Люди с ограниченными возможностями есть во всех странах мира. Их число значительно и продолжает расти.
Причины и следствия инвалидности в тех или иных странах различны. Все зависит от социально- экономических условий и мер, которые принимают государства по обеспечению благосостояния своих граждан.
Невежество властей и окружения, пренебрежение, предрассудки и страх перед инвалидами — вот те социальные факторы, которые на протяжении всей истории являлись препятствием для развития способностей увечных и вели к их изоляции.
Когда мы говорим об интеграции инвалидов в общество, то предполагаем взаимную заинтересованность и взаимопонимание всех участников этого процесса. Инвалиды могут и должны стать полноценными гражданами своей страны.
К сожалению, ситуация зачастую складывается так, что ни государственные структуры, ни общественные организации не имеют представления о том, в какой помощи нуждаются люди с физическими недостатками. Речь, разумеется, идет не о каких-то конкретных моментах, а о политике в целом. Пожалеть обиженного судьбой — не лучший выход из положения. Вспомним одну из библейских мудростей: если хотите накормить голодного, то дайте ему удочку и научите его ловить рыбу.
В Загребе при входе в музей Союза слепых крупными буквами начертан девиз: «Не жалеть, а понять надо». К этому необходимо добавить еще высказывание незрячего французского психолога Пьера Виллея: «Общество склонно преувеличивать беспомощность слепого, забывая, что баловать слепого — значит делать его беззащитным перед теми опасностями, которые порождает его слепота».
Говорят, что культура народа определяется его отношением к инвалидам. Не будем столь категоричны. Следует учитывать и то обстоятельство, что еще в 80-х годах проблем инвалидов в нашей стране вообще «не существовало». Следовательно, нет и настоящих подходов к их решению.
Помочь людям, обделенным судьбой, — это значит дать им упомянутую выше удочку и научить их удить рыбу. Иными словами, создать для них рабочие места, создать им такие условия, чтобы они могли сами зарабатывать на жизнь. А для этого необходимо сломать устоявшиеся стереотипы. И не смотреть на инвалида как на калеку, которому подают милостыню, а видеть в нем обычного человека, попавшего в беду.
Новый демократический имидж Украины открыл мощные истоки гуманитарной и благотворительной помощи как из-за рубежа, так и внутри страны. Беда в том, что не всегда эти средства используются по назначению. Растут бюрократические структуры и число посредников, немало денег идет на представительство, поездки за рубеж ради «обмена опытом».
Как-то руководитель одной крупной благотворительной организации рассказывал: он ездил в США и видел, как слепые работают на компьютерах. «Но где же взять деньги, — спрашивает он, — чтобы наших людей обеспечить компьютерами?» Интересно, сколько можно приобрести электронной техники на средства, расходуемые на далеко не всегда оправданные командировки. Хотим напомнить, что для слепого или иного инвалида компьютер — это не только и не столько оргтехника, сколько средство обрести новую для него профессию. И это не пустые слова. Сегодня сотни незрячих научных работников, преподавателей, музыкантов, юристов и представителей других профессий успешно осваивают сложную технику. В Москве даже рискнули посадить слепых работать диспетчерами в аэропорту. И те успешно справляются с этой ответственной работой.
Мы каждый год тратим сотни миллионов гривен на сооружение памятников, восстановление и строительство соборов и церквей. И называем это святым делом. Но разве не святое дело наладить производство протезов, инвалидных колясок, слуховых аппаратов и других технических средств компенсации инвалидности? Ведь у нас ничего этого практически нет, и мы тратим огромные валютные средства на приобретение всего этого за рубежом.
Для увековечения памяти о выдающемся политическом деятеле, писателе, актере и т.д. вовсе не обязательно строить дорогостоящие памятники. Для этого существует множество других средств. Уровень духовности народа определяется не количеством храмов. Наши люди не станут духовно беднее, если хотя бы часть этих средств употребить на развитие медицины. Тогда, вне всякого сомнения, количество инвалидов значительно уменьшится.
Наверное, пора ввести в практику ежегодные конкурсы на создание специальных рабочих мест. Тем более что средства на эти цели выделяются согласно законодательству Украины.
Расширение сети средних специальных учебных заведений при Министерстве труда и социальной политики даст возможность многим людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата получить профессии бухгалтера, нотариуса. Они также смогут овладеть компьютером, научиться шить, вязать, вышивать и т.д. Здесь возможности достаточно широкие. Было бы желание...
Очень важно знать имена тех благотворителей и меценатов, которые вносят значительный вклад в дело социальной реабилитации этой категории граждан. Их имена должны носить специальные стипендии, учебные заведения, реабилитационные центры, компьютерные классы и т.д.
В последние время к теме инвалидов все чаще стали обращаться средства массовой информации. С их жизнью и заботами широкую общественность знакомят газетные материалы, радиопередачи, видеосюжеты. Такая акция и гуманна, и необходима. Но с сожалением приходится отмечать, что и наши уважаемые журналисты далеко не всегда с должным пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями.
Недавно первая программа телевидения рассказала об инвалиде по зрению Сергее Картавцеве. Как он самостоятельно ходит по Киеву. Как покупает бананы. Как довольно свободно ориентируется в метро. Все это весьма похвально. Но самого главного в этом сюжете мы так и не увидели. А жаль.
Да, Сергей пользуется метро. Но ехал он не на улицу Прорезную. У него не было желания поприветствовать «великого слепого» Паниковского. Парень направлялся в Политехнический институт, в аспирантуру. Потому что блестяще закончил Запорожский университет. Потому что еще в студенческие годы будущий математик Картавцев создал целый ряд компьютерных программ, которые широко используют все незрячие пользователи Украины. Вот о чем хотелось бы услышать. Но это, к сожалению, почему-то не прозвучало. И таких примеров, увы, немало.
Мне кажется, общество должно усвоить главное. Сегодня тысячи обделенных судьбой людей в невероятно тяжелых условиях добиваются определенных успехов, занимают активную жизненную позицию. Борются и побеждают. Следовательно, при правильной помощи им со стороны общества они могут и должны стать полноценными гражданами своей страны. Это должны понять все.