UA / RU
Поддержать ZN.ua

Недоношенный проект

Неужели наше государство неспособно найти несколько десятков миллионов гривен, чтобы спасти Львовский перинатальный центр? Даже если проект его реконструкции появился на свет недоношенным.

Автор: Ольга Скрипник

Первого декабря должен открыться реконструированный Львовский областной клинический перинатальный центр. Львов, наверное, уже готовится к этому значительному событию. С нетерпением ждут открытия и пациентки, и медики. Раньше в перинатальном центре ежедневно появлялись на свет 10–12 новорожденных, за год здесь принимали 3700–4000 родов, проводили около 5 тыс. сложных операций. Тысячи семей Львова и области с признательностью вспоминают специалистов центра, которые несмотря на сложные обстоятельства все же сумели спасти жизнь их малышей, отвели беду от

рожениц.

Беременных женщин, имевших проблемы со здоровьем, со всей области направляли в перинатальный центр - ведь его возможности намного больше, чем роддома. Здесь появлялись на свет не только двойни - мамы рожали и по трое, и даже по четверо сыночков и дочек. Невероятно сложно выхаживать таких крошек. Но специалисты центра хорошо знают свое дело - они умеют спасать новорожденных с маленьким весом тела, недоношенных, совсем слабеньких, которых, казалось бы, ничто не спасет - разве что чудо.

После реконструкции у перинатального центра появится еще больше возможностей для оказания качественной медпомощи будущим матерям и детям - увеличится реанимационное отделение, появится современная аппаратура, обновятся операционные и родильные залы, более комфортными станут палаты.

Но только при одном условии - если случится чудо.

Согласно официальным документам, реконструкция Львовского областного клинического перинатального центра (ЛОКПЦ) началась 1 октября 2013 г., а завершиться должна 30 ноября нынешнего года. К сожалению, в реалиях нашей жизни это вовсе не означает, что 1 декабря здесь торжественно перережут ленту и примут первых пациентов.

Объект выглядит так, словно это фото из зоны АТО - без окон, без дверей и, что хуже всего, - без крыши. Территория центра будто после обстрела - кучи битого кирпича, плитки, обломки труб, стекла, горы строительного мусора. Вместо крыши - стропила, почерневшие от снега и дождей. На каждом этаже - куски осыпавшейся со стен штукатурки, лужи дождевой воды, стекающей от самого верхнего этажа до подвала…

Был первым,
стал последним

Первый в Украине перинатальный центр появился во Львове. Его можно назвать ровесником нашего государства - он открылся на базе городского родильного дома в 1990 г. Тогда даже в столице СССР еще только начинали говорить на эту тему. Мало кто понимал, чем это заведение будет отличаться от обычного роддома. Все годы коллектив перинатального центра максимально использовал любые возможности для обучения, изучения зарубежного опыта, устанавливал контакты с коллегами из других стран, а также со специалистами ВОЗ и ЮНИСЕФ. Это очень помогало в работе.

Со временем появилось оборудование и инструментарий, которых не было в других медицинских заведениях, были внедрены новые методики и т.д. Как свидетельствует статистика, во Львовской области значительно уменьшилась материнская и младенческая смертность - всех "проблемных" беременных везли в перинатальный центр.

Однако этот позитив сыграл негативную роль, когда государство решило создать в каждой области современный перинатальный центр. Львов попал в список последним. Во-первых, здесь уже было такое медицинское заведение, во-вторых, стрелка компаса правительства Азарова всегда показывала на Донбасс. Львов регионалы не любили.

Медики считают, что руководство распиаренного проекта "Новая жизнь - новое качество охраны материнства и детства" старалосьза счет госбюджетаудовлетворить пожелания любимых регионов партии власти. Огромные суммы были направлены в Донецк и Луганск. В список счастливчиков включали и те области, где показатели материнской и детской смертности скатывались почти до уровня африканских стран. Со скандалом, кажется со второй попытки, был открыт перинатальный центр в Кировоградской области. Правда, это не помогло наладить качественную медпомощь матерям и новорожденным - прежде всего из-за нехватки высокопрофессиональных опытных специалистов. Поэтому проблемных грудничков старались отправить на лечение в столицу.

В ЛОКПЦ такие специалисты есть, и дело они свое знают хорошо. Но работать с каждым годом все сложнее. Не только здание, построенное еще в 1986 году, нуждается в обновлении, но и диагностическое и лечебное оборудование. Киев никак не мог найти средства на Львовский перинатальный центр, а местная власть постоянно сетовала на дефицит бюджета. ЛОКПЦ терял свои лидерские позиции - о новом оборудовании и аппаратуре там только мечтали.

Проект "Новая жизнь" давал надежду, что ситуация изменится к лучшему.

"Мы готовы были начать работу в любое время, - уверяет главный врач ЛОКПЦ Лариса Янив. - Еще в 2011 году, когда проект только появился, написали концепцию перинатальной помощи, медицинское и техническое задания, все, что было необходимо. Но Минздрав тогда еще не знал, как это все финансировать. Комиссия ездила по областям и определяла, на базе каких роддомов можно делать перинатальные центры. У нас работали два гинекологических отделения по 45 коек - консервативное и оперативное. Мы впервые во Львовской области начали делать лапароскопические операции. В свое время выдержали шквал критики за то, что вводили партнерские роды, переоборудовали палаты, чтобы новорожденные были вместе с мамами. А теперь это стало привычной практикой.

Наконец прошла экспертиза, решили, что именно на базе ЛОКПЦ будет создаваться современный перинатальный центр.

Госинвестпроект Украины сообщил о выделении средств на 2011-2012 и 2012-2013 гг. Планировалось, что часть денег выделят из госбюджета, а остальное - из местного. Сначала государство обещало 25-30%. Но Львовская ОГА настаивала, что наша область не имеет средств на проект. Надо подождать. Мы столько работали, чтобы создать настоящий перинатальный центр! А оказались в последнем вагоне. Это большой риск. Потому что на последнем этапе, как правило, деньги заканчиваются, чиновники забывают о старых обещаниях и начинают какие-то новые проекты.

Все документы мы согласовывали и в Минздраве, и в Госинвестпроекте. Медицинская составляющая прошла нормально, а с финансовой были проблемы. Если проект стоит до 100 млн грн - достаточно согласования в Минэкономики, когда сумма больше - необходимо решение правительства".

Чиновники избрали эконом-вариант. Вероятно, не хотели согласовывать проект в Кабмине, помня об "аллергии" тогдашнего премьер-министра на Западную Украину и на Львов в частности. Опыт других областей показывал, что нужно хотя бы 120-130 млн грн, но выбора не было - согласились на то, что давали. Создали рабочую группу, которую возглавил тогдашний губернатор Львовщины Сало, пригласили в нее специалистов управления здравоохранения ОГА, сотрудников профильных кафедр медуниверситета и перинатального центра.

Строят или разрушают?

На реконструкцию дали 100 млн грн и 14 месяцев времени. Управление капитального строительства (УКС) Львовской облгосадминистрации принялось за работу. Тендер выиграли не галичане, как кто-то мог подумать, а киевляне - компания "Аэробуд". Сегодня чиновники утверждают, что тендер проходил по отработанной схеме, когда победитель известен заранее. Львовские фирмы, которые собирались бороться за этот заказ, правильно поняли намеки начальников, потому конкуренции, говорят, не было.

По информации, полученной в УКС, "финансирование было запланировано осуществить из государственного бюджета: в октябре - 10,6 млн грн; в ноябре - 12,3 млн; в декабре - 12,3 млн грн. Фактически было профинансировано генподрядчику только в ноябре 2013 г. 7,7 млн грн. Общее выполнение работ (согласно актам выполненных работ) с 2013-го по сентябрь 2014-го составляет 5,7 млн грн.

Генподрядчик ЧАО "Аэробуд" проводит реконструкцию с нарушением сроков выполнения работ".

Строительная фирма, как отмечают львовяне, твердо обещала, что на реконструкции будут работать 300 рабочих в две смены. Но даже в тот ноябрьский день прошлого года, когда губернатор Сало проводил выездное заседание на территории перинатального центра, там насчитали всего 87 строителей. Работы велись только в одну смену. Губернатор велел увеличить количество рабочих вдвое, а также приказал следить за графиком проведения работ.

"На совещаниях говорили одно, а на объекте делали другое, - рассказывает Л.Янив. - График работ нарушался, отставание уже шло не на недели, а на месяцы. И каждый раз находились "важные" причины.

- Насколько сейчас отстают?

- Навсегда.

- Как случилось, что корпус почти год стоял без крыши?

- Потому что так пошел процесс реконструкции. Я же не могу влиять на строителей. Не знаю, кто дал команду демонтировать все и сразу - на всех этажах и во всех помещениях. (Нам даже не дали забрать лом - трубы, батареи отопления и т.п. Вырученные за это средства можно было направить на закупку необходимых для перинатального центра вещей, например постельного белья, моющих средств и т.д.)

Несколько месяцев подряд на совещаниях отчитывались о демонтаже. Спрашиваю: "А когда возьметесь за крышу?" - "Ждем, когда из Киева привезут металлические конструкции".

Не удержалась: "Зачем гонять тамбовский хор по всей стране?!"

Никто так и не объяснил, какой смысл возить металлоконструкции аж из Киева, если во Львове есть металлобазы.

Крышу корпуса демонтировали в декабре. Так он и стоял и зиму, и лето. Идет снег, идет дождь - вода течет по стенам, на полу лужи. От постоянной сырости осыпается штукатурка, на стенах появился грибок, чтобы от него избавиться, нужны дополнительные ресурсы.

Строительная фирма получила аванс, за который нужно отчитываться. Демонтаж стоит недорого. Логично было бы закупить материалы для крыши, водоснабжения и отопления. Вместо этого приобрели дорогое вентиляционное оборудование, предназначенное для так называемых чистых помещений. Купили и оставили его на территории перинатального центра - под открытым небом. На все замечания ответ один: "Не лезьте не в свое дело, мы же не вмешиваемся в лечебный процесс!"

Какой может быть график работ, если за месяц осваивают всего 700 тыс.? С такими темпами перинатальный центр откроется лет через 25. Даже в ОГА начали говорить: может, нужно поменять генподрядчика? Имеется достаточно оснований для того, чтобы расторгнуть договор с фирмой, превратившей корпус лечебного заведения в руины. Пришла как-то комиссия: в подвале что-то там делают шестеро строителей, а на крыше -никого..."

По Львову гуляют слухи, что корень всех проблем - земля, на которой стоит перинатальный центр. Еще одна зима - и от лечебного заведения останутся только полуразрушенные стены. И немалый участок дорогой львовской земли, на которой можно построить очередной развлекательный или торговый комплекс. Разве мало подобных случаев?!

Корпуса ЛОКПЦ действительно напоминают руины. В помещении, когда пошел дождь, нам пришлось раскрывать зонтики и обходить лужи, расплывавшиеся на всех этажах. Мы шли на звук перфораторов - в одной из комнат работали строители. Оказалось, что они уже готовят так называемое чистое помещение. Это может быть операционная или реанимация, где соблюдаются условия стерильности - устанавливают специальную вентиляционную систему, стены обшивают особыми панелями и т.п. По правилам, все это делается лишь тогда, когда в корпусе уже закончены основные ремонтные работы.

Увиденное ужаснуло. Несколько рабочих крепили белые панели (кстати, довольно дорогие), несмотря на то, что в коридоре, за порогом комнаты, валялись сбитая штукатурка и кирпич, а в углах чернела плесень. Были ли сухими и чистыми стены, которые зашивали панелями - вопрос риторический.

Металлопластиковое окно с обеих сторон почти на треть закрыли панелями, порезав ради этого подоконник. Открывать окна в чистых помещениях запрещено. А мыть? Как вычищать пыль и грязь, которая будет скапливаться в нише между окном и панелью?..

Л.Янив тут же стала звонить в УКС, чтобы остановили этот абсурд. Инженер приехал, когда рабочих уже и след простыл. Возмутился, что напрасно побеспокоили - работы ведь не ведутся, и уехал. А через некоторое время снова включился перфоратор.

Наконец его "услышали" и в УКС и пришли к выводу: "Подготовка "чистых помещений" генподрядчиком была начата самовольно в тех помещениях, где устроена крыша. После выявления факта начала таких работ генподрядчику запрещено их выполнение до соответствующей строительной готовности".

В УКС убеждены, что генподрядчик, получив осенью прошлого года 7,7 млн грн аванса, еще не отчитался об использовании 2 млн грн.

Однако строители считают по-своему.

В ответе фирмы "Аэробуд" на запрос ZN.UA, в частности, сказано: "По факту из 7,7 млн грн предоставленных нам средств: проведено по бухгалтерскому учету - 5,8 млн грн; выполнено дополнительных работ, не учтенных тендерным заданием, - 2,5 млн грн; смонтировано вентиляционного оборудования - 2,5 млн грн; закуплено других материалов для строительства
(газоблок, клей, утеплитель) - 1,8 млн грн; выполнены строительные работы в сентябре
2014 г. - на 0,7 млн грн. В результате простых расчетов можно определить, что реальная задолженность заказчика перед ЧАО "Аэробуд" составляет: 11,5 млн грн - 7,7 млн грн = 3,8 млн грн
".

Замечу, что оба письма (от заказчика и генподрядчика), поступили в адрес ZN.UA почти одновременно.

Услышьте Львов!

На вопрос, когда будет закончена реконструкция ЛОКПЦ, киевский генподрядчик ответил по-одесски: "Ответ мы можем дать после того как получим ответ на вопрос: когда будет проведена экспертиза откорректированной проектной документации и налажено финансирование объекта в полном объеме?".

Хороший вопрос. Плохо, что никто не знает на него ответ.

Закрывая мощное медицинское заведение на реконструкцию, никто из чиновников, ставивших свою подпись под документом, не задумывался, чем и когда она закончится. Не спешите все списывать на Майдан и АТО. Летом прошлого года, когда готовились документы, даже телеэкстрасенсы не намекали на трагические события, надвигающиеся на Украину. А в октябре, когда строители взялись за демонтаж, правительство еще рассказывало сказки об улучшении жизни и евроинтеграции.

Нет сомнений, что госчиновники понимали - выделенных средств на ремонт и закупку оборудования не хватит. Ответственность переложили на местную власть. А та в свою очередь кивала на столицу - пусть правительство заботится.

Коллектив ЛОКПЦ подготовил сотни, а может и тысячи писем во все инстанции, которые могли бы спасти их учреждение. Власть вроде бы и поменялась, но методы работы остались старые. Каждый столичный чиновник сетует на нехватку средств и советует обращаться в ОГА. Председатель облгосадминистрации И.Сех, которая сменила в этом кресле ставленника регионалов, ответила просто: финансирование перинатального центра не относится к приоритетным направлениям деятельности ОГА.

Стоит ли после этого удивляться, почему "Свобода", которая, говорят, выдвинула И.Сех на эту должность, потеряла на выборах голоса галичан?! Львовяне, как известно, активно голосовали за "Самопоміч", которую возглавляет их мэр. Вообще-то перинатальный центр в областном подчинении, но работают здесь в основном жители Львова. Коллектив немалый - почти
500 сотрудников. И все они уже более года находятся в так называемом простое. Почему-то не слышно, чтобы мэр Львова выразил обеспокоенность по поводу трудоустройства высококвалифицированных опытных специалистов. Таких врачей, акушеров, медсестер, как в перинатальном центре, готовят годами: ведь здесь предоставляется высококвалифицированная медпомощь третьего уровня. Львову не нужны такие специалисты? А современный перинатальный центр, который будет работать на уровне европейских стандартов? Нужен? "Візьми й зроби!"

После закрытия центра возросла нагрузка на городские роддома и женские консультации, ведь среди его пациенток было очень много львовянок. Только несколько врачей смогли временно устроиться на работу по специальности (как правило, на место декретниц), а другие выживают, как могут. В течение года им выплачивают 2/3 должностного оклада, конечно, без надбавок. Многие медики отработали в центре по десять и больше лет, а теперь думают, как и где им зарабатывать пенсию. Выплаты в период простоя продолжаются в течение года. А что дальше?

Чиновники нарекают, что за полгода возросли показатели младенческой смертности, есть проблемы с роженицами. К тому же на Львовщину прибыло много вынужденных переселенцев из Крыма и Донбасса - от пережитых стрессов беременные женщины рожают раньше, чем планировалось, а выхаживать недоношенных, ослабленных детей без перинатального центра довольно сложно. Не каждый роддом имеет соответствующее оборудование и кадры. В департаменте здравоохранения ОГА появилась идея: сформировать мобильные бригады специалистов ЛОКПЦ и отправить по селам. Пусть там консультируют, лечат - все равно сидят без дела.

После месяцев безнадеги, наконец, появилась положительная новость - правительство выделило 20 млн грн на реконструкцию перинатального центра. Медики надеются, что средства направят прежде всего на то, чтобы защитить здания от непогоды и провести ряд ремонтных работ.

Повезет, если эти миллионы удастся получить в ближайшее время. До конца финансового года остается несколько недель, а решение еще должны обсудить и утвердить в комитетах Верховной Рады.

Жаль, что деньги нашлись так поздно - ЛОКПЦ почти год взывает о помощи, а услышали его лишь во второй половине октября. Наверное, хотели порадовать львовян именно к 26 октября. Следующие выборы - в местные советы. Интересно, как будут агитировать будущие депутаты на ул. Дж. Вашингтона, где отчаянно борется за свое существование первый украинский перинатальный центр?

Весной очень популярным был лозунг "Никто не слышит Донбасс!"

А кто услышит Львов?

Невозможно понять, как могло случиться, что перинатальный центр, в котором ежедневно рождалось 10-12 граждан Украины и который был нужен тысячам пациентов, не просто закрыли, а превратили в руины. И никто не виноват.

На следующей неделе мир будет отмечать Международный день недоношенных детей. По статистике, каждый десятый младенец рождается раньше положенного срока. Во Львовском перинатальном центре научились спасать недоношенных малышей, создали специальные отделения, которые занимались реабилитацией таких деток до трехлетнего возраста. Неужели наше государство неспособно найти несколько десятков миллионов гривен, чтобы спасти Львовский перинатальный центр? Даже если проект его реконструкции появился на свет недоношенным.