UA / RU
Поддержать ZN.ua

Народ — собе! Под таким девизом чехи издавна собирают деньги на общее благо

Десятый месяц продолжается всенародный сбор средств на покупку гамма-ножа. После длительных майских праздников народная копилка заметно потяжелела — поступали взносы не только по 50 гривен, но и по 10—15 тысяч гривен...

Автор: Ольга Скрипник
Франтишек Яноух

Десятый месяц продолжается всенародный сбор средств на покупку гамма-ножа. После длительных майских праздников народная копилка заметно потяжелела — поступали взносы не только по 50 гривен, но и по 10—15 тысяч гривен. Это подняло «боевой дух» инициаторов акции, которые было приуныли из-за того, что решение Верховной Рады о выделении средств из бюджета хоть и было принято, но так и осталось только на бумаге. И, вероятно, в ближайшее время народные депутаты к нему не вернутся — у них других дел невпроворот. Похоже, прав был литературный герой, утверждая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. По крайней мере, опыт Чехии, которая смогла за 14 месяцев собрать необходимую сумму и купить гамма-нож, свидетельствует именно об этом.

Среди многочисленных откликов на наши публикации по поводу гамма-ножа было и электронное письмо из Праги от профессора Франтишека Яноуха, который не только с интересом следит за тем, как проходит акция по сбору денег в Украине, но и принимает непосредственное участие в благотворительной программе, согласно которой 42 украинских ребенка были бесплатно прооперированы при помощи гамма-ножа. Именно Фонд «Хартия 77», президентом которого является Ф.Яноух, берет на себя не только все расходы, связанные с лечением детей в пражской клинике, но также помогает родителям оплатить авиабилеты.

Поэтому когда я оказалась в Праге, решила позвонить профессору, правда, без особой надежды, так как его трудно застать дома. Но мне повезло — Ф.Яноух тут же пригласил на разговор за чашкой кофе, хотя времени у него было мало — на следующее утро он улетел в Стокгольм.

Как выяснилось, Франтишек Яноух не раз бывал в Киеве, посещал Институт нейрохирургии, хорошо осведомлен о проблемах нашей медицины. Любопытно, что сам он не врач, а физик-ядерщик. В свое время он присоединился к правозащитному движению и был одним из организаторов подготовки и подписания в 1977 году Хартии, основанной на идеях Хельсинской декларации. (Нам знакомы принципы этого движения по деятельности «Гельсинської спілки».) Когда коммунистический режим лишил его вначале любимой работы, а потом и гражданства, Ф. Яноух получил предложение работать в Шведской королевской академии. Вскоре он стал президентом Фонда «Хартия 77». Он до сих пор с благодарностью вспоминает то, что поддержку фонду оказывал сам Андрей Сахаров.

Так случилось, что именно к диссидентам обратились родители мальчика Миши Будницкого, которому нужна была сложная операция на головном мозге. В Чехии за нее не брались, выход был только один — собрать средства на лечение в Швеции, где гамма-нож успешно используется с 1968 года. Денег было собрано даже больше, чем требовалось. К счастью, Мишу спасли — он жив-здоров и сегодня. А остаток денег послужил фундаментом акции по всенародному сбору средств на приобретение гамма-ножа для Чехии. Дело в том, что, узнав о счастливом исцелении Миши, в фонд стали обращаться и другие родители, но было понятно, что всех нуждающихся невозможно спасти сбором денег для зарубежного лечения. Гораздо разумнее — оборудовать отечественные клиники современной аппаратурой и прежде всего — купить гамма-нож. Почти за год нужную сумму собрали. Кстати, распространялась информация, что часть денег добавило государство, но профессор Яноух категорически это отрицает — все до последней кроны собрали граждане, акция действительно была всенародной. К сожалению, наши темпы заметно отстают от чешских — с августа прошлого года удалось собрать всего 1 млн. 600 тыс. гривен, хотя численность населения Украины почти втрое превышает численность тогдашней Чехии. Поэтому так хотелось расспросить о стратегии и тактике этой акции, в надежде, что чешский опыт пригодится и нам.

— Прежде всего идею активно поддержали участники «Хартии 77», — вспоминает Франтишек Яноух. — Тон задавал Вацлав Гавел — он передал многие свои премии от различных университетов именно фонду, было такое, что бумаги подписывал прямо в самолете, не имея времени на визиты в банк. Суммы были разные — и 50, и 100 тысяч долларов, но все равно было понятно, что 3 миллиона долларов (именно столько на то время стоил гамма-нож) будем собирать очень долго. Поэтому мы постарались объяснить всем и каждому, зачем нужен этот дорогостоящий аппарат — по телевидению показывали сюжеты из обычного нейрохирургического отделения, где пациентам делали операции с наркозом и трепанацией черепа, и из клиники, в которой работает гамма-нож. Конечно, разницу люди почувствовали и с большим пониманием стали относиться к этой инициативе. Вскоре была придумана эмблема акции, мы также подсчитали, сколько денег должен внести каждый гражданин страны, чтобы покупка стала реальностью. Потом так и обращались: твой вклад — это всего лишь одна порция мороженого или треть пачки сигарет — разве это так много, чтобы помочь больным?! Отклик стал массовым. Помогло и то, что мы обратились к представителям церкви, и по воскресеньям, когда прихожане молились в храмах, священники призывали их поддержать богоугодное дело. Старосты многих сел проявляли активность, сами обходили дома, собирали деньги и присылали потом всю сумму. Очень помогли крупные предприятия, причем не только чешские, но и шведские. Наверное, акция удалась прежде всего потому, что людям объяснили необходимость покупки и уверили их в том, что от решения каждого из них зависит судьба общего дела.

— Вероятно, сыграли свою роль и традиции. Ведь известно, что еще в 1880 году, когда сгорел знаменитый Национальный театр в Праге, был объявлен всенародный сбор средств под девизом: «народ — собе». Я видела в музее красивую грамоту-благодарность за проявленную щедрость, выданную Пльзеньскому пивзаводу — предприятию весьма далекому от театрального искусства, но, видимо, очень патриотично настроенному.

— Да, призыв «народ — собе» — оказался действенным. В те часы это помогло театр отстроить, а в наше время — гамма-нож купить. Вот тогда на акцию наконец-то «обратило» внимание правительство — мы получили предложение... передать аппаратуру министерству здравоохранения.

Я попросил время на консультации. Во-первых, у нас тогда начиналась активная приватизация, и мы боялись, что гамма-нож может оказаться в какой-нибудь частной клинике. Чем это могло закончиться? В соседних странах стереотактические нейрохирургические операции стоят в несколько раз дороже, чем у нас, значит, на гамма-ноже можно зарабатывать большие деньги даже при демпинговых ценах. Но тогда наши соотечественники опять будут лишены возможности лечиться в своей стране.

Поскольку для установки этого оборудования нужно специальное помещение, мы остановили свой выбор на госпитале «На Гомолце» — там работали высококвалифицированные нейрохирурги, и он был прекрасно оснащен. Но передавать гамма-нож в собственность министерства или какой-либо клиники мы не стали. Тем более что юристы поддержали наше решение — деньги собирал весь народ и доверил их именно Фонду «Хартия 77», а не министерству или правительству. Правда, ситуация до сих непростая. Уже дважды были предприняты серьезные попытки приватизации госпиталя — вначале интерес проявили бизнесмены из ЮАР, а пару лет назад этого добивались американцы. Ситуацию спасло то, что гамма-нож — дорогостоящее оборудование, которое, собственно, тоже влияет на возможности и престиж клиники. А фонд имеет соответствующий договор с госпиталем, и если что-то не будет устраивать — вправе забрать оборудование и установить его в другом медицинском учреждении. Мы намерены строго выполнять моральные обязательства перед соотечественниками, которым обещали, что их кроны будут работать на здравоохранение, и операция при помощи гамма-ножа будет бесплатной и соответственно доступной для каждого.

Госпиталь «На Гомолце» старшее поколение врачей иногда называет кремлевской больницей. Аналогия уместна прежде всего потому, что строился он для политической элиты страны, и соответственно, оснащался самым лучшим оборудованием. (Мы это называем Феофанией.) Когда Чехия, первая в Восточной Европе, приобрела гамма-нож, его установили именно в госпитале «На Гомолце» еще и потому, что отдельно стоящий корпус лаборатории, можно сказать, идеально подошел для обустройства отделения стереотактической и радиационной нейрохирургии. Нынче здесь работают три нейрохирурга, два невропатолога, онколог, лаборант и медсестры. Штат небольшой, но объем работы выполняется солидный — за год проводят около 800 операций при помощи гамма-ножа и 200 операций другими методами.

В тот день, когда я по рекомендации Ф.Яноуха приехала в клинику, было запланировано три операции. Первым на подвижную койку гамма-ножа уложили пожилого мужчину, еще двое пациентов со стереотактическими рамками на голове ждали своей очереди в специальном кабинете. Черноглазая девушка, как выяснилось, прибыла на лечение из Грузии — там, как и у нас, видимо, считают, что гамма-нож — непозволительная роскошь для страны. Понятно, что далеко не каждая семья может собрать деньги на обследование и операцию, на консультации, в конце концов на дорогу. Обходится это недешево — примерно 12—15 тысяч долларов, но в других европейских странах это на порядок дороже. Хоть и принято говорить, что здоровье за деньги не купишь, но это тот самый случай, когда за деньги можно купить медицинскую помощь и спасти жизнь родного человека. Или свою собственную. Если врачи поставили диагноз — злокачественные или доброкачественные опухоли головного мозга, или мальформации (патологии сосудов мозга). У нас чаще всего это воспринимается не как диагноз, а как приговор, потому что во многих случаях классическая нейрохирургическая операция не может спасти здоровье пациента — после таких вмешательств очень высок процент инвалидности. Чехи же имеют возможность не только лечиться в этом отделении, но и наблюдаться после операции, обследоваться и консультироваться.

— За 13 лет применения гамма-ножа у нас не было летальных случаев, — объясняет руководитель отделения Роман Лишчак. — Онкология, конечно, легко не отступает, случается, что через несколько лет пациенту приходится делать еще одну операцию. Но это несравнимо с тем, как лечатся подобные состояния без гамма-ножа. Уже то, что нет наркоза, нет трепанации черепа и кровотечения, во многом помогает больному справиться с недугом. А возьмите проблему внутрибольничных инфекций — сколько осложнений они приносят! Вы удивляетесь, почему у нас так мало медицинских сестер. Да потому, что пациентам не нужна реанимация, после операции они сразу могут возвращаться домой — пражане, как правило, в тот же день, а приезжие иногда ночуют в палате — первое время им спокойнее быть под наблюдением врача...

Нашим нейрохирургам, наверное, трудно поверить в то, что отделение имеет два законных выходных в неделю и отдыхает в праздничные дни — корпус просто закрывается, потому что пациенты благополучно отправились домой — ни тебе круглосуточных дежурств, ни вызовов в реанимацию посреди праздничного дня или ночи. Помещение, где стоит гамма-нож, даже не назовешь операционной — просто большой кабинет, куда на каталке ввозят больного. Уже лежа на подвижной койке гамма-ножа, пожилой пациент в серой пижаме и домашних тапочках спокойно разговаривал с доктором — ни дрожи в голосе, ни ужаса в глазах, как это обычно бывает перед сложной операцией, тем более на головном мозге, когда одно неверное движение скальпеля может стать роковым. Затем подвижная койка въезжает в специальное отделение гамма-ножа, предназначенное для облучения, а в соседнем кабинете врачи отслеживают на мониторах ход операции. Опять же — ни многочасового стояния возле хирургического стола, ни мокрых от напряжения халатов на спине, ни тревоги за то, как выйдет пожилой человек из наркоза.

По свидетельству пациентов, никакой боли или дискомфорта они не испытывают. Специалисты утверждают, что отдельный радиационной луч настолько слаб, что не причиняет никакого вреда тканям мозга, и только когда пучки 201 гамма-луча пересекаются в фокусе, возникает именно та сила, которая воздействует на патологический очаг.

По словам Романа Лишчака, 4—5% пациентов — это дети, чаще всего с диагнозом — мальформация. Многие из них уже стали взрослыми, получили высшее образование, стали успешными людьми — клиника поддерживает связь со своими пациентами. Это еще раз свидетельствует о том, что вовремя проведенная операция при помощи новейшего оборудования дает возможность не только спасти пациента, но и обеспечить ему, как говорят медики, хорошее качество жизни. Без такой помощи украинские дети, страдающие патологией сосудов головного мозга, очень часто вследствие кровоизлияния в мозг становятся тяжелыми инвалидами. Или умирают.

Иногда приходится слышать, что гамма-нож — недопустимая роскошь для бедной страны, тем более что его обслуживание тоже обходится недешево. Мне кажется, даже если речь идет о жизни и здоровье одного ребенка, такие заявления просто неуместны. Многие страны, имеющие экономические успехи сродни нашим, этот вопрос решили положительно. Недавно промелькнула информация о том, что Беларусь уже выделила деньги на покупку гамма-ножа. (К слову, украинские дети нередко лечатся в Минском радиологическом центре, оснащение которого вызывает зависть наших специалистов.)

Все сомнения помог рассеять сотрудник госпиталя «На Гомолце», медицинский физик Йосеф Новотний: «Если стоимость лечения больного при помощи гамма-ножа взять за 100%, то применение линейного ускорителя составит 250%, а классический метод почти вдвое больше — 450%. Почему такая разница? Нужно учитывать расходы на реанимацию и послеоперационную реабилитацию, а если это онкология, то потребуется еще и химиотерапия.

Считаем дальше: замена источника излучения гамма-ножа происходит один раз в семь лет. Линейный ускоритель, о котором чаще всего спрашивают украинские специалисты, надежно служит всего лишь 7—8 лет, а затем его эффективность заметно падает, нужно приобретать новый. К тому же ежегодно приходится тратить 10% от его стоимости на запасные части. Учтите, что фирма-производитель дает двадцатилетнюю гарантию на гамма-нож, так что траты на обслуживание и ремонт в этот период — минимальны. Получается, что за это время клиника должна будет потратиться на три(!) линейных ускорителя, плюс запчасти и техобслуживание, которые тоже стоят недешево. Мы тщательно проанализировали статистику, проводили много различных расчетов и пришли к выводу, что использование гамма-ножа экономически выгодно для любой клиники, а тем более для пациентов».

Когда Фонд «Хартия 77» купил гамма-нож, чехи ликовали, как в праздник. Франтишек Яноух до сих пор вспоминает тот интерес, который проявляли не только пражане, но и жители глубинки — в клинике устраивали дни открытых дверей, очередь стояла как в музей, врачи временно переквалифицировались в экскурсоводов. Особую любознательность проявляли школьники, они буквально засыпали вопросами, пытаясь понять, как действует это чудо техники. Очень хочется, чтобы и в Киеве в недалеком будущем были организованы такие массовые походы и экскурсии в клинику, где будет установлен гамма-нож. Несомненно, лучше такая — оптимистично настроенная живая очередь, чем траурная стайка родных и друзей с венками возле больничных ворот. Если этого никак не поймут державные мужи, их нужно в этом убедить. Самым простым и доступным способом — поддержав всенародную акцию.

Расчетный счет 35226009000051, банк УГК в г. Киеве, МФО 820019, КП 6561020/2, ОКПО: 02011930 Институт нейрохирургии им. А.Ромоданова АМН Украины

Для приобретения аппарата гамма-нож

P.S. Выражаем благодарность киевской турфирме «Лоял» за помощь в организации поездки в Прагу.