UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ, УМНОЖЕННАЯ НА СТЕПЕНЬ РИСКА

Две уникальные операции осуществлены в столичном Центре восстановительно-реконструктивной хирургии лорорганов, созданном на базе Киевской городской клинической больницы №12...

Авторы: Владимир Фоменко, Илья Хоменко

Две уникальные операции осуществлены в столичном Центре восстановительно-реконструктивной хирургии лорорганов, созданном на базе Киевской городской клинической больницы №12. Шестнадцатилетнему юноше и пожилой женщине возвращена возможность дышать и разговаривать. Особое значение событию придает тот факт, что методики успешно проведенных сверхсложных хирургических вмешательств разработаны в нашей стране.

...Угодить под поезд и остаться в живых само по себе почти равно чуду. Девятнадцать дней у врачей не было никакой уверенности, что Володя С. выйдет из комы. Однако и жизнь его в случае успешного консервативного лечения представлялась незавидной. Мудрые слова «рубцовое зарастание шейного отдела трахеи», «хронический канюляр» на практике означали удушье, навсегда введенную в горло трахеотомическую трубку, непосильное даже для взрослого человека страдание.

В разных странах хирурги борются с этим недугом по-разному. Путь, избранный украинскими учеными, является одним из наиболее эффективных. И хотя циркуляционная резекция трахеи и сшивание ее грудного отдела с гортанью, сделанные Володе в Киеве, считаются одной из самых сложных, обширных и продолжительных лоропераций, она все же позволяет восстановить пациенту здоровье, вернуть его к нормальной жизни быстрее, чем это умеют делать за рубежом. К тому времени, когда наша статья выйдет в свет, Володя, очевидно, будет уже дома.

...Шестидесятитрехлетняя женщина задыхалась (воспоминания о восьми месяцах удушья, выпавших на ее долю, наверное, долго еще будут приходить к ней в ночных кошмарах). Причиной несчастья на этот раз стала не бытовая травма или дорожная катастрофа, а трагедия, приключившаяся в 1986 году со всей страной. Операции по удалению щитовидной железы, бывшие до взрыва четвертого энергоблока ЧАЭС и радиоизотопного «иодистого удара» нечастыми, превратились сегодня в обыденность. Приблизительно в трех случаях из ста после резекции наступают осложнения. При повторной операции такого рода риск многократно возрастает. Не будем называть лечебное учреждение, где женщина оперировалась, прежде чем оказаться в двенадцатой киевской горбольнице. Не нам определять степень вины хирурга, повредившего ей нерв... Количество подобных послеоперационных травм с каждым днем возрастает. Проблема в том, что исправлять эти «осечки» коллег умеют два-три человека на все СНГ. Даже бесспорные асы микрохирургии не всегда отваживаются на такую работу... Оперировать голосовые связки приходится специальными инструментами под микроскопом.

Методики операций такого уровня сложности являются предметом национальной гордости не в меньшей мере, чем разработки ведущих конструкторских бюро или выдающиеся культурные достижения. Их защищают авторскими свидетельствами — как полноценные изобретения. Только придумать и осуществить хирургическое вмешательство куда трудней, чем сконструировать летательный аппарат или написать книгу. Писатель всегда может зачеркнуть неполучившийся абзац, авиаконструктор — изменить профиль крыла после неудачных испытаний в аэродинамической трубе. Ошибке хирурга — совсем иная цена. Мера ответственности, степень риска — все несопоставимо.

Нам довелось присутствовать при негромком, но жестком споре, предшествовавшем спасению задыхавшейся пациентки. (О том, что мы журналисты, участники разговора, кстати, не знали.) У одного из врачей, очевидно, анестезиолога, сдали нервы. Он усомнился в целесообразности операции, опасаясь гибели женщины на операционном столе. Второй — профессор принял всю ответственность за возможные последствия на себя. Он доказывал: оперативное вмешательство имеет хорошие шансы на успех. Без него больная обречена. Рано или поздно она задохнется. Приступ наступит стремительно. И даже если рядом окажутся доктора, они не успеют помочь. Главврач столичной клинической больницы №12 Т.Лобода согласилась с аргументами профессора. Сегодня здоровье женщины не вызывает опасений.

Остается назвать имя ученого, разработавшего методики обеих операций и осуществившего их. Это заслуженный деятель науки и техники Украины, академик Нью-Йоркской академии наук и отечественной Академии высшей школы, профессор Киевского медуниверситета имени Богомольца, доктор медицинских наук Федор Алексеевич Тышко. Его открытия в области реконструктивной хирургии лорорганов удостоены Государственной премии Украины.