UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОЧЕНЬ НЕРВНЫЙ РЕБЕНОК

Нервный ребенок... Перерастет, пройдет - порой внушают себе родители. Увы, ложное самоутешение. А между тем постоянные срывы у сына или дочери превращают семейную жизнь в сплошной ад...

Автор: Лариса Гуторова

Нервный ребенок... Перерастет, пройдет - порой внушают себе родители. Увы, ложное самоутешение. А между тем постоянные срывы у сына или дочери превращают семейную жизнь в сплошной ад. Повышенная нервозность у детей: что это - отражение нашей действительности или за ней кроются и другие причины? Как вести себя родителям в этой ситуации? С такими вопросами я обратилась к главному детскому психиатру Министерства здравоохранения Украины, президенту Ассоциации психиатров страны В.Кузнецову.

- Валерий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о структуре контингента психически больных детей.

- На диспансерно-динамическом учете состоит 176 человек на 10.000 детей до 15 лет. Среди подростков (от 15 до 18 лет) этот показатель уже выше - 277 человек. И если треть всей группы составляют психические заболевания, имеющие хроническое течение - шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия и другие, - то две трети - это дети с психическими расстройствами, не достигшими степени психоза с так называемыми пограничными непсихотическими нарушениями типа неврозоподобного состояния, заикания, энуреза, расстройства развития школьных навыков. Мы ее называем группой риска. Замечу, что число детей с неврозами в этой группе - 25 процентов.

Что такое невроз? Болезненная эмоциональная реакция ребенка на психотравму, ситуацию, очень значимую для него, такую, как обида, развод родителей, разочарование в близком друге, смерть или потеря родных, несправедливые замечания педагогов. Эта реакция условно рефлекторно закрепляется и дезадаптирует ребенка в обычно привычной для него среде. Ребенок переживает психотравму, а она предопределяет его поведение. Для выяснения причинной связи необычного состояния ребенка необходимо обязательно обратиться к участковому детскому психиатру.

- Будем смотреть правде в глаза: многие побаиваются даже слова «психиатрия». Считают, что обратиться за советом - как бы засвидетельствовать свою неполноценность.

- Давно пора отбросить этот мещанский тормоз по отношению к детским психиатрам, психиатрии в целом. Ведь в Америке психиатр - первый семейный врач, первый советчик, первый, если хотите, друг. Боязнь, мнительность здесь ни к чему хорошему не приведут. Быть может, у ребенка временное психическое расстройство и достаточно воспитательных мер для его выравнивания. Однако, возможно, что это и начало серьезного заболевания, которое требует немедленного лечения.

И еще запомните очень важный момент. Родители должны знать, если они обращаются с сыном или дочкой к психиатру, совсем не означает, что об их визите сообщат куда-то в школу, детский сад и т.д. В проекте закона «О психиатрической помощи», который в марте должен рассматриваться на Верховном Совете Украины, определяется полная конфиденциальность сведений о психическом здоровье. Определить психическое расстройство у ребенка имеет право только врач-психиатр, и обязательно с согласия родителей. Без их согласия (допустим, в школе) медицинское обследование - незаконно. Мы уже сейчас соблюдаем этот параграф закона. И вовсе не обязательно ехать для определения состояния психического здоровья в Киев, хотя при Республиканском консультативном центре матери и ребенка работает психиатр. В каждой области существует детско-подростковое отделение при городском психоневрологическом диспансере.

- И тем не менее, как вы считаете, Валерий Николаевич, нервные расстройства у детей - не отражение ли нашей действительности?

- Безусловно. Перемена статуса государства, появление азартных игр, насыщенность видеофильмами - все сказывается на психическом здоровье. Ведь одна из реакций ребенка - имитация, подражание. Однако нервные срывы - еще и результат неправильного воспитания. Если мать с порога начинает кричать, в доме постоянные пьянки, оскорбления, вряд ли можно ожидать положительных результатов. Назову главные две крайности неправильного воспитания. Первая - когда воспитывают в полном запрете. У ребенка формируется рабский характер, он будет боязливым, пассивным, но исподтишка возможны агрессивные действия. И вторая - когда разрешают все. Чаще всего это наблюдается в семьях с полным достатком. Ребенок подчиняет своим эгоистическим требованиям все действия родителей. И если не исполняют его малейшее желание, проявляет истерические формы протеста.

К большому сожалению, у нас отсутствует своевременная психогигиеническая подготовка у родителей. С раннего дошкольного возраста они должны определить нервно-психическое развитие ребенка. А у многих преобладает ветеринарный подход: прибавляет ребеночек в весе, аппетит у него хороший, да и ладно! А как развитие интеллекта? Сегодня мы фиксируем: 49 на 10.000 детей отстают в умственном развитии. А два ребенка на 1000 абсолютно социально неадаптированы, вовсе не способны учиться. Кто, как не родители, должны быть в курсе особенностей развития психики детей, коррекции их поведения. Помнить, что особенность любого ребенка - повышенная эмоциональная возбудимость, на все происходящее он живо реагирует. Не забывать, что все дети проходят через три кризисных этапа.

- Напомните, пожалуйста, об этих этапах.

- Первый криз - в возрасте от двух с половиной до четырех лет. Малыши становятся упрямы, делают все наоборот. К слову, немцы так его и называют - период упрямства. Здесь главная форма коррекции - не фиксироваться, переключить внимание ребенка на что-то другое. Только потом, когда он переборет неуправляемое состояние, объяснить, что он был не прав. Причем спокойно, без назидания. Второй криз наступает обычно в восемь лет. Коррекция поведения - та же. И третий, самый трудный - в двенадцать-тринадцать лет. Начало перехода к физической зрелости не остается нейтральным к психическому развитию. Подросток уже не хочет казаться «маленьким», требует расширения своих прав, самостоятельности. Детям из группы риска, о которой я упоминал, в этот период свойствены патологические реакции: протеста, яркого подражания. Нередки попытки к самоубийству. И если родители чувствуют, что оно назревает, нужно попытаться всем вместе - маме, папе, бабушке - самокритично разобраться, кто прав, а кто виноват, найти лучик света в жизни своего сына, объяснить, что не все так безнадежно. Дело в том, что у подростков отсутствует психологическая защита, жизненный опыт, когда не с чем сравнивать. Вот почему важно акцентировать его внимание на чем-то хорошем, что он когда-либо совершил, скажем, на его маленьких успехах, добрых поступках. И, конечно же, обратитесь за советом к психиатру.

- Возможно, Валерий Николаевич, вы дадите несколько советов родителям, как «подружиться с ребенком»?

- Их можно давать сугубо индивидуально. Хотя есть универсальные, о которых родители часто забывают. Не следует преувеличивать требования к детям, насильно навязывать такие формы деятельности, к которым у них нет ни интереса, ни способностей. Нельзя запугивать ребенка (к примеру, говорить, что если он совершит тот или иной поступок, с ним произойдет что-то страшное), наказывать физически. И в то же время не следует уступать необоснованным требованиям и капризам, создавать вокруг детей «тепличную» обстановку: восхищаться и хвалить по поводу и без, а также излишне ограждать их от житейских трудностей и конфликтов.

Совершенный проступок может быть разумно наказан в виде ограничения или временной отмены развлечений и удовольствий. Для детей младшего возраста возможны и такие формы принуждения: отказ родителей в течение определенного времени разговаривать с ребенком, временный переход в общении с ним на сухой, неласковый тон. Наказание должно следовать вскоре после проступка, а вслед за исправлением поведения нецелесообразно постоянно напоминать о прежних нарушениях и упрекать в них. Грубое замечание отца или матери в присутствии друзей подростка скорее всего вызовет у него отрицательную реакцию, что только ухудшит отношения «отцов и детей».

С ранних лет нужно учить малышей на собственном опыте познавать цену вещей, денег, ценить добрые отношения между людьми, способствовать формированию у них умения сочувствовать, сопереживать огорчениям окружающих, стремиться помочь. Вы скажете: банальные истины! Но именно они препятствуют возникновению психического перенапряжения и эмоциональных конфликтов.

- Какие медицинские препараты вы бы посоветовали давать детям с повышенной возбудимостью?

- Многие родители прибегают к успокаивающим препаратам типа транквилизаторов. Я не сторонник этого. Транквилизаторы способствуют повышенному привыканию, со временем их требуют в больших дозах. Лучше давать детям микстуры из трав: корень валерианы, пустырник, мелиссу, мяту, добавлять в них мед.

- Валерий Николаевич, как вы полагаете, отражается ли на психике ребенка повальное увлечение компьютерными играми?

- Влияние их несомненно. Особенно тех, цель которых - агрессивные действия: убить, поранить, разбить. Они создают отрицательную доминанту в интересах ребенка. Сравните: раньше дети любили читать сказки, классику. А вспомните отечественные мультфильмы! Они учили порядочности, честности, добросовестности, доброте. Сегодняшние игры вырабатывают противоположные черты. И если в эти игры начинают играть входящие в группу риска, они просто культивируют жестокость. Более того, дети и в жизни ведут себя в соответствии с жестокими правилами. К слову сказать, в Германии и Голландии уже выделили специальную группу таких подростков - группу игровой зависимости.

- Простите, но в этом случае можно бросить упрек в адрес разработчиков подобных развлечений. Почему не создать другие по характеру игры? Пусть будет выбор.

- Я с вами согласен. Но для подобных разработок должен быть государственный заказ системы народного образования. А что у нас? Достаточной суммы на полноценное питание школьников - и то не найдется. Между прочим, недоедание тоже сказывается на психическом здоровье детей. Что уже говорить о финансировании компьютерных игр?! Но нельзя забывать, что психическое здоровье детей - здоровье нации.