UA / RU
Поддержать ZN.ua

МОЖНО ЛИ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ ЗА 20 КОПЕЕК В ГОД?

За последнее десятилетие население Украины уменьшилось более чем на 3 миллиона человек. Общая тенденция динамики смертности украинцев характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста...

Автор: Юрий Бородин

За последнее десятилетие население Украины уменьшилось более чем на 3 миллиона человек. Общая тенденция динамики смертности украинцев характеризуется сверхсмертностью людей трудоспособного возраста. Растет заболеваемость населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Более 70% детей дошкольного возраста имеют серьезные отклонения по показателям здоровья, к концу школы эта же тенденция отмечается более чем у 90% выпускников.

Количество заболевших среди 16—17-летних подростков за последние годы увеличилось на 15%, при этом заболеваемость наркоманией и токсикоманией возросла в 6—19 раз, а число алкоголиков — в 3—6 раз. В начале нового тысячелетия в Украине количество инвалидов достигло 2 миллионов человек.

Прямые и опосредованные экономические потери государства, спровоцированные растущей заболеваемостью, увеличением смертности, распространением негативных явлений среди молодежи, составляют не менее 15% валового национального продукта.

Таким образом, вопрос здоровья населения Украины в настоящее время трансформировался в проблему, угрожающую национальной безопасности государства.

Легче предупредить

В течение последних десяти лет практически все население Украины находится в состоянии тяжелейшего психоэмоционального и социального стресса, связанного с последствиями чернобыльской трагедии и резким снижением жизненного уровня. В результате отмечается рост депрессий, алкоголизма, табакокурения, реактивных неврозов, преступности. Вполне понятно, что необходимо срочно принимать неотложные меры по улучшению состояния здоровья, формированию новых ценностных ориентиров всех слоев населения, существенно повышать эффективность функционирования тех систем государства, которые непосредственно отвечают за здоровье населения. Такими системами, как известно, являются система здравоохранения и система физического воспитания и спорта. Их приоритетность определена программой «Физическое воспитание — здоровье нации», утвержденной указом Президента Украины от 1 сентября 1998 года, разделом «Здоровье нации через образование и физическое воспитание» Национальной доктрины образования Украины. Недавно Кабмином утверждена межотраслевая программа, разработанная Минздравом, под названием «Здоровье нации».

Убежден: учитывая затяжной экономический кризис в стране и, как следствие, слабый финансовый потенциал Украины, в настоящее время невозможно развивать эффективно систему здравоохранения и физической культуры и спорта одновременно. Поскольку, во-первых, система здравоохранения значительно более финансово зависима — современные методы лечения многих болезней стоят очень дорого, во-вторых, здравоохранение по своей устоявшейся идеологии скорее склонно лечить, чем предупреждать болезни. Физическая культура и спорт значительно менее финансово зависимы и являются эффективным превентивным средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных неинфекционных заболеваний и вредных привычек. Скажем, затраты на предупреждение инсульта в 10 раз меньше, чем требуется на его лечение. Факторы, которые сегодня предопределяют наступление преждевременной смерти: возможности здравоохранения — 9,8%, генетические особенности — 16,4%, окружающая среда — 21,8%, образ жизни — 53,5%. Факторы образа жизни и другие причины, решающим образом определяющие преждевременную смертность: режим питания и двигательная активность — 35%, курение — 3,6%, неумеренное употребление алкогольных напитков — 10%, инфекционные заболевания — 7%, другие — 14%.

В ситуации, которая сейчас сложилась в Украине, стратегически приоритетными необходимо считать: укрепление здоровья, предупреждение и профилактику заболеваний. Зададим вопрос: «Может ли действующая в настоящее время система физического воспитания решить эту проблему?» Не может потому, что эта система прошлого тоталитарного общества намертво связана с идеологией социализма и плановой экономикой. Увы, в настоящее время она действует и дышит на ладан, а потому не удовлетворяет потребности рыночной экономики и общества современной Украины. Конечно, нельзя утверждать, что никаких изменений в системе физического воспитания в настоящее время не происходит, но то, что имеет место быть, весьма незначительно.

А программа-то пробуксовывает...

Одним из основополагающих принципов современных систем управления является принцип сопоставления результата деятельности системы с планируемым или целевым результатом. На этой основе применяются определенные управляющие решения для изменения деятельности системы с целью получения на выходе желаемого результата.

Экономика любой современной страны зависит от своевременности, точности, открытости и полноты статистических данных. Действующая же в нашем государстве статистическая система физического воспитания имеет иерархический характер. Доступ к информации сегментирован по министерствам и замыкается на правительстве. Это не отвечает информационным запросам открытого общества. К тому же информационного обеспечения явно не хватает. Отсутствует регулярная статистика о достижениях, тенденциях, соотношениях затрат и результатов.

В настоящее время в системе физического воспитания Украины частично доступными являются лишь данные о материально-технических ресурсах (количество стадионов, площадок, залов, учеников и т.д.). Практически полностью отсутствуют данные об эффективности процесса физического воспитания в системе дошкольного, школьного физического воспитания, физического воспитания студентов. Еще меньше данных об эффективности физического воспитания, кадрового и материально-технического обеспечения, физического воспитания взрослого населения страны. Нет систематических данных не только об эффективности, но и о финансах, выделяемых на эти цели. Нет данных о взаимосвязи расходов и результатов. Имеющаяся статистика не позволяет в полной мере оценить как соответствие данных необходимым стандартам, так и соответствие их обязательным условиям эффективности системы физического воспитания и спорта. Например: есть данные о числе стадионов в стране, но нет данных о наличии на них ворот, сеток, трибун для зрителей, раздевалок, душевых, инвентаря, необходимого оборудования.

Частично эта проблема связана с недостаточным финансированием статистической деятельности на всех уровнях управления. Но не менее важно и то, что статистикой пренебрегают по другим причинам — скажем, нежеланием выносить сор из избы.

Для значительного повышения эффективности использования государственных средств необходимо широкое представление информации о суммах расходов, принципах организации деятельности, полученных результатах и путях их коррекции.

Основные вопросы организации и дальнейшего развития на общегосударственном уровне физкультурно-оздоровительной работы в Украине определены в восьми законах Украины и трех указах Президента:

Перечень документов солидный, но еще более солидный перечень проблем, связанных с физическим воспитанием и здоровем нации. Это позволяет констатировать, что существующая в стране законодательная база не в полной мере обеспечивает решение существующих вопросов. Мало того — они обусловили негативные социальные последствия и не нашли адекватного отражения в общественном сознании проблемы здоровья нации как проблемы национального масштаба. Отсюда вывод — необходимо проанализировать эффективность законодательных актов, изменить программные подходы приоритетных направлений развития физического воспитания, физической культуры и спорта, дабы обеспечить должное функционирование отрасли.

Рассмотрим эффективность выполнения одного из основополагающих документов — Целевой комплексной программы «Физическое воспитание — здоровье нации». Она рассчитана на период с 1999—2005 годы и разработана на основе Закона Украины «О физической культуре и спорте». Программа определяет необходимые изменения в подходах общества к обеспечению здоровья человека как наивысшей гуманистической ценности и приоритетного направления государственной политики.

Поставленная цель предусматривает реализацию наиболее актуальных задач программы:

— содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитание у нее чувства гражданского сознания и патриотизма, желания активно содействовать утверждению государственности в Украине;

— развитие физкультурно-спортивного движения в Украине с учетом изменений во всех сферах общественной жизни и ценностных ориентаций населения страны;

— обеспечение переориентации практической деятельности отрасли на приоритетную проблему — укрепление здоровья разных слоев населения средствами физического воспитания и спорта;

— создание условий для удовлетворения потребностей каждого гражданина Украины в повышении уровня здоровья, физического и духовного развития;

— воспитание у населения страны соответственных мотивационных и поведенческих характеристик, активной социальной ориентации на здоровый способ жизни;

— обеспечение передовых позиций в международном спортивном движении, спорте высших достижений, повышение международного авторитета Украины в мировом содружестве.

Основным исполнителем Целевой комплексной программы является Госкомспорт, а также соответствющие отраслевые (Мин АПК, Минобразования, Минобороны и др.) министерства.

Анализ соответствующей деятельности плана Госкомспорта свидетельствует о неудовлетворительном состоянии этой работы. Из 99 заданий, которые находились на доработке в текущем году, выполнено лишь 54, или 54,5% от общего количества. А из 30 пунктов самой программы, срок исполнения которых закончился в 2001-м, выполнено лишь 7, то есть 23%. Этот показатель значительно ниже, чем в 1999 и 2000 годах, когда процент выполненных заданий составил 65,4% и 35,5% соответственно.

Из 53-х заданий (срок действия — 2001—2005 годы) Целевой программы, возложенных на Госкомспорт, выполняется лишь 34 (64,2%). Еще ниже процент выполненных заданий программы Министерством образования и науки. Он составляет 40% (4 задания из 10). Министерством агропромполитики выполняется 3 задания из 10 (30,0%). Вообще не выполняются (2 из 2) задания МЧС Украины.

Причины такой пробуксовки прежде всего связаны с отсутствием необходимого финансового обеспечения. Из-за этого не выполняется 28 из 45 заданий программы (62%). Большинство из них можно было бы предусмотреть во время формирования проектов бюджета отрасли на текущий год.

Именно отсутствие финансирования тормозит организацию выполнения заданий программы относительно:

— создания Всеукраинского центра физического здоровья населения «Спорт для всех» и подчиненных ему территориальных служб;

— внесения изменений и дополнений в систему Государственных тестов и нормативов физической подготовленности населения Украины;

— разработки необходимых специальных учебных программ, по которым будет осуществляться подготовка специалистов по физическому воспитанию и спорту, ориентированных на реабилитационную и спортивную работу с инвалидами разных нозологий;

— разработки физкультурно-оздоровительных программ для разных возрастных групп населения, информационного обеспечения потребностей отрасли и другое.

В то же время, реализация части неотработанных заданий тормозится из-за отсутствия необходимой нормативно-законодательной базы.

Кадры решают все?

В Украине подготовка учителей физического воспитания в основном осуществляется на факультетах физического воспитания педагогических институтов и университетов. В последние годы «ковать» учителей физвоспитания стали и в некоторых педагогических колледжах и училищах.

Ежегодный объем государственного и местного заказа на подготовку педагогов по специальности «Физическое воспитание» составляет около 1000 человек, но готовят больше. Если учесть, что выпускники Национального университета физического воспитания и спорта Украины и четырех институтов физической культуры тоже могут работать преподавателями физического воспитания, то можно с уверенностью констатировать: рынок преподавателей физического воспитания переполнен.

Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, по данным учебных заведений, трудоустраиваются 75—85% выпускников, а с другой, катастрофически не хватает преподавателей физического воспитания даже в Киеве. Прибавка к зарплате в размере 100 гривен, которую определил мэр столицы для студентов выпускных курсов, не решила проблему кадров. Лишь частично заинтересовало студентов мужского пола положение о возможности не служить в армии, если работаешь учителем в школе.

Причины вышеизложенного заключаются в социальной незащищенности преподавателей и снижении статуса педагога в обществе. Заработная плата 147 гривен за 18 часов нагрузки в неделю и 4 гривни в месяц за внеурочную работу при определенном в 335 гривен прожиточном минимуме не нуждается в комментариях. Решение насущных вопросов обеспечения своего существования значительно снизило не только стремление и возможности преподавателей для профессионального совершенствования и саморазвития, но и качество их работы.

Отсутствие реальной статистики по трудоустройству выпускников, социальная незащищенность педагогов, наличие вакантных мест преподавателей в школах особо остро подчеркивают проблему разбазаривания государственных денег на подготовку учителей физвоспитания, которые не нужны обществу. Кроме того, качество подготовки педагогических кадров физического воспитания, с учетом современных проблем, связанных со здоровьем детей и школьников, не в полной мере отвечает современным требованиям. Существующие в настоящее время программные документы, учебный процесс, массовая спортивная работа и воспитание подрастающего поколения не связаны должным образом непосредственно с состоянием здоровья учеников. Одна из причин — педагоги, большинство из которых являются продуктом прошлой системы образования, не сумели перестроиться за 11 лет и, в основном, не готовы совершить реформу действующей системы физического воспитания.

Время и состояние дел требуют, чтобы преподаватель владел глубокими психолого-педагогическими и медико-биологическими знаниями, умел воспитывать в детях высокую физическую культуру, развивал навыки самовоспитания и работал одинаково эффективно с детьми различных возрастных групп и состоянием здоровья. Уже поэтому подготовка преподавателей физического воспитания должна осуществляться в учебных заведениях, имеющих первоклассный профессорско-преподавательский состав и хорошую базу. Подготовку учителей физического воспитания в колледжах и училищах необходимо прекратить потому, что работать преподавателем физического воспитания в дошкольных учебных заведениях и в младших классах должны лишь элитные преподаватели. Ведь именно в этот период закладывается фундамент как здоровья, так и отношения к нему индивида в течение всей его жизни.

Учитывая то, что закон об обязательной отработке по специальности в течение трех лет после окончания учебного заведения для студентов, обучавшихся на бюджетной основе, действует недостаточно эффективно, необходимо ввести обязательное страхование (страхование обучения) обучающихся на бюджетной основе. Взносы по этому страхованию должны возвращаться именно после трех- летней отработки по специальности или частично в зависимости от срока работы после получения диплома. Это позволит часть средств вкладывать не в подготовку новых специалистов, которые, как показывает практика, так и не приходят в школу, а на повышение заработной платы опытных специалистов.

Приоритет — массовая физкультура

С бюджетной базой системы физического воспитания за последние десять лет произошли серьезные, неконтролируемые изменения как вследствие сокращения поступлений в центральный бюджет, так и в результате передачи части полномочий на нижние уровни государственного управления. Финансирование системы физического воспитания в Украине за последние 10 лет существенно сократилось и значительно уступает большинству стран Европы, так как годовой ВНП нашей страны из расчета на одного человека не превышает 1000 долларов. Это в несколько раз меньше, чем в среднем по Европе (в Финляндии 22900 долларов), и соответствует показателям большинства стран третьего мира.

Важно подчеркнуть, что Украина настойчиво пытается зарекомендовать себя великой спортивной державой и вкладывает в спорт высших достижений значительно больше средств, чем в массовую физическую культуру. По расчетам специалистов, финансирование массовой физической культуры в настоящее время не превышает 20 копеек на одного человека в год.

Необходимо существенно снизить амбиции в отношении великой спортивной державы. Экономика и бюджет страны в настоящее время не могут обеспечить необходимой для этого разветвленной инфраструктуры детского, юношеского, взрослого спорта с необходимым материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением. Без этого не может быть спорта высших достижений. Готовить выдающихся спортсменов на спортивных базах за границей еще дороже. В настоящее время надо направить основные усилия на развитие системы массовой физической культуры всех слоев населения, чтобы прежде всего оздоровить нацию и создать базу для отбора и воспитания выдающихся спортсменов.

Главным источником финансирование физического воспитания должны быть: население, частные некоммерческие организации, в том числе благотворительные фонды, фирмы и предприятия. Существенно увеличить финансирование должны средства, поступившие за счет налога на те виды продукции или производства, которые повышают риск заболевания (алкоголь, сигареты, выбросы в атмосферу, сбросы в реки и озера). Необходимо предусмотреть соответствующие адресные отчисления от тотализаторов и пр.

В налоговом законодательстве должны быть предусмотрены следующие изменения:

— не облагать налогом средства предприятий, выделяемые на массовую физическую культуру, содержание и развитие спортивных баз и баз отдыха;

— не облагать налогом спонсорскую помощь физических и юридических лиц, направляемую на подготовку спортсменов и команд к соревнованиям и развитие спортивных баз;

— снизить налог на предприятия производители детской спортивной одежды и инвентаря.

Необходимо повысить государственное финансирование массовой спортивной работы на всех уровнях, всех слоев населения. Чаще проводить массовые соревнования по различным видам спорта на первенство школ, районов, городов, страны.