Есть повод для радости - Министерство здравоохранения создает Центр реформ системы здравоохранения. И все ради того, чтобы решить глобальную задачу - реализовать новую стратегию реформирования системы здравоохранения. А куда делась предыдущая?
Овечка Долли после реформы
Прошлым летом ее разработала стратегическая консультативная группа, состоящая из 12 экспертов. (Говорят, формировали, ориентируясь на число апостолов). Текст, за каждую строчку которого, по подсчетам активистов, доноры заплатили почти по 3 тыс. грн, был вывешен на сайте МЗ для всенародного обсуждения. В начале года министр здравоохранения, который был членом стратегической группы, провел встречи с медицинским активом нескольких областей, чтобы ознакомиться с ситуацией на местах и обсудить ключевые моменты стратегии.
Карманные пациентские организации не ленились пиарить и сам текст, и процесс явления его народу - интернет пестрел фотографиями, где активисты сидели и стояли рядом с министром, а порой и впереди него. Все остальные общественные организации - и врачебные, и пациентские - не имели доступа в Минздрав.
О том, что одним из заместителей министра станет представитель этой организации, курировавшей работу стратегической группы, говорили, как о свершившемся факте. Решение о закупках медпрепаратов через международные организации преподносилось как победа над инфляцией и коррупцией. При этом и министр, и его верные стратегоносцы - каждый приписывал эту победу себе.
Даже президент похвалил Минздрав за решение, которое "поможет удешевить лекарства на 40%". Правда, министр вначале обещал, что закупка через ВОЗ и ЮНИСЕФ удешевит вакцины и лекарства в разы. Но мало ли кто что обещает в пылу реформирования.
Эксперты загибают пальцы рук, перечисляя основные пункты стратегии: деньги будут ходить за пациентом; врачи будут получать зарплату в зависимости от количества пролеченных больных; взятки переименуют на гонорары. Еще предстоит сокращение койко-мест, передача медицинских университетов Минобразованию и самое главное - отмена ст. 49 Конституции Украины.
Неужели стратегия реформы старела так же стремительно, как и клонированная овечка Долли? Почему через полгода ее выбросили и взялись готовить новую?
В Минздраве считают, что уже выполнили немало из того, что планировалось, пора идти к новым свершениям.
Трудно сказать, можно ли считать успехом кадровый ураган, во время которого отстранили всех без разбора, в том числе и тех профессионалов, кто, по мнению врачей, был на своем месте и хорошо знал практическую медицину, курировал вопросы медпомощи раненым, занимался проблемами материнства и детства и т.д.
Максимальный пиар и поддержку получила инициатива о закупках вакцин и препаратов для лечения в ВИЧ/СПИДа, туберкулеза и еще нескольких заболеваний через ВОЗ, ЮНИСЕФ и другие международные организации.
Подписывая закон, президент Украины выразил надежду, что "введение такой процедуры даст возможность сэкономить только на лекарствах до 40%. Это будет мощный удар по фармакологической мафии, которая 23 года грела руки на здоровье людей". По его словам, "ценники в аптеках напоминают ценники в ювелирных магазинах".
Жаль, что эту шутку не смогли по достоинству оценить ни больные, отдающие последние деньги за лекарства, ни лечащие их врачи, которые получают за свои знания и опыт от 2 до 4 тыс. гривен в месяц. Им не с чем сравнивать - не ходят в ювелирные. Они в супермаркетах пробегают мимо кондитерских отделов и ящиков с фруктами, отворачиваясь, чтобы не упасть в обморок от ценников.
Хотелось бы, конечно, поздравить всех нас с победой над фармакологической мафией. Но специальное агентство, которое бы проводило тендеры, так и не создали, а закупки лекарств по госпрограммам, оборудование, инструментарий, расходные материалы - все равно придется закупать. Так что Минздрав по-прежнему в игре, разве что условия и список участников немного подкорректировали.
Не только отечественные фармацевты, но и представители зарубежных фармкорпораций проявляют активность, предлагая министерству создать экспертные комиссии для отбора кандидатов на должности руководителей департаментов, управлений и ведомств. Должности их интересуют самые разные - и профильные, и те, что связаны с лечебным процессом. Кто-то должен утверждать стандарты и протоколы лечения, списки препаратов и многое другое - лучше, когда это свой человечек.
Сотрудники Антимонопольного комитета, проверив аптеки во Львове, выявили, что некоторые препараты продаются по ценам, завышенным в шесть раз. Конечно, закупки через международные организации должны сломать эти схемы. Но почувствуют ли разницу в ценах больные? Во-первых, закупать планируют специфические препараты. Человеку с травмами, с инфарктом или онкологической болезнью вряд ли станет легче от того, вакцина или препарат для лечения ВИЧ/СПИД были закуплены по низким ценам. Во-вторых, платить придется валютой, что при нынешнем курсе ощутимо бьет по казне. В-третьих, лекарства доставят только до границы, дальнейшие расходы - логистика, транспорт, хранение и т.д. - опять-таки оплатят из бюджета. И, наконец, эти схемы перекрывают кислород отечественным производителям, которые могли бы принимать участие в торгах.
Кто мешает сделать тендеры прозрачными, если уж объявили борьбу с коррупцией?
В кулуарах министерства ходят слухи, что и новую стратегию будут готовить за средства спонсоров. Вроде бы состоялись встречи чиновников и доноров проекта, на которых обозначили несколько направлений, необходимых для старта реформы. Первыми в списке стоят не качество и доступность медицинской помощи, что архиважно в условиях войны - как для раненых бойцов, так и для сотен тысяч переселенцев. И даже не экстренная медицина, без которой сегодня невозможно представить систему здравоохранения развитых стран. Максимум внимания обещают уделить "первичной медицинской помощи, ориентированной на выплаты на душу населения".
Интересно, что будут считать с большим рвением - души или деньги? В выступлениях министров расчеты, как правило, приводятся на 45 млн граждан. Какой страны? По данным Госкомстата, с 2014 г. в Украине проживают менее 43 млн чел., включая жителей аннексированных и оккупированных территорий.
"Основные проблемы в здравоохранении связаны не столько с его финансированием, как оправдываются чиновники, а с крайне низким уровнем менеджмента и безграмотностью, - считает председатель Союза защиты прав пациентов "Здоровье нации" Валентина Очеретенко. - Стратегию помпезно представили и якобы всенародно обсудили, но за этим не последовало конкретного пошагового плана действий.
Судя по выступлениям чиновников на различных заседаниях и бесконечным митингам, на которых пиарятся некоторые общественные деятели, складывается впечатление, что в украинском здравоохранении существует всего две проблемы: ВИЧ/СПИД и наркомания, а также бюджетные закупки лекарственных препаратов. Без сомнения, они требуют пристального внимания, и главное - контроля, но не следует упускать из виду другие проблемы, касающиеся миллионов больных.
В Украине по самым скромным подсчетам - почти 1,5 млн больных сахарным диабетом. В 2014 г. этот показатель составлял 59,5 на 100 тыс. населения. Многие даже не подозревают о своей болезни, пока не столкнутся с тяжелыми осложнениями.
В последнее время появились научные публикации о том, что сахарный диабет утраивает риск развития туберкулеза (ТБ) у больного. Следовательно, уровень распространения ТБ среди людей с диабетом выше, чем в общей популяции. А у больных туберкулезом, в свою очередь, часто развивается диабет, что во многих странах вызывает тревогу - этим вопросом занимается и наука, и практическая медицина. В Украине не сделаны даже первые шаги, чтобы остановить эту угрозу.
Как можно начинать реформы, не научившись считать деньги? Весь мир для принятия обоснованных решений использует современные методы системного анализа и математического моделирования, а у нас каждый раз надеются на авось, не зная, что получится в конечном итоге".
Кто за кого платит
Последние дни только и разговоров о том, что даже президент Украины сравнил медицину с национальной катастрофой. Наконец-то начнутся реформы - понадеялся электорат, не обратив внимания на детали выступления. То, о чем давно твердили чиновники, оправдывая жалкое состояние отрасли, четко озвучил глава державы - бесплатной медицины в стране нет и быть не может.
"Очень грустно слышать от гаранта Конституции, что бесплатная медицина стала мифом, - говорит президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. - Статью 49 Конституции Украины сделали страшилищем, стоящим на пути реформирования медицины. Как яростно критикуют норму о том, что в государственных и коммунальных учреждениях медицинская помощь предоставляется бесплатно! А почему пациенты должны платить дважды? Они ведь уже заплатили налоги, сборы, взносы, за счет которых и содержится медицина. Еще в 2002 г. Конституционный суд поставил точку в этом споре. Нужно всего лишь взвешенно определить, что есть медицинская помощь, а что относится к медицинским услугам.
У кого есть сомнения, что государство обязано гарантировать медицинскую помощь, которая спасает жизнь и здоровье людей? Ранения в зоне АТО, травмы во время ДТП, инфаркты, кровотечения, тяжелые неизлечимые заболевания (онкология, вирусные гепатиты, орфанные заболевания, туберкулез, диабет) - это далеко не полный перечень ситуаций, когда больной не выживет без квалифицированной врачебной помощи и дорогостоящего медикаментозного лечения.
Декларируя приверженность европейским ценностям, у нас живут по двойным стандартам. Кто-то видел в Европе спецбольницы для политической элиты, содержащиеся за счет налогоплательщиков? Наша знаменитая больница в Феофании, обслуживающая представителей власти, получает солидное финансирование из госбюджета, которое увеличивается с каждым годом. Представьте себе: на больницу для немногочисленной группы людей, живущих на политическом Олимпе, идет около 1% средств от бюджета, выделенного на лечение остальных 43 млн граждан.
Эта ситуация крайне удивляет и возмущает европейцев, с которыми мы общаемся на международных форумах. Если отталкиваться от положений Европейской социальной хартии, это выглядит как дискриминация: в государстве, где по закону все равны, одни граждане получают за счет бюджета не только качественную медпомощь, но и медуслуги (массажи, процедуры, диетическое питание и т.д) , а другие не имеют доступа к доказательной медицине, вынуждены платить т.н. добровольные и другие взносы, все покупать, начиная от бахил и перчаток до бинтов и зеленки. Хорошо еще, если останутся деньги на обследование и лекарства.
Средняя зарплата, согласно статистике, колеблется от 2,5 до 3,8 тыс. грн. На лечение таких патологий как гемофилия, онкология, вирусный гепатит С каждый месяц необходимо потратить от
20 до 80 тыс. грн. Орфанные заболевания, которыми страдают дети, обходятся еще дороже. (Стоимость зависит от курса валют, ценовой политики аптечных сетей и пр.).
Бросить этих больных на произвол судьбы, оправдываясь тем, что медицина не может быть бесплатной, - это приговор. И не только простым людям, оказавшимся в тяжелейшей ситуации. Но и политикам, которые не ищут возможностей им помочь".
Источник мифов
Эксперты ООН пришли к выводу, что в 2014 г. 80% населения Украины относилось к категории бедных. (Вспомните, сколько у нас платят за один час работы). Но наша статистика утверждает, что бедных в стране чуть больше 5%.
Чиновники плачутся, что нет средств в бюджете даже на лечение детей, но находят их на выплаты… премий. В прошлом году разгорелся грандиозный скандал, который, впрочем, удалось быстро замять.
Медицинская клиника, где делаются сложнейшие операции, получила из бюджета 1 млн грн. (Курс доллара на тот момент был 8,5-9 грн). Бюджетная сфера задыхалась от несвоевременных платежей, гораздо меньшие суммы намертво застревали где-то в казначействе, а тут все прошло как по маслу. О "царском" подарке узнали случайно - плановая ревизия выявила, что миллион был, но весьма быстро исчез. Когда потребовали объяснений, директор удивился: "А что тут такого? Сумму разделили на мелкие части, чтобы премию получили все - от руководителя до санитарки. По справедливости".
Но документы свидетельствовали, что "справедливый" директор выписал себе, главбуху и нескольким приближенным премии, в сумме превышающие 800 тыс. грн. Чтобы не выносить сор из избы, эти деньги по-тихому вернули в кассу. По крайней мере, так говорят. Сколько и кому ушло на откаты - ревизия, разумеется, не выявила. Потому что деньги в нашем бюджете, как мед в горшочке Винни-Пуха: они есть, но их вроде бы и нет.
В столице в нынешнем году на здравоохранение выделили 3,8 млрд грн. Но "стоят" они гораздо меньше, чем 2,2 млрд, потраченные на медицину в 2013-м. Значительную часть средств придется заплатить за коммунальные услуги, тепло, воду и свет, которые с тех пор значительно подорожали. Киев, как и другие пилотные регионы, остался на распутье: традиционную систему поликлиник и участковых врачей поломали, но не успели толком выстроить новую, как закончилось время эксперимента. И что дальше? Старый закон уже не действует, нового - нет, система разваливается на глазах. Министр здравоохранения поддержал инициативу КГГА о проведении очередной реформы, включающей по одним подсчетам 10 шагов, по другим - 12. Обоснованных расчетов - что надо делать, сколько это будет стоить, кто и что получит в результате - никто не видел и не слышал. Похоже, Киев в очередной раз станет жертвой рвения чиновников, которым нужен повод для пиара. Никого не останавливает тот факт, что новые модели и схемы, как правило, апробируют в небольших городках - так меньше риска, легче предотвратить нежелательные последствия, проще решать проблемы кадрового дефицита.
Наша столица - родина двух знаменитых мифов. Первый - строительство метро на Троещину. Вместо него вскоре обещают оборудовать велосипедные дорожки до Крещатика. Второй миф - создание такой модели медицины, когда муниципальные больницы будут зарабатывать много денег, а врачи будут получать 10-12 тыс. грн.
"Медики постоянно слышат, что нужно туже затянуть пояса, - говорит заместитель председателя Киевского городского профсоюза работников здравоохранения, начальник юридического отдела Сергей Кубанский. - В условиях падения гривни и постоянного роста цен зарплаты медика не хватает, чтобы обеспечить даже одного человека, не говоря уже о детях, семье.
Укомплектованность врачами - 70-80%, при этом треть из них - пенсионного и глубоко пенсионного возраста. Люди вынуждены работать из-за нищенских пенсий. Более 200 врачей уже разменяли девятый десяток!
Медики столицы многое сделали для участников Майдана, они оперируют и выхаживают раненых бойцов АТО, лечат переселенцев из Донбасса. Нагрузки чрезвычайно возросли, проблем добавилось. Но, к сожалению, это никого не интересует. Крайне обидно слышать от городских чиновников, что медицина - это обуза для бюджета. Один за другим появляются планы реформирования отрасли, проекты, предусматривающие закрытие больниц, сокращение персонала и т.д. Медики надеялись на принципиальный разговор во время итоговой коллегии в КГГА, куда был приглашен и министр здравоохранения. Каково же было разочарование, когда он, опоздав на 40 минут, даже не дослушал доклад о результатах работы за год, поспешил на брифинг".
Крылатой среди врачей стала знаменитая фраза министра, о том, что "у людей есть желание что-то менять, есть понимание у руководства страны, как это нужно делать. Но посередине осталось "инертное сало", которое будет сопротивляться".
По словам эксперта, одного из создателей стратегии, за прошедшие месяцы ничего не сделано, чтобы вывести систему здравоохранения из глубочайшего кризиса. Все крутится исключительно вокруг закупок и фармации. Расчеты экономистов, предложения ученых, специалистов с огромных опытом работы - все это остается невостребованным. Как горько пошутил эксперт, Минздрав вместо программы выдает слоганы, напоминающие тосты: "За новую стратегию! За центр реформ!". Если так пойдет и дальше, скоро предложат выпить "За систему здравоохранения!". Не чокаясь. Молча.