UA / RU
Поддержать ZN.ua

Национальный проект «у семи нянек»

Многие медики и родители микродетей услышав о проекте «Нове життя — нова якість охорони материнства та дитинства», надеялись на реальную помощь со стороны государства.

Авторы: Ольга Скрипник, Алексей Сова

Дети в Украине будут появляться на свет под патронатом президента.

По мнению авторов идеи - политтехнологов и пиарщиков, которые ориентируются на выборы, это - отличная новость. В рамках проекта открыли перинатальный центр в Кировограде. В день разрезания ленточки это была хорошая новость. Но вскоре перекочевала к нехорошим - когда страна узнала, что открыли очередной незавершенный объект, за месяц там не появился на свет ни один младенец.

Пока чиновники убеждали нас, что в Кировограде все идет по плану, мы получили свежую порцию новостей, которые нельзя назвать плохими. Потому что они - ужасные. В роддоме Сквирского района Киевской области во время родов умерли и женщина, и ребенок. Две недели до этого беременная лежала в стационаре на сохранении, наблюдавшие ее врачи не видели причин, для отправки ее в Киев, утверждали, что все будет хорошо. Осталась сиротой ее дочь-школьница. В Житомирской области умерла восьмимесячная девочка, которую по направлению сельского ФАПа родители привезли в Коростенскую райбольницу. Доктор, не стесняясь телекамеры, объяснил, что не смог установить точный диагноз. Родители утверждают, что врача им пришлось ждать девять часов! За это время к ним пару раз подходила медсестра, чтобы сообщить, что доктор будет через минуту. Чудовищно оборвалась жизнь младенца в Сумской области - мать родила его на улице, возле гаражей и оставила на морозе. А бродячие собаки нашли. Примечательно, что это совершила студентка медицинского колледжа.

К большому сожалению, эти факты - не исключение, а скорее трагическая реальность, свидетельствующая о состоянии не только медицины, но и общества в целом. Учитывают ли эту реальность авторы программ реформирования системы здравоохранения и национальных проектов? Вряд ли. Свои картины они пишут исключительно яркими красками, а перед презентацией еще и раздают всем участникам розовые очки - чтобы выглядело краше.

Флагманы перинатальной перестройки

Не секрет, что детская смертность в Украине значительно выше, чем в странах Евросоюза. Нас уже обошли многие постсоветские республики, сумевшие подобрать ключи к решению этой проблемы. Речь идет не только о прибалтийских странах. Даже Казахстан, где показатели младенческой смертности были шокирующими для Европы, сумел справиться с проблемой. Создание республиканского центра матери и ребенка в Астане правительство поручило австрийской компании, имеющей международный опыт создания медицинских объектов «под ключ». Казахстан настолько стремился попасть в число 50 развитых стран мира, что, взвесив за и против, подписал уникальный контракт - поручил иностранной фирме не только управление инженерно-техническим комплексом, но и госпитальный менеджмент, то есть кадры. Со временем Центр в Астане получил награду ВОЗ за существенный прогресс в снижении детской смертности, а также весьма престижный сертификат международной аккредитации JCI (Joint Commission International).

Как эту проблему решает Украина? Наша страна начала с главного: назначила «флагмана реорганізації перинатальної допомоги - Національний проект «Нове життя - нова якість охорони материнства та дитинства». Проект, стартовавший почти два года назад, предусматривает создание перинатальных центров в три этапа. Первый закончился в 2011 году, когда их планировали открыть в Кировоградской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Одесской, Тернопольской, Харьковской областях, а также в Крыму. Не случилось. Даты перенесли на неопределенное будущее, перетасовав список областей.

Идея проекта не нова, но претендует на оригинальность в той части, что продвигает ее не Минздрав, как можно было ожидать, не Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН, не Национальная академия последипломного образования, а Национальное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Его руководитель В.Каськив уверен в успехе, потому что «стратегия внедрения проектов не строится на использовании бюджета. Более 80% средств для «национальных проектов», даже учитывая их социальную составляющую, будут привлечены с рынка».

Трудно сказать, как и чем можно привлечь инвесторов в бюджетные больницы, на базе которых и решено создавать перинатальные центры. Злые языки утверждают, что новые объекты - это старые родильные отделения областных больниц, но с евроремонтом на входе и обновленной вывеской. Как аргумент приводят пример Киева, который сначала был в конце списка - первоочередное внимание уделялось областям, где ситуация критичная. Но провинция тормозила, открытие не единожды переносилось, для спасения репутации «флагмана» понадобилась помощь столицы - вначале планировали один центр, долго спорили, в каком из роддомов его открывать, потом в список внесли аж три. Недавно один из них открыли, несмотря на то, что в проекте он не значился. Время идет, но инвесторы в очередь не выстраиваются. Единственный, кто серьезно поддерживает проект, - благотворительный фонд В.Пинчука, уже много лет успешно реализующий свою программу «Колиска надії».

По официальным данным, на Кировоградский перинатальный центр ушло более 35 млн. гривен - около 5 млн. стоит оборудование, которое передал фонд Пинчука, почти полмиллиона выделили из местного бюджета, а остальное - из госбюджета. Но это не уменьшает оптимизма В.Каськива: «Завдання Національного проекту, який один із перших в Україні реалізується на засадах державно-приватного партнерства, - впродовж трьох років переобладнати й створити нові сучасні перинатальні центри ІІІ рівня у кожній з 27 областей України та забезпечити сучасну підготовку кадрів у них». Цитата дословная, (невзирая на то, что в Украине 25 областей), с полным текстом можно ознакомиться на официальном сайте агентства.

«Державно-приватне» партнерство в гривневом эквиваленте составляет 360 миллионов из госбюджета на реализацию проекта. Планировалось, что ежегодно будут тратить по 110 млн. грн. «на сметную документацию, реконструкцию и дооборудование». Но, как говорится, овес нынче дорог. По словам руководителя проекта «Нове життя» В.Сирмана, средств катастрофически не хватает - в нынешнем году вместо 110 млн. грн. планируют потратить 379 млн. грн., о чем подали соответствующую заявку.

Эксперты, анализируя деятельность «флагмана», очень сомневаются в том, что авторы проекта имеют хоть какую-то стратегию и тактику, ведь акции похожи на преждевременные роды - никто не знает, где и когда это случится. На 20 февраля назначалось открытие перинатального центра в Харькове, а на 8 марта - в Донецке. Когда это произойдет - неизвестно. То же самое и в Крыму, который внесен в список на нынешний год - по словам местных специалистов, они не смогут назвать точную дату открытия «даже под пытками», но проект «почти» готов. Осталось начать и кончить.

В одних документах срок реализации проекта - три года, в других - четыре, уже появилась информация о том, что финал будет не в 2013-м, а в
2015-м, похоже, он растянется на пятилетку. Пройдя половину пути, руководители проекта вдруг обнаружили, что «большинство родильных домов было построено еще в советское время, структурно и функционально они не отвечают современным требованиям». В связи с чем, разумеется, нужны дополнительные средства из госбюджета.

Больница из далекого прошлого

Многие специалисты в Министерстве здравоохранения не скрывают скептического отношения ни к самому проекту, ни к его руководителям. Свои выводы они иллюстрируют скандалом, который разразился вокруг Кировоградского перинатального центра. Вот уж действительно, первый блин - комом! Но что интересно - все причастные к созданию центра, получили, что называется, по первое число, и только проект «Нове життя», как жена Цезаря, остался вне подозрений. А все потому, с завистью отмечают госчиновники, что «флагманы» придумали удобную и безопасную для себя схему - они пиарят проект, который реализуется под патронатом президента, а заодно и себя, создают группы «запуска», проводят заседания и т.д. Но в результате - ни за что не отвечают. Кто знает, чего стоило губернатору Кировоградской области несколько раз переносить сдачу объекта, который создавался под патронатом президента, начиная с июня прошлого года и аж до нынешнего января?! Наконец-то голубую ленточку на входе перерезали, перинатальный центр открыли, хотя все понимали, что принимать беременных здесь нельзя -далеко не все оборудование подключено. После «успешного открытия» первого объекта национального проекта «Нове життя» сняли с должности главного врача областной больницы, отправили в отставку министра здравоохранения, нескольким чиновникам влепили выговоры. Руководителей агентства и проекта гроза обошла стороной.

Столичные чиновники, которых после скандала срочно отправили в Кировоград спасать авторитет национального проекта, «нюхали кислород» и утверждали, что объект абсолютно готов. Но этому мало кто поверил. По той простой причине, что ранее ОГА распространила информацию, что из-за длительных морозов невозможно было подключить и проверить оборудование для подачи кислорода, в связи с чем прием пациенток начнется только в марте.

Успех реформ, как и национальных проектов, безусловно, зависит от доверия людей, ради которых это все затевается. Как воспринимается в обществе проект «Нове життя» после всех событий, начиная с затянувшегося старта? Кому и чему должны верить налогоплательшики, за деньги которых содержатся больницы, открываются новые центры? Главный врач областной больницы, пока был в руководящем кресле, молчал, а после увольнения сообщил подробности: кроме технических неполадок есть еще одна, не менее серьезная проблема - кадровая. Перинатальный центр так и не удалось укомплектовать специалистами - некем заполнить почти полсотни вакансий. Руководители проекта заверяют, что наших врачей будут бесплатно обучать в Германии, вроде бы есть такие договоренности. В то же время фонд В.Пинчука, запуская в областях проект «Колиска надії», добивался, чтобы специалисты прошли стажировку еще до открытия перинатального отделения. Иначе они не смогут работать на новом оборудовании, в новых условиях, потому что выхаживание слабых, недоношенных детей - это совершенно иная практика и, если хотите, философия. Именно это в первую очередь определяет готовность перинатального центра, а не косметический ремонт, на который уходят едва не все деньги.

Стало известно, что и экс-министр здравоохранения был недоволен ходом реализации проекта и деятельностью областной больницы, что тоже свидетельствует о положении дел на перинатальном фронте.

О готовности областной больницы к работе в новых условиях высказался один из заместителей Кировоградской ОГА, комментировавший результаты комплексной проверки. Оказывается, главное медучреждение области укомплектовано врачами всего на 77%, из них более 20% - пенсионного возраста. О том, как руководство больницы заботится о внедрении современных методов диагностики и лечения, свидетельствует тот факт, что из-за поломки более года не работал компьютерный томограф. Длительное время не ведутся закупки инструментария, аппаратуры, расходных материалов, белья для стационара. Больные, по словам чиновника, несут с собой не только благотворительные взносы, но и лекарства, еду, постельное белье и одеяла: «Когда посмотрели на матрасы, сложилось впечатление, что в стационар они попали еще из фронтовых госпиталей. На территорию больницы вечером зайти страшно - лампочки нигде не горят, полно бродячих собак, которые в морозы ходят греться в корпус аж до третьего этажа. Хорошо, что президент приехал на открытие перинатального центра. Мы к этому готовились всем миром - латали дыры в асфальте, чистили, красили. Как сказал нам один из заместителей министра здравоохранения: «Ви хоч трохи припудрили гнидники, які не прибиралися роками», - подытожил свое выступление чиновник. (Больше информации можно найти на официальном сайте ОГА.)

После таких откровений стало понятно, что могло вызвать критику со стороны экспертов USAID, заявивших, что кировоградская больница не может служить примером в деле создания перинатальных центров. Так это они еще не знали, что на финансирование областной больницы из местного бюджета выделили всего 3,5 млн. гривен. Хотя в смете, по словам бывшего главврача, было заявлено 68 млн., включая расходы на обеспечение работы перинатального центра.

Микродети и макропроблемы

Открывая больницу в Житомирской области, премьер-министр посетовал, что журналисты во всем видят только плохое, ищут, где отвалился кусок штукатурки. А у нас уже в нескольких областях рождаемость превысила смертность. Это же не просто так появилось, а стоило немалых усилий.

Честно признаемся, что коллектив еженедельника ZN.UA тоже приложил немало усилий для улучшения демографической ситуации - у нас подрастает отличная команда детей и внуков, регулярно пополняемая очаровательными малышами. А если серьезно, - тему перинатальных центров мы ведем уже несколько лет - с тех самых пор, как Украина перешла на европейские критерии регистрации новорожденных. Вместе со специалистами Минздрава мы разбирались в том, что такое бэби-матрица, какие условия нужно создавать, чтобы спасать недоношенных малышей с минимальным весом. С главным внештатным неонатологом МЗ профессором Елизаветой Шунько мы радовались тому, что перинатальная помощь приобретает реальные очертания - создаются новые отделения, приобретается необходимая аппаратура, решается кадровая проблема - в 2007 году удалось добиться, чтобы интернатура по неонатологии и детской анестезиологии была не только возобновлена, но и продлена до двух лет. За эти годы наши медики научились спасать и выхаживать новорожденных, которых называют микродетьми - весом от
500 граммов.

И в то же время абсолютно нерешенной остается проблема реабилитации. Многие медики и родители микродетей услышав о проекте «Нове життя - нова якість охорони материнства та дитинства», надеялись на реальную помощь со стороны государства. Но проект пошел по пути «реорганизации перинатальной помощи». Наверное потому, что открывать новые центры гораздо легче, и главное - веселее, нежели обеспечивать ежедневную кропотливую работу отделений, где встречается не только счастье, но и горе, и безнадежность.

«Нове життя», стартовавшее в канун выборов, эксперты называют пиар-акцией, которая прокатится по всей стране. Даже финансирование рассчитано только до торжественного перерезания ленточки. И все. В то время как перинатальная помощь включает не только спасение, но и реабилитацию новорожденного. Иначе чем отличается перинатальный центр от родильного отделения?..

Ежегодно в Украине рождается более 500 тыс. детей. Зная, что показатель преждевременных родов колеблется от 4,2% до 4,5%, несложно сосчитать, сколько малышей появляется до срока. На спасение жизни одного крошечного человечка только в роддоме необходимо потратить от 50 тысяч гривен. Самые тяжелые пациенты - это дети с экстремальной массой тела, весящие 500-999 граммов. За год их принимают от тысячи до полутора тысяч, многих удается спасти. Самое сложное ожидает и медиков, и родителей потом, когда неонатологи передадут своих пациентов педиатрам - чтобы выходить такого микроребенка нужны сотни тысяч гривен. По данным специалистов Института педиатрии, акушерства и гинекологии, почти 90% новорожденных с экстремальным весом, которых удалось спасти, остаются инвалидами. У микродетей три главных врага - церебральный паралич, проблемы со зрением и… депрессия родителей.

Какого врага поможет одолеть национальный проект «Нове життя»? В Европе уже более чем полвека в ходу такое понятие, как перинатальная психология, включающая помощь родителям как до родов, так и после. Это дает свои результаты - семьи не отказываются от детей-инвалидов и не стыдятся их, как это случается у нас. И уж тем более не выбрасывают новорожденных в мусорные бачки или на пустыри. Структура перинатального центра в Москве, например, включает реабилитационный центр для детей до 15-летнего возраста. А какую помощь может предложить Кировоградский перинатальный центр, на финансирование которого предусмотрены копейки?!

Торжества в Кировограде состоялись в канун необычного юбилея, важного для всей страны. В феврале 2007 года на свет появился мальчик, весящий всего 490 граммов. Житомирские врачи его спасли. Для Украины - это действительно уникальный случай. Вся страна следила за тем, как борется за жизнь Мальчик-с-пальчик - именно так называли крошечного Богданчика. Чудеса закончились, когда его выписали домой - семья осталась наедине с больным малышом и мизерным пособием. По словам врачей, родители - в глубокой депрессии, на лечение и реабилитацию ребенка нужны немалые средства, которых семья не имеет. Свой пятый день рождения Богдан встретил без праздничного торта со свечами. Мальчик-с-пальчик выпал из обоймы сенсаций, о нем забыли даже те, кто обязан помогать по долгу службы.

На пути в Европу наше государство обязано считаться с тем, что показатель смертности детей в возрасте до одного года воспринимается как индикатор социально-экономического развития общества, свидетельствующий об уровне образования и культуры, о состоянии окружающей природной среды, а также степени доступности и качества не только медицинской, но и социальной помощи. Поэтому и приходится в перерыве между выборами, разрабатывать и презентовать национальные программы, которые далеко не всегда реализуются. Уже мало кто и вспомнит, что обещали нам программы «Діти України», «Здорова дитина», «Репродуктивне здоров’я нації», давно исчезнувшие с поля зрения, хотя и были рассчитаны на 2006-2017 гг. Наверное, о них забыли даже те министры и вице-премьеры, которые еще недавно активно на них пиарились.

Не продолжит ли этот список проект «Нове життя»?.. После выборов, разумеется.