Очень часто меня просили покинуть заведение, так как мое присутствие могло «ухудшить атмосферу». Путешествуя на поезде, мне случалось ездить в багажных вагонах, среди мешков с письмами, велосипедов и сельскохозяйственных животных. Меня часто не пускали в рестораны и ночные клубы по соображениям «безопасности» или же меня пускали только тогда, когда там больше никого не было. Причина — то, что я передвигаюсь в кресле-коляске. Уже более тридцати лет, с того самого времени, когда в четырехлетнем возрасте я попал в автомобильную катастрофу.
Мой опыт — ничто по сравнению с проблемами остальных 650 миллионов инвалидов, живущих во всем мире, от которых часто отворачиваются родственники и которые подвергаются остракизму в обществе. У большинства из них нет средств для получения образования, практически нет шансов найти работу, полноценно участвовать в жизни общества. Имея минимум возможностей для самообеспечения, они вынуждены существовать на обочине жизни, незаметные и забытые.
Инвалидов до сих пор чаще всего рассматривают, в лучшем случае, как источник хлопот, а в худшем — как обузу. Отрицательное отношение остается самым крупным препятствием к тому, чтобы инвалиды были приняты в обществе. Две трети стран до сих пор не приняли антидискриминационное законодательство.
Для того чтобы отношение к инвалидам изменилось, необходимо время. Тем не менее этот процесс могут значительно ускорить изменения в законодательной базе. В декабре 2006 года, после трех лет переговоров с участием сообщества инвалидов, правительств и международных организаций, Генеральной Ассамблеей ООН была принята новая Конвенция по правам инвалидов. В марте 80 стран продемонстрировали свою приверженность конвенции и подписали ее.
Новая конвенция гарантирует инвалидам те же права, что и всем остальным. Она обеспечивает минимальные стандарты, с которыми согласилось международное сообщество, а также, впервые за все время, некоторые реальные права человека. Конвенция распространяется на целый ряд сфер, в которых инвалиды не могли воспользоваться своими правами, например такие, как образование, трудоустройство, здравоохранение, участие в политической деятельности, доступ к правосудию, доступность и мобильность в обществе.
На сегодняшний день более ста стран подписали конвенцию, а четыре — ее ратифицировали. Для того чтобы она вступила в силу, нужно еще шестнадцать.
Принятие этого документа значительно запоздало, но никогда не поздно принять меры, которые обеспечат самому многочисленному меньшинству в мире возможности пользоваться своими правами. Сейчас от каждой страны зависит ратификация и выполнение конвенции во имя того, чтобы инвалиды больше не сталкивались с тем, что пришлось пережить мне и многим другим.
Об авторе
Томас Шиндлмайр работает в Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН и занимается проблемами инвалидов.