UA / RU
Поддержать ZN.ua

МИНЗДРАВ УКРАИНЫ ФИНАНСИРУЕТ... ЗАРУБЕЖНЫЕ ФИРМЫ

Установлены существенные нарушения в работе Тендерного комитета МЗ Украины при закупке лекарств...

Автор: Валерий Прицкер

Установлены существенные нарушения в работе Тендерного комитета МЗ Украины при закупке лекарственных препаратов за государственные средства… За бюджетные средства мы нередко закупаем продукцию, которая вырабатывается в Украине. Из-за такой безответственной позиции министерства нашим государством осуществляется кредитование экономик иностранных государств в ущерб своему. Следует отметить, что предоставление безосновательных преимуществ одним производителям перед вторыми при закупке фармацевтической продукции стало нормой работы министерства.

(Из информации Генеральной прокуратуры Украины)

Генеральная прокуратура обратила внимание на нарушения в работе Тендерного комитета при закупке лекарственных препаратов. Но, как оказалось, этим дело не ограничивается...

При целом ряде заболеваний для лечения больных необходимы кровоостанавливающие и кровезаменяющие препараты, полученные из крови доноров. Я думаю, всем известно такое заболевание, как гемофилия. В цивилизованных странах больные-гемофилики получают необходимые препараты и их не считают инвалидами. Они живут, работают, учатся наравне со здоровыми людьми. В Украине не так. Потребность больных в необходимых препаратах у нас удовлетворяется приблизительно на 5%. Поэтому дети-гемофилики, не получающие должного лечения, становятся инвалидами. Взрослые больные, испытывая сильные боли, вынуждены принимать наркотические препараты, покупать по дешевке просроченные на черном рынке.

Диагностируют гемофилию трех видов. И для каждого из них основным лечебным препаратом является свой особый, полученный из крови белок, называемый фактором, их три — VIII, IX и XI. Большинство же гемофиликов нуждается в получении VIII фактора крови. Украинские центры крови не могут выделить VIII фактор, а получают препарат, в котором фактора всего 0,5 %. При этом чистота препарата (отсутствие вирусов) не гарантируется.

Киевский Институт биохимии им. А.Палладина НАН Украины еще в СССР был лидером в изучении белков крови и в разработке новых лекарственных препаратов. Даже в наше тяжелое время его ученые не прекратили исследования. Свои статьи они печатают в ведущих зарубежных журналах.

Когда Минздрав объявил тендер на разработку технологии получения вирусбезопасных VIII и IX факторов, институт оформил и послал документы в тендерную комиссию. К этому времени сотрудники института уже разработали технологию, позволяющую получать не только чистые названные факторы, но и иммуноглобулины и альбумин, что делало технологию экономически выгодной. Институт предложил сделать пилотную установку (чтобы трансформировать лабораторную разработку в полупромышленную технологию) для получения VIII и IX факторов (а также иммуноглобулинов, альбумина, церуллоплазмина) для Киева и Киевской области (IX фактор можно было бы производить для всей Украины). Стоимость пилотной линии — 8 миллионов долларов. Срок окупаемости — 1,5—2 года. С целью экономии средств можно смонтировать часть линии, которая будет выпускать только VIII и IX факторы. Очень важно, что предложенная технология не требует предварительной отбраковки «грязной» крови.

Ответ Минздрава гласил: «Торги не состоялись, потому что в них принял участие один Институт биохимии». Больше этой технологией в министерстве не интересовались. А ведь можно было взять кредит во Всемирном банке.

Директор Института биохимии академик Сергей Комисаренко считает: «Минздрав объявил тендер для кого-то из своих. Сравнив предложение своего протеже с нашим, тендерная комиссия вынуждена была признать несостоятельность своего протеже. И тогда, чтобы не отдавать бюджетные деньги «на сторону», было принято решение не подавать документы своего протеже на тендер. Не является секретом, что Минздрав хотел купить иностранную технологию, которая в 10—20 раз дороже нашей. Известно, что тот, кто организует сделку, получает как посредник от 3 до 15% наличными от суммы сделки. Эти деньги затем делятся между доверенными людьми. Безусловно, им невыгодно покупать нашу дешевую технологию. В Минздраве действует отработанная система, существуют каналы поступления денег, они известны, как известно и то, кто за что получает. Я не хочу называть ни фамилий, ни каналов, потому что не имею письменных документов, подтверждающих это. Но только поэтому.

Например, мы сделали прекрасный сурфактант, который был проверен в ведущей лаборатории США и получил наивысшую оценку. Предложили Минздраву. Наш сурфактант им не нужен (надо полагать, покупаем зарубежный, если он дороже. — В.П.). Мы разработали целый ряд отечественных препаратов, которые, будучи востребованными, существенно облегчили бы жизнь нашим больным. Есть у нас и противораковые препараты. Когда мы предлагаем свои разработки Минздраву, нам говорят: «Подавайте материалы на тендер». Наученные горьким опытом, мы на это не идем.

Наши разработки нужны больным, но не министру. Минздрав работает на самообогащение своих чиновников. Часть из них, осознавая собственную малограмотность и понимая, что долго находиться там они не смогут, начинают поиски работы, куда можно было бы перейти, стремясь поскорее защитить кандидатские и докторские диссертации, которые им пишут зависимые от них ученые-медики, и попасть на руководящие должности в НИИ или даже в Академию медицинских наук. Так было со Спиженко, Богатыревой, а теперь с Москаленко. Попав в академию, он начнет «штамповать» себе подобных, которые будут защищать докторские диссертации, описывая аварии канализационных систем в других городах. Их интересует собственное благополучие, а не здоровье народа».

Начав работать над статьей, я познакомился с докторской диссертацией министра «Медико-социальные аспекты ликвидации последствий экологической катастрофы в мегаполисе». Кроме изложения известных фактов, там есть еще репортаж с места аварии на главной насосной станции очистных сооружений г.Харькова в 1995 году. Думаю, если бы эту монографию дали на отзыв честному зарубежному специалисту, он даже бы не догадался, что держит в руках диссертацию. За годы работы в Минздраве В.Москаленко опубликовал большую часть своих научных работ, и это при том, что является главным редактором журнала «Здравоохранение Украины»; входит в состав редакционных советов журналов «Украинский бальнеологический журнал», «Проблемы медицинской науки и образования», «Одесский медицинский журнал», «Международный медицинский журнал», «Врачебная практика», «Вестник неотложной и восстановительной медицины», «Архив клинической и экспериментальной медицины», «Фотобиология и фотомедицина», «Вестник государственных закупок» и в состав редакционных коллегий журналов «Проблемы экологии и медицины», «Медицинский реферативный журнал», «Лікарська справа: врачебное дело», «Клиническая фармация», «Вестник социальной гигиены и организации здравоохранения Украины». В 2001 г. В.Москаленко опубликовал смелую для ортодоксального медика работу «На пути к медицине будущего («Чакры» и наше здоровье)». В геометрической прогрессии растёт число работ, которые выходят под его редакцией. Создаётся впечатление, что скоро вся медицинская литература будет выходить под редакцией министра. А ведь он ещё ездит в командировки. Да и работает, наверное, не 24 часа в сутки…

Минздрав проверяла Счетная палата. Слово главному контролёру-директору департамента Ярославу Флиссаку: «Путем нарушений действующего законодательства при проведении тендеров Министерство здравоохранения Украины допускает нерациональное использование средств Государственного бюджета Украины, незаконно обеспечивает медицинским оснащением другие ведомства, несмотря на абсолютно недостаточный уровень финансирования самого министерства. Минздрав осуществил скрытую дотацию местным бюджетам на сумму 844,9 тыс. грн.

Неэффективное использование в 2000—2001 годах государственных средств общей суммой 12445,4 тыс. грн. обеспечило беспроцентное кредитование предпринимательских структур разной формы собственности.

В ходе проверки установлено, что медицинское оснащение и предметы долгосрочного пользования, приобретенные в 2001 году, на сумму 591,7 тыс. грн. не введены в эксплуатацию и сохраняются на складах.

В 2001 году через ДУО «Політехмед» по результатам тендера закуплено 14 аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для детей на общую сумму 975,.4 тыс. грн., из которых 7 аппаратов отечественного производства на сумму 288,4 тыс. грн. и аналогичных 7 аппаратов иностранного производства на сумму 687,0 тыс. грн. При этом тендерным комитетом министерства не учтено, что аналогичные отечественные изделия в 2—3 раза дешевле изделий иностранного производства».

Должен заметить, что это крохотная часть допущенных Минздравом нарушений закона. Размеры статьи не позволяют привести их в полном объёме. Государство на здравоохранение выделяет ничтожные суммы. Но и ими должны были бы распорядиться по-другому.

Недавно немецкая газета, комментируя заявление В.Москаленко о последнем месте, занимаемом Украиной в Европе по количеству выпитого алкоголя на душу населения, съехидничала: ему, мол, неизвестно, что украинцы пьют ещё и самогон. По выступлениям министра, его ответам на вопросы судят о нашей медицине.

***

«Плохо, если министры часто меняются; но ещё хуже, если плохие министры остаются на местах». Эти слова принадлежат французскому политическому деятелю и писателю Пеле де ла Лозеру (1785 — 1871).