UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ... И ТАБАКОМ

О том, что курение, мягко говоря, не приносит пользы, знают все. Но от этих знаний число никотинозависимых существенно не уменьшается...

Автор: Андрей Ревенко

О том, что курение, мягко говоря, не приносит пользы, знают все. Но от этих знаний число никотинозависимых существенно не уменьшается. По данным ВОЗ, в мире от болезней, связанных с курением, ежедневно умирает 11 тысяч человек, то есть четыре миллиона в год. В середине мая Европейский парламент принял дополнительные меры, направленные на ограничение курения. С осени 2002 года на пачках с сигаретами «площадь», отведенная предупреждению о пагубности этой привычки, увеличится до 33% (сейчас она занимает не более 7—8%), информация будет печататься крупными буквами. А нынешнее стандартное предупреждение об опасности табачного «змия» будет заменено выражением: курение смертельно опасно.

Не остаются в стороне от общеевропейских тенденций и украинские власти. Как сообщает «Урядовий кур’єр», 16 мая 2001 г. правительство одобрило концепцию государственной политики по контролю за рынком табачных изделий. Документом предусматривается увеличение налогов на табачную продукцию и создание системы мер, направленных на противодействие незаконной продаже сигарет. Главная задача всего запланированного — защита здоровья населения от вредного действия курения и снижение потребления табачных изделий. В частности, предусматривается совершенствование законодательства с целью ограничения и постепенного запрещения рекламы табачных изделий. (К слову, пока что производство табачных изделий в Украине понемногу, но растет. В 2000 г. выпущено 58,8 млрд. сигарет и папирос, по сравнению с 54,1 млрд. в предыдущем и 48 млрд. в 1995 г.)

До недавнего времени у нас не было сколько-нибудь надежных данных о потреблении населением табачных изделий. Правда, в выпущенном Представительством ПРООН в Украине национальном докладе «Украина. Людський розвиток, 1998» (с. 86) приводились непонятно откуда взятые и выходящие за пределы разумного данные. Согласно этим данным, потребление табачных изделий на взрослого жителя Украины составляло в 1994 г. 267,8 кг, а в 1997-м 144,2 кг в год. Это при том, что потребление хлеба и других зерновых продуктов в Украине на душу населения составляло в 1997 г. — 127 кг, картофеля — 134 кг, мяса и мясопродуктов — 35 кг, то есть в три с половиной раза меньше, чем потребление табака.

Наиболее реальную картину потребления табачных изделий в Украине (причем не только в целом, но и по половозрастным группам населения) дают выборочные обследования населения. В октябре 2000 г. Госкомстат Украины провел вполне репрезентативное, очень интересное и поучительное выборочное обследование распространения курения среди населения в возрасте от 12 лет и старше. Обследованием было охвачено около 10 тыс. домохозяйств во всех регионах Украины. Какие же основные итоги этого обследования?

Первый блок характеризует численность и структуру курящих. Около четверти населения Украины старше 12 лет курит. Если рассматривать только взрослое население (18 лет и старше), то эта цифра составит почти 25%. Что касается распространения курения среди детей и подростков, то, скорее всего, приводимые данные несколько занижены, так как базируются на информации, сообщаемой родителями. Поэтому цифры о том, что курит лишь 1,1% детей в возрасте 12—13 лет, а девочки 14—15 лет вообще не курят, вряд ли соответствует действительности.

Если взять население в возрасте 16 лет и старше и сравнить распространение курения по полу и основным возрастным группам, то получится следующее. У нас курят более половины мужчин и только одна из двадцати женщин. На одну курящую 16—17-летнюю женщину приходится почти семь курящих мужчин, 18—29-летнюю больше пяти, 30—60-летнюю — почти десять. Наиболее высокий процент курящих — мужчины 18—29 лет (56,5% этой возрастной группы) и 30—59 лет — 60,2%.

На первый взгляд, существуют довольно большие различия в распространении курения по регионам Украины. При среднем показателе по стране — 23,6% — наиболее высокий процент курильщиков в Донецкой и Херсонской областях (по 27%) и в Киеве — 25,9%. Меньше всего курят в Ивано-Франковской (17,5%), Черниговской (17,9%) и Волынской областях (18,9%). Чем объясняются эти различия? Вероятно, более высокой долей мужчин, проживающих в регионах с преобладающим городским населением. В областях с более низкими показателями распространения курения превалирует сельское население, где особенно много женщин старших возрастных групп.

Второй блок ранжирует курящих по «стажу». Знакомство с этими данными лучше начать со старших возрастных групп. У мужчин в возрасте 60 лет и старше почти 90% курят более 20 лет. Среди женщин в возрасте 55 лет и старше свыше 60% курят более 20 лет. В наиболее многочисленной группе мужчин в возрасте 30—54 лет более сорока процентов курит свыше 20 лет и более четверти 16—20 лет. У женщин в возрастной группе 30—54 лет только каждая десятая курит более 20 лет, около трети пристрастились к сигаретам 6—10 лет назад, четверть курит менее пяти лет.

У мужчин 18—29 лет половина имеет стаж курения от года до пяти лет, 40% — от пяти до десяти. А у женщин этой возрастной группы две трети курят от года до пяти и около трети — от пяти до десяти лет. Из приведенных данных видно: у основной части курящих, особенно у мужчин, приобщение к табаку закладывалось в подростковом и юношеском возрасте. Следовательно, именно эти возрастные группы требуют наибольшего внимания в профилактическом плане.

В последнее время в западных странах принимаются активные меры по ограничению курения. В изданном программой развития ООН «Докладе о человеческом развитии за 2000 год» по 120 странам мира приведены два показателя, связанные с курением, которые рассчитываются Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Первый — индекс, характеризующий уменьшение или увеличение потребления сигарет на взрослого жителя в 1993—1997 гг. по сравнению с 1984—1986 гг. Из доклада следует: за этот период особо ощутимо сократилось потребление табачных изделий в странах Северной Америки. В США оно уменьшилось на 26%, в Канаде — на 37%. Не отстают от них Австралия и Новая Зеландия. В этих государствах количество курильщиков сократилось соответственно на 28 и 47%. В остальных развитых странах эти показатели не столь велики. В Великобритании потребление сигарет уменьшилось на 14%, Франции — на 11, Германии — на 10, Италии — на 22, Испании — на 13, Австрии — на 18, Японии — на 13%.

Второй опубликованный в докладе показатель — среднегодовое количество выкуренных сигарет на одного взрослого (данные за 1993—1997 гг.). Среди европейских стран пальма первенства у Греции — 3923 сигареты, мировым лидером является Суринам — 4075 сигарет в год на взрослого. В США этот показатель равен 2372, Канаде — 1866, Великобритании — 1833, Франции — 2086, Германии — 2070, Японии — 2857. В перечне приводятся и данные по большинству стран бывшего СССР. Но эти расчеты скорее всего базируются на данных о национальном производстве и официально учитываемом импорте и экспорте (причем импорт и экспорт учитываются не в штуках, а по весу). В наших реалиях такой метод расчета, в частности по Украине, может давать существенные отклонения. По данным ВОЗ, выходит, что тут лидирует Украина — 1844 сигареты (это значительно выше, чем в России — 1369, Беларуси — 1434, Казахстане — 1622, Узбекистане — 1220, Армении — 1181 и Азербайджане — 1102). Из материалов выборочного обследования, данные которого следует считать более точными, следует: при потреблении 4365 сигарет в год на одного взрослого курящего и с учетом того, что в Украине курит почти четверть взрослого населения, данный показатель должен быть значительно ниже — 1085 сигарет. Принимая во внимание даже определенное занижение, характерное для этого продукта в подобных выборочных обследованиях во всех странах, такой показатель по Украине вряд ли может превышать цифру 1200—1250.

К сожалению, данные обследования Госкомстата по распространению курения в Украине неизвестны не только широким кругам населения. Очевидно, их следует активно использовать в подготовке упоминавшейся концепции государственной политики по контролю за рынком табачных изделий и сокращению их потребления. Умению использовать такую социальную информацию, повышать эффективность ее «отдачи», нам еще учиться и учиться.