UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нестандартная онкология

Диагноз «рак» в развитых странах мира уже давно не ассоциируется со смертным приговором. К сожале...

Автор: Татьяна Галковская

Диагноз «рак» в развитых странах мира уже давно не ассоциируется со смертным приговором. К сожалению, Украина (вопреки утверждениям чиновников от медицины) к этим странам не относится, и люди с соответствующей записью в медицинской карточке надеются разве что на чудо — несмотря на то, что отечественная онкология освоила практически все современные методики лечения опухолей, имеет необходимое оборудование и препараты.

Как это ни прискорбно, в нашей стране лечение во многом зависит от материального положения больного. Об этом говорят и данные социологического опроса онкобольных, проведенные фондом «Здоровье женщины и планирование семьи» в семи областных больницах Украины. Более половины пациентов — 54% — считают, что качество лечения напрямую зависит от платежеспособности больных, а 35% и вовсе отметили, что врачи лучше относятся к богатым пациентам.

Хотя платят, как показало исследование, все — по-настоящему бесплатного лечения в нашей стране уже давно нет. И основные траты приходятся вовсе не на оплату услуг врачей, а на приобретение медикаментов, которые, как следует из текста национальной программы по борьбе с онкозаболеваниями, для первично выявленных больных должны быть бесплатными. Однако бесплатно лечиться удается далеко не всем: около 40% даже среди первичных пациентов вынуждены изыскивать средства на свое лечение. Всего же 75% опрошенных считают обеспечение терапии лекарствами за государственный счет крайне неудовлетворительным.

Впрочем, к бесплатной медицине и ее возможностям скептически относятся не только врачи, но и сами пациенты: 51% женщин, лечившихся по поводу рака молочной железы, не доверяют качеству бесплатных лекарств, которые предлагают в больницах и поликлиниках.

Эффективность самого лечения больные оценили преимущественно позитивно: 55% считают лечение хорошим, а 5% — очень хорошим. Противоположные оценки высказали лишь 30%. Но тут нужно учитывать, что опрос проводился среди тех, кто перенес операцию и проходит реабилитацию, то есть, практически вылечившихся. Тех же кто считает лечение неэффективным, к сожалению, уже не спросишь.

По мнению главного онколога Черкасской области Виктора Парамонова, во многом это связано с отсутствием единых стандартов диагностики и лечения онкологических больных. И хотя в принципе стандарты существуют — их разрабатывают чуть ли не в каждом институте или научно-медицинском центре — обязательных к применению на всей территории страны до сих пор нет. Поэтому каждая больница может лечить больных по тем схемам, которые больше нравятся врачам либо лучше обеспечены препаратами и оборудованием. В результате сложилась ситуация, когда пациента могут по-разному лечить от одного и того же заболевания не только в городе и селе, столице и регионах, но и в соседних больницах. Однако если принять стандарты, разработанные онкологами (и принятые год назад на съезде), то окажется, что отечественная медицина просто не в состоянии обеспечить их выполнение финансово. Между тем официально принятый стандарт — юридический документ, и потому любой больной, которого лечили не по стандарту, может привлечь лечащего врача к судебной ответственности.

Помимо стандартов и финансового обеспечения лекарствами, опрос выявил и другие, не менее болезненные точки отечественной онкологии. Более половины респондентов указали на отсутствие надлежащей реабилитации: после окончания лечения лишь чуть более трети пациентов получают подробные и исчерпывающие рекомендации относительно реабилитации, около 40% получают рекомендации, но очень скудные, а четверть выписывают без всяких напутствий. Это при том, что в стране практически отсутствуют комплексные программы по реабилитации пациентов, перенесших онкозаболевание.

Серьезные проблемы существуют и в отношении к онкобольным, в первую очередь врачей и медперсонала: 24% больных отметили неуважительное отношение медиков, 45% жаловались на непонимание их проблем в обществе, что напрямую связано с отсутствием в стране грамотной информационной политики.

В такой ситуации люди должны перестать ждать «милости» от государства, а начать отстаивать свои права, добиваясь своевременного и квалифицированного лечения и реабилитации. В противном случае у нас еще очень долго диагноз «рак» будет, по сути, означать «вычеркнутый из жизни».