UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБРЕЧЕННЫЙ БАТАЛЬОН ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВРАЧА-ПОЛИТИКА ОБ УЧАСТИИ В МИРОТВОРЧЕСКИХ МИССИЯХ

Участие Украины в международных миротворческих операциях под эгидой ООН и НАТО — приоритетное направление развития внешней политики и обеспечения региональной военной безопасности в современных условиях...

Автор: Николай Полищук

Участие Украины в международных миротворческих операциях под эгидой ООН и НАТО — приоритетное направление развития внешней политики и обеспечения региональной военной безопасности в современных условиях.

За 11 лет миротворческой деятельности около 18 тысяч украинских военнослужащих приняли участие в международных миротворческих операциях в рамках тринадцати миссий ООН. На сегодня Вооруженные силы Украины привлечены к участию в десяти миротворческих миссиях.

Что же дали нам миротворческие миссии?

Афганистан. Потери личного состава необратимы — 11 тыс. 250 человек, санитарные — 466 тыс. 425, из них раненых — 50 тыс., больных — более 400 тыс.

Соотношение количества раненых и больных в среднем составляло 1:8, а боевых санитарных потерь и не боевых 1:10—1:12.

За время войны в Афганистане потери больными составляли 88,13% от общего количества санитарных потерь, что закономерно для локальных войн и вооруженных конфликтов ХХ века.

Система медицинского обеспечения военнослужащих международных миротворческих контингентов позволяет решать вопросы экспертизы, динамичного медицинского надзора, медицинского контроля над соблюдением режимов труда, отдыха, питания, санаторно-курортного лечения и т.п.

Возможно ли все это соблюдать в условиях боевых действий, а также в экстремальных ситуациях, в частности при постоянном их ожидании?

Санитарно-эпидемические условия в Афганистане характеризовались высокой инфекционной заболеваемостью вирусным гепатитом А, брюшным тифом, паратифом, острыми кишечными инфекциями различной этиологии, малярией. Это составляло 63,5% от количества санитарных потерь.

Чрезвычайно высок уровень иммунодепрессивных состояний, что значительно снижает резистентность организма к возбудителям инфекций, в частности брюшного тифа.

Большинство заболеваний вызвано неадекватным водоснабжением военнослужащих, что актуально и сегодня в Ираке, особенно в Сьерра-Леоне и в Либерии.

Одна из актуальных проблем медицинской службы в течение всего периода пребывания войск в Афганистане — туберкулез.

Все эти опасные заболевания особенно обостряются при стрессах, травмах, ранениях, часто возникают миксты, то есть смешанные заболевания, вызывающие полиорганную недостаточность как в период острого заболевания, так и в дальнейшем.

Как свидетельствуют публикации, похожая ситуация прослеживалась в Чеченской республике и в Косово.

Участие в миротворческих миссиях приводит не только к санитарным боевым потерям, но и к многочисленным заболеваниям позднее. Следствием стрессовых ситуаций и пребывания в экстремальных климатических условиях является раннее возникновение гипертонической болезни, интенсивная головная боль, раннее развитие атеросклероза мозговых и коронарных артерий, поражение органов-мишеней (мозг, сердце, почки).

Исследования показывают, что использование высокоточного, минно-подрывного, кассетного и вакуумного оружия вызывает изменения в структуре санитарных потерь, которые можно сравнить с потерями от применения ядерных боеприпасов малой мощности.

За прошедшие годы около 20 тысяч военнослужащих Вооруженных сил Украины приняли участие в международных миротворческих операциях в рамках 14 миссий ООН. За это время Украина потеряла 26 военнослужащих, 67 военных получили ранения. А сколько переболели, стали инвалидами?..

Большинство стран, в которых военнослужащие Вооруженных сил Украины осуществляют сегодня миротворческие миссии (Ливан, Сьерра-Леоне, Конго, Эфиопия, Ирак), являются эпидемическими по многим заболеваниям (чума, холера, лепра, желтая лихорадка, СПИД, вирусный гепатит А, тропическая малярия, спирохетозы и риккетсиозы).

Есть данные о состоянии здоровья ветеранов, принимавших участие в боевых действиях в Персидском заливе. Почти 5 тысяч британцев пострадали от оружия с обедненным ураном, к началу 2001 года умерло 450 британских ветеранов и 80 покончили с собой.

Сравнение состояния здоровья населения восточных районов Ирака до войны (1991 г.) и после нее (1998 г.) показало: больных раком стало в четыре раза больше, генетических аномалий новорожденных — в шесть раз. Разнообразные формы лейкемии (заболевание крови) выявлены у 400 солдат миротворческого контингента и боснийских сербов, в 20 случаях заболевания лейкемией стали смертельными. Слава Богу, этих заболеваний среди миротворцев Украины не выявлено. Но у каждого второго военнослужащего относительное количество лимфоцитов и эозинофилов превышало норму на 37%. Может ли это быть опасно? Безусловно! Тем более что неизвестны отдаленные последствия.

Большинство военнослужащих после участия в локальных конфликтах оставляют военную службу. Одна из основных причин — психосоматические заболевания (50% санитарных потерь).

Особо следует отметить крайне неблагоприятную ситуацию в Сьерра-Леоне и в Либерии, территории которых заражены такими карантинными инфекциями, как холера и желтая лихорадка. Эта зона входит в менингитный пояс, причем течение болезни значительно более тяжелое, чем в других климатических зонах. Тропический пояс Африки считается основным очагом проказы в мире — 20 случаев на 1000 жителей. Уровень распространения ВИЧ-инфекции самый высокий в мире — 58%. Здесь бушуют тропическая малярия, геморрагические лихорадки, особенно лихорадка Ласса, смертность от которой достигает 50%. Среди европейцев не зафиксировано ни одного случая выздоровления. Очень распространены гельминтозы — из 250 известных видов 200 встречаются в Сьерра-Леоне и в Либерии. Этим заболеванием поражено от 330 до 560 человек на тысячу населения.

Опасны также ядовитые животные и насекомые (змеи, осы, мухи).

Наблюдения свидетельствуют, что после шестого месяца выполнения миротворческой миссии начинает стремительно ухудшаться психическое здоровье военнослужащих и до конца 12 месяцев у 60% из них развиваются предельные психические расстройства (астено-невротические расстройства, депрессии, тревожность, проявления невротической раздражительности, несдержанность и агрессивное поведение, неврозы и т.п.). Кроме того, у 30% военнослужащих миротворческих миссий наблюдается импотенция.

Замечен стремительный рост заболеваемости начиная с шестого месяца пребывания и особенно через 12 месяцев — более чем в 13 раз.

Считаю, что эксперты должны оценивать миротворческие миссии всесторонне — как с точки зрения политической, экономической целесообразности, так и с точки зрения влияния на здоровье людей, которые будут выполнять ту или иную миссию. Здоровье следует рассматривать как экономическую составляющую государства.

В 1991 г. в Украине насчитывалось около 1,5 млн. инвалидов, а в 2003-м — уже более 2,5 млн. Социально-экономическое состояние государства и экологическое неблагополучие играют здесь основную роль.

Исходя с вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Миротворческую миссию, которая является важным политическим актом, следует выполнять только в климатически и эпидемиологически близких регионах: в Европе — европейцам, в Азии — азиатам, в Африке — африканцам.

2. Миротворческую миссию могут выполнять только психологически подготовленные и физически здоровые добровольцы.

3. Смена миротворцев должна происходить каждые шесть месяцев.

Медицинское обеспечение и реабилитация миротворцев должны быть на должном уровне — это одно из основных требований.

4. Особое внимание необходимо уделять водоснабжению, питанию миротворцев и профилактике как соматических, так и психических заболеваний.

Следовательно, Либерия — не для наших миротворцев, как и Сьерра-Леоне.