В начале декабря в Киеве проходила международная выставка «Стоматология-98», организованная фирмой «МЭДВИН» под эгидой Комитета по вопросам материнства и детства Верховной Рады, Министерства здравоохранения и Ассоциации стоматологов Украины. В предыдущем месяце в столичном Дворце спорта отшумела международная выставка «Здравоохранение-98». Казалось бы, организаторы декабрьской рисковали: еще не успев как следует перевести дух после большого ежегодного смотра достижений современной медицины, экспоненты и посетители могли и не пойти на очередную выставку. Однако такие предположения не оправдались: демонстрационная площадь в здании Национального университета физической культуры и спорта, где проходила «МЭДВИНовская» выставка, оказалась тесной, чтобы разместить всех экспонентов и участников. В специализированной выставке приняли участие около 80 фирм и организаций стоматологического профиля. Кстати, в «Здравоохранении-98» их участвовало не больше десятка.
Стоматологи предпочли специализированную выставку. Причин тому несколько. Во-первых, это недовольство некоторых участников организацией и качеством предоставляемых услуг на проводимых во Дворце спорта международных общемедицинских выставках, в частности на последней выставке «Здравоохранение-98». Во-вторых, многие экспоненты считают, что от участия в специализированной выставке отдача больше (ведь не только ради поддержания собственного имиджа, желания себя показать фирмы стремятся на выставки). В-третьих, декабрьская выставка была удачно совмещена с научно-практической конференцией и семинарами для специалистов-стоматологов. И в-четвертых - это то, что не восполнишь никаким суперсервисом - сам дух выставок, проводимых фирмой «МЭДВИН», где царит атмосфера взаимоуважения и дружеского общения, уюта, созданного как теплотой внимания к каждому из участников выставки и гостей, так и изысканностью дизайна.
Об интересах и пожеланиях экспонентов многое говорят данные проведенного на выставке анкетирования, в котором приняли участие 50 представителей фирм-производителей и дистрибьюторов, а также представители иностранных фирм в Украине. Из названного количества опрошенных 41 отдает предпочтение выставкам, организованным фирмой «МЭДВИН», четыре ответили, что участвуют во всех выставках, независимо от их организатора, хотя при этом трое из них все-таки предпочитают «МЭДВИНовские».
Любопытны и другие ответы. Участникам анкетирования предлагалось оценить уровень медицинских выставок в Украине. Столичные выставки, проводимые фирмой «МЭДВИН», получили следующие оценки: высоким их уровень считают 44% опрошенных, выше среднего - 37%, средним - 19%. Выставки, организованные в Киеве другими фирмами, оценены более скромно: высоким их уровень назвали 20% участников анкетирования, выше среднего - 40%, среднего - 30% и ниже среднего - 10%. Относительно выставок в других городах страны мнение участников опроса получило тоже довольно интересную раскладку. Уровень выставок, проходивших под организацией фирмы «МЭДВИН», назвали высоким 33% опрошенных, 33% оценили его выше среднего и такой же процент - как средний. Что касается выставок других фирм, то им даны следующие оценки: против графы «высокий» (уровень. - Авт.) стоит прочерк, «выше среднего» ответили 36% опрошенных экспонентов, «средний» - 54% и 10% оценили его «ниже среднего».
По-видимому, для организаторов будущих выставок небезынтересными покажутся и другие ответы, полученные в ходе проведенного анкетирования. Так, главную цель и задачу участия в выставках 74% экспонентов усматривают в установлении деловых контактов, заключении договоров, 72% - в поддержании имиджа фирмы, 68% - в продвижении новых товаров, 36% - в розничной торговле, 12% - другие задачи: начало работы на рынке и т. д. (Многие экспоненты отмечали не одну, а две, а иногда и три задачи.) Что касается выставочных планов на будущий год, то 96% анкетируемых изъявили желание участвовать в столичных выставках фирмы «МЭДВИН» (в других городах - 65%), в выставках, проводимых другими фирмами - соответственно 15% и 31%.
Под завесу выставки на журналистский вопрос «Довольны ли вы участием в специализированной выставке?» С.Попов, заместитель директора фирмы «Укрмед», одного из самых крупных дистрибьюторов стоматологической продукции, заметил: «Несмотря на кризис, выставка прошла удачно. Я вижу интерес специалистов и рад, что и в эти тяжелые времена дела у стоматологов идут не так и плохо. И дай Бог, чтобы это поддерживалось государством на более реальных основах.
Эта выставка проходит под эгидой Ассоциации стоматологов Украины, коллективным членом которой мы являемся, и организована фирмой «МЭДВИН», которая проводит лучшие медицинские выставки в Украине. Мы в них всегда участвуем и обычно имеем большие выставочные стенды. Вот и на этот раз удалось осуществить ряд выгодных договоров и продаж».
Конечно, не все были одинаково довольны. Общаясь с экспонентами, приходилось слышать и нарекания по поводу финансового кризиса, который сказался на платежеспособности покупателя, и на некоторые неудобства выставочной площади, и на большое количество посетителей, которые пришли просто посмотреть, прицениться или же приобрести сопутствующие товары. Хотя большинство отметили, что посетители выставки - преимущественно специалисты. Собственно, на то она и специализированная.
Научно-практическая конференция, которая прошла в рамках выставки, а также семинары фирм, где признанные специалисты ознакомили с новыми материалами, особенностями их применения и методами лечения, привлекли к себе внимание значительного количества практикующих стоматологов. На конференции, организованной Ассоциацией стоматологов, речь шла не только о практическом опыте в стоматологии, на ней также были обсуждены многие вопросы, ставшие «зубной болью» стоматологов. Так сложилось, что стоматология как специфическая медицинская область раньше других ступила на рыночную стезю. Этот сектор здравоохранения по сравнению с другими наименьше финансируется государством, и им, по мнению вице-президента ассоциации С.Куцевляка, нужно управлять другими методами. В настоящее время существует громадный разрыв между законодательной базой и сегодняшними потребностями стоматологии. Понимание этого, кажется, наконец-то пробивается и до верховных структур. Председатель комитета по вопросам здравоохранения, материнства и детства Верховной Рады С.Шевчук, открывая выставку «Стоматология-98», высказал предложение незамедлительно заслушать на заседании комитета ВР вопросы стоматологии. (Свое слово Сергей Владимирович сдержал. Заседание уже состоялось. Принято решение о создании экспертного стоматологического совета при комитете ВР с целью разработки путей перехода стоматологии на рыночные рельсы.)
Президент Ассоциации стоматологов Украины профессор Н.Данилевский считает совмещение выставок с научно-практическими конференциями делом очень важным и взаимовыгодным, а главное очень полезным для развития рынка стоматологических услуг. В планах ассоциации и фирмы «МЭДВИН» - проведение в 1999 году серии выставок «Стоматология. Медицина. Лекарства» в разных регионах Украины.
- А не много ли выставок? - вырвался у меня вопрос. - Постороннему взгляду кажется, что в них тоже есть элемент некой стихийности. Министр здравоохранения даже издал приказ, чтобы навести в выставочном деле порядок, потребовав составить их единый реестр и пр.
- Разве можно сказать, что интеллекта может быть много?.. - вопросом ответил главный стоматолог Украины директор Одесского НИИ стоматологии профессор К.Косенко.
- Главное не в том, сколько их, а какие они, эти выставки, - считает профессор Н.Данилевский. - Если они больше напоминают ярмарки, где главное - продать, то от этого в выигрыше только бизнесмены. Но когда это выставки-семинары либо выставки-конференции для широкого круга специалистов - то это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Участники выставки высказывали мнение, что не Минздрав должен диктовать, сколько, кому и где проводить выставок, в этом деле лучшим «регулировщиком» должен быть рынок. Есть спрос - будет и предложение. А на медицинские выставки он не иссякает.
- Эдвин Михайлович, нельзя не заметить, что проводимые фирмой «МЭДВИН» выставки имеют свои особенности, - адресую вопрос Э.Задорожному, директору фирмы. Это как правило национальные выставки с международным участием. Теперь вы стали проводить специализированные выставки. Это временное увлечение или же, как говорится, всерьез и надолго?
- Наши выставки всегда были национальными с международным участием. Отечественному производителю мы идем навстречу, он участвует в выставках зачастую на льготных условиях, а поначалу даже бесплатно. К сожалению, в последнее время так узок круг национальных производителей, что мы буквально уже устаем зазывать их на выставки. На сегодняшний день наблюдается просто-таки трагическая ситуация в том плане, что отечественных производителей стоматологического оборудования и материалов почти не осталось. В нынешней выставке участвуют тернопольская «САТВА», киевские «ПРОМЕД», «ЭСТА» и «ЭСТАТЕХ», харьковские «НОВОМЕД» и «СТОМА», львовский «ПРОГРЕТ». Вот, пожалуй, и все наши производители. Как вы заметили, это выставка чисто стоматологическая. Мы начали делать специализированные выставки. Думаю, мы нашли критерий нашей дальнейшей деятельности. Почему мы начали тесное сотрудничество с Ассоциацией стоматологов Украины, наверное, много объяснять не надо. Стоматологи самые первые в медицинской области, кто оказался на частных хлебах. Сейчас они пытаются войти в цивилизованные рыночные отношения. Этому в значительной мере могут способствовать специализированные выставки. В следующем году мы запланировали провести по Украине восемь стоматологических выставок, в рамках которых пройдут мероприятия ассоциации. Выставки - это ведь прежде всего обмен информацией, донесение ее до потребителя, который сегодня в ней очень остро нуждается.
На вопрос о ближайших планах фирмы рассказала Наталья Александровна Ивченко, первый заместитель и незаменимый помощник Эдвина Михайловича:
- Мы проводим выставки в регионах Украины и хотим это делать и в дальнейшем. Ведь если задуматься, то Украина с 50-миллионным населением - это очень большая страна, где каждый регион имеет свою неповторимую своеобразность. Эту специфику мы учитываем при подготовке выставок, география которых уже достаточно обширна.
В последнее время расширилась тематика выставок. В этом году мы начали цикл выставок, не связанных с медициной. В следующем году в Крыму, кроме медицинской выставки, будем делать еще пять выставок другого направления. Их план уже согласован с Кабинетом министров Республики Крым. Хорошие взаимоотношения у нас сложились с Министерством информации. По инициативе исполняющего обязанности министра Олега Бая мы спонсируем мероприятия Мининформации по развитию книгоиздания, масс-медиа на украинском языке на юге и юго-востоке страны. Так, в мае этого года во время «Днепромедтура» на теплоходе «Генерал Ватутин» мы совместно провели акцию «Передамо нащадкам скарб - рідну мову». Группа писателей, журналистов вместе с нами провели мероприятия в рамках этой акции в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Николаеве и Херсоне. В октябре мы спонсировали Дни украинской книги и прессы в Автономной Республике Крым. Сегодня уже издан приказ Мининформации по проведению Дней украинской книги и прессы в южном и юго-восточном регионах Украины. В рамках этой программы уже 20 января 1999 года в Харькове будет проведена национальная выставка «Полиграфия, книги, масс-медиа, реклама».
Я считаю, что нужно помогать людям, которые хотят этой помощи и сами пытаются делать нужное дело.
Сегодня интерес к нашей деятельности проявляет и Министерство промышленной политики Украины. Заместитель министра В.Казаков поддержал нашу инициативу о проведении выставок «Медична техніка України» в ряде регионов страны. Первая выставка из этого цикла 20 января откроется в Харькове. Эти выставки мы тоже спонсируем и они будут бесплатными для наших производителей.
- Пожалуйста, несколько слов о вашей фирме.
- Наше предприятие родилось еще в 1990 году. Это была идея моего мужа, медика по специальности, Эдвина Задорожного и Виталия Владимировича Левченко, с которым они положили начало этому делу. Я в то время работала на АНТК им. О.Антонова и пришла работать в фирму уже позже, когда поняла, что ему нужен помощник, который был бы «под рукой» что называется круглосуточно. Сейчас в фирме работают и наши дети. Так сложилось, что к нам пришли и наши друзья, их семьи. Но в целом наша «команда» - это в основном - процентов на 80 - люди с АНТК им. О. Антонова. В трудный момент они пришли к нам работать. В нашем деле очень важно доверять людям, как самому себе, а порой и больше, ведь уровень их компетентности высочайший.
Первую большую выставку фирма «МЭДВИН» сделала в 1992 году в Харькове при конгрессе Всемирной федерации украинских врачебных обществ. Это первая международная выставка в Украине, проведенная национальной выставочной фирмой. (Фирма «Экспобизнес», которая была в составе Министерства внешнеэкономических связей, провела свою первую выставку несколько позже нашей.) т. е. фирма «МЭДВИН» первой в Украине провела международную медицинскую выставку. До сегодняшнего дня мы осуществили около 40 медицинских выставок как в столице, так и в других городах Украины. Таким образом, на информационно-выставочном рынке фирма работает уже восемь лет (в эти предновогодние дни мы празднуем и день рождения нашего предприятия). За эти годы безусловно накоплен определенный опыт выставочной деятельности.
- Наталья Александровна, я так понимаю, что с семейным делом связано и название фирмы?
- Меня часто спрашивают, не связано ли название фирмы с именем Эдвин. Действительно, название нашего предприятия имеет интересную историю. В 1985 году мы отдыхали в Страхолесье (теперь это чернобыльская зона), где была база отдыха завода имени Антонова. Как-то пошли с Эдвином погулять в лес и заблудились. Нашли тропинку, которая привела нас в село Медвин Иванковского района. После чернобыльской аварии привычное место отдыха пришлось сменить. Подыскали себе домик в живописном месте в Богуславском районе, и каково же было наше удивление, когда узнали, что поблизости находится село под названием Медвин. Заинтересовавшись, узнали, что в Украине много сел и поселков носят такое название. В нем, мне кажется, есть какая-то теплота, благозвучие и что-то еще неуловимое, напоминающее сладковато-терпкий аромат наших родных степей и лугов. Эдвин Михайлович предложил так назвать фирму. Я, конечно, согласилась, тем более, что когда придумывали название, очень хотелось, чтобы оно было как-то связано с национальной идеей, дух независимости тогда буквально витал в воздухе. Под букву «М» мы стилизовали трезубец и зарегистрировали этот логотип в Москве. Поверьте, что тогда это было достаточно нелегко.
На сегодняшний день в нашем уставе записано, что «МЭДВИН» - это медицина, экология, детство, выставки, информатика, народонаселение. Правда, есть в названии предприятия и чисто семейный нюанс. Нашего сына зовут Михаил, и он любит шутить, что «МЭДВИН» - это Михаил Эдвинович.
* * *
- Фирма развивалась вместе с рынком. И даже опережала процесс формирования рынка, поэтому ей было трудно, - заметил в разговоре С.Куцевляк. - Более того, уже сейчас фирма «МЭДВИН» влияет на стоматологический рынок. И в этом ее большая ответственность перед этим рынком.
Сегодня «МЭДВИНу» тоже очень нелегко. Но небольшая команда фирмы трудится не покладая рук и смотрит в будущее с оптимизмом. Ведь, как заметила Наталья Александровна в конце нашей беседы, «в истории человечества только один раз манна сыпалась с неба. И недаром Бог говорит: «Я благословляю дело рук твоих».