игнорировать законы и постановления Верховной Рады, Кабмина, указы и поручения Президента страны. Г.Вайнтруб продолжал писать во все инстанции о состоянии дел на заводе и бить тревогу. Закончилось тем, что ГАК «Укрмедпром» уволил его с должности директора. Он обратился в суд, который признал увольнение незаконным. Но в должности его не восстановили.
Уже после решения суда, в конце февраля этого года, бывший директор побывал на заводе. И после увиденного направил письма премьер-министру Украины В.Януковичу, а также в Генпрокуратуру, СБУ, областную администрацию с просьбой назначить комиссию для расследования причины сложившегося положения и определения вреда, причиненного государству в результате развала предприятия. Такая комиссия была создана Одесской обладминистрацией. Она изучила состояние дел на заводе, констатировала рост долгов по зарплате, отсутствие программы дальнейшего развития предприятия и т.д. И направила письма в Киев, в частности, в «Укрмедпром» с просьбой проинформировать о решении относительно статуса завода и необходимости его существования. Ответа не последовало...
25 июня 1886 года решением Одесской городской думы была организована первая в России и вторая в мире бактериологическая станция, которую возглавил Илья Мечников, в будущем нобелевский лауреат. Именно здесь, на станции, ученый-экспериментатор Я.Бардах, будучи совершенно здоровым, ввел себе изготовленную по методике Луи Пастера вакцину против бешенства для демонстрации ее безвредности. Здесь велись исследования по разработке препаратов и вакцин против чумы, сибирской язвы, сапа, тифа, холеры, туберкулеза, малярии, бруцеллеза. В 1892 г. было открыто отделение для производства противодифтерийной сыворотки, а в 1914 г. — для производства вакцины против тифа и холеры. В 1961 г. производственный отдел бактериологической станции был реорганизован в завод бакпрепаратов, где была создана единственная в Украине лаборатория по производству диагностических токсоплазменных препаратов. В последующие десятилетия был освоен выпуск токсоплазменного аллергена, аденовирусного антигена, вакцины для профилактики гриппа и диагностикумов. Производилось вакцина против оспы. В 1980 г. здесь впервые в СССР наладили выпуск герпетической вакцины, являющейся уникальным средством для лечения и профилактики герпеса.
До 1991 г. номенклатура предприятия включала 31 наименование бактерийных и вирусных препаратов. Продукция экспортировалась в семь стран мира. В 2001 г. завод производил только шесть наименований продукции: три вакцины — против бешенства, герпеса и гриппа, токсоплазменный аллерген, бифидумбактерин и физраствор.