UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КУРИЛЬЩИКОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ. ЕСЛИ...

Всю глубину коварства и жестокости мести американских индейцев европейским завоевателям человечество осознало лишь спустя несколько столетий...

Автор: Дарья Сницарева

Всю глубину коварства и жестокости мести американских индейцев европейским завоевателям человечество осознало лишь спустя несколько столетий. Уяснив, что с помощью томагавков и стрел победить конкистадоров не удастся, краснокожие подсунули им бомбу замедленного действия под названием «табак». Понимали ли они, каким воистину неоднозначным оружием станет их «презент», сейчас судить сложно. Но в любом случае цели своей достигли сполна. В настоящее время в мире курят 1,4 миллиарда человек, то есть практически каждый четвертый из живущих на планете.

В Западной Европе и США давно забили в колокол тревоги и стали проводить успешные кампании по борьбе с курением. И тамошнее общество пришло к выводу: идти на поводу у пагубной привычки означает рыть себе могилу своими же руками. Более того, курение на Западе было провозглашено не престижным, чем-то сродни дурной болезни. У нас — другая ситуация. И ладно дымили бы только взрослые — в конце концов они осознают, что делают. Тревожит другое — ряды украинских курильщиков день ото дня молодеют, все больше и больше детей и подростков приобретают эту вредную привычку.

Почему несовершеннолетние начинают курить? Ответ прост: курят родители, старшие товарищи, герои рекламных роликов и кинокумиры, на которых они хотят быть похожими. А еще для подростков сигарета — способ замаскировать неуверенность в себе и попытка казаться взрослее. Можно ли поломать эти стереотипы, эффективно противостоять распространению пагубного пристрастия в среде несовершеннолетних? Да! Но только если все взрослые — родители, учителя, врачи, продавцы и производители табачных изделий вместе с представителями государственных и общественных организаций — объединят усилия в борьбе с курением детей и подростков. И радует, что понимание этого в нашей стране уже есть. Более того, как мы сообщали в позапрошлом номере «ЗН», в Украине стартовала общенациональная программа предотвращения продажи сигарет несовершеннолетним в торговых заведениях. Напомним, инициировали начинание Госстандарт Украины, АО «Филип Моррис Украина», Украинская ассоциация потребителей (УАП), Институт потребителя, Восточноукраинский фонд социальных исследований, Фонд профилактики химической зависимости и СПИДа, Всеукраинская рекламная коалиция, а также рекламные агентства «БигБорд» и ЗАО «Виллард Груп».

Решение поставить прежде всего заслон продаже табачных изделий детям и подросткам вовсе не случайно. Дело в том, что УАП, Институт потребителя и Восточноукраинский фонд региональных исследований провели опрос в четырех крупнейших городах Украины. Цель — выяснить реальное положение дел относительно продажи сигарет несовершеннолетним и отношение к данной проблеме продавцов табачной продукции. Результаты анкетирования более чем красноречиво свидетельствуют об актуальности и необходимости начатой программы. Судите сами. Налицо, мягко говоря, невысокая сознательность отечественных продавцов, свидетельством чему являются следующие цифры. Только около 59% киевских работников торговли и 64% их коллег из регионов считают курение несовершеннолетних социально значимой проблемой. Всего лишь пятая часть столичных респондентов уверенно называли соответствующие законодательные акты, запрещающие продажу сигарет несовершеннолетним. 74% (!) их львовских, харьковских и одесских коллег о последних ничего не слышали. Практически каждый третий киевский продавец и почти половина львовских, харьковских и одесских на вопрос: «Продаете ли вы сигареты несовершеннолетним?» без зазрения совести заявили: «Да». У опрошенных работников торговли также поинтересовались: «Какие вспомогательные мероприятия нужны, чтобы предотвратить доступ несовершеннолетних к табачным изделиям?». И хотя большинство высказалось за необходимость усиления воспитательной работы (около 31%) и внедрение специальных инструктажей для продавцов (21%), достаточно многие наряду с этими мероприятиями отдают должное специальным материалам, которые можно разместить в пунктах продажи. Среди общего количества проанкетированных почти 14% признают целесообразность таких форм влияния на самих покупателей. За необходимость подобных мероприятий проголосовали 17% киоскеров и 15% продавцов магазинов.

— «Филип Моррис Украина» — законопослушная компания, — говорит руководитель по связям с общественностью «Филип Моррис Украина» Константин Рябенко. — Мы чтим законодательство и будем делать все от нас зависящее, чтобы и наши торговые партнеры были такими же. Мы разделяем озабоченность общества проблемой подросткового курения и готовы способствовать самым эффективным мерам, направленным на борьбу с курением несовершеннолетних. Наш внутренний маркетинговый кодекс обязывает (и, замечу, очень строго) поддерживать инициативы по предотвращению распространения этой пагубной привычки в подростковой среде. «Филип Моррис Украина» не нужны деньги детей. Без них наш бизнес не только не пострадает, а, наоборот, выиграет.

Почему мы решили принять участие в этой программе? Прежде всего потому, что поддерживаем профессионалов — педагогов, психологов, рекламистов, — знающих детей и умеющих с ними эффективно общаться. Во-вторых, начинание получило одобрение соответствующих государственных структур. В-третьих, акция проходит в тесном сотрудничестве многих организаций. И мне еще и еще раз хотелось бы призвать всех — родителей, учителей, продавцов, государственные и общественные организации — объединить усилия в борьбе с курением несовершеннолетних. Очень надеюсь, что к нашей инициативе присоединятся и другие производители табачной продукции, и верю: начинание поддержат все здравомыслящие граждане Украины. Перед нами сложная социальная проблема, решить которую сможем только сообща.

— Эта акция — новая веха в сотрудничестве между общественными организациями и производителями, рекламистами, — убежден президент Украинской ассоциации потребителей Олег Самчишин. — На старте 2000 года мы начали вести интенсивные переговоры с компанией «Филип Моррис Украина», предложившей данную программу. Естественно, может возникнуть вопрос, почему именно производитель табачной продукции решил провести такую акцию. Все дело в том, что компании, достигшие определенного успеха, имеющие опыт работы на рынке, пришли к пониманию: они — не просто производители, а люди, ответственные за происходящее в обществе. Поэтому УАП высоко оценила инициативу «Филип Моррис Украина» и решила ее поддержать. Мы, в свою очередь, призываем и других производителей табачных изделий присоединиться к начинанию и считаем действия «Филип Моррис Украина» примером того, как должны работать аналогичные компании на цивилизованном рынке.

— Мы очень рады возможности принять участие в столь значительном социальном мероприятии, — признался генеральный директор рекламного агентства «БигБорд» Александр Диденко. — В подобных кампаниях «БигБорд» участвует уже третий год подряд, и мы знаем, насколько они действенны. Такие акции — образец настоящего партнерства между бизнес-структурами и структурами государственной власти. Во всех городах, где реализуется программа, мы ощущаем поддержку местных администраций, а это — предпосылка для дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Конечно, нельзя не приветствовать инициативу компании «Филип Моррис Украина» и ее единомышленников, в их попытке противодействовать курению в молодежной среде. Здорово, что витрины, кассовые аппараты и двери магазинов в 140 городах Украины запестрят яркими наклейками с красноречивыми надписями: «Стоп продажу сигарет неповнолітнім» и «Стоп підлітковому курінню». Здорово, что по общенациональным каналам в прайм-тайм демонстрируются ролики: «В Україні продаж тютюнових виробів громадянам, які не досягли 18-річного віку, ЗАБОРОНЕНО законодавством», что на улицах 25 городов появятся биллборды с логотипом программы. Без сомнения, все эти целенаправленные действия дадут позитивный результат. Но очень важно, чтобы значимостью проблемы прониклись родители несовершеннолетних курильщиков. Их поддержка в борьбе с этой страшной привычкой более чем необходима. Ведь именно мамы-папы, свидетельствует статистика, в половине случаев могут отучить ребенка курить, если последнему не безразлично их мнение и он дорожит хорошими отношениями в семье. А если еще и каждый продавец табачных изделий поймет — не продавая сигареты несовершеннолетним, он не только не нарушает действующее законодательство, но и выполняет свой моральный долг, тогда есть все основания полагать, что дело сдвинется-таки с мертвой точки.