UA / RU
Поддержать ZN.ua

Медицина будущего: «4П»… под пиво

Статистика убедительно свидетельствует: санитарно-эпидемиологическое благополучие отдаляется от нас семимильными шагами.

Автор: Ольга Скрипник

Новости из детских учреждений напоминают фронтовые сводки - то в одной, то в другой области кишечная палочка, прорвав оборону, атакует и берет в плен маленьких детей, подростков и даже взрослых. Хотя жаркое лето давно закончилось, ситуация неизменна - только за последние недели на пищевом фронте «полегли» десятки, а то и сотни детей. В Богодуховском районе Харьковской области пришлось не только госпитализировать более 70 учеников, но и закрыть на карантин 20 школ и четыре детсада. До этого были Крым, Днепропетровская область, Обухов на Киевщине, а еще раньше - десятки детских лагерей отдыха и интернатных учреждений по всей Украине. В Крыму хотя бы признали, что причина госпитализации - пищевое отравление. А на Днепропетровщине, как сообщали СМИ, «местные чиновники факт массового отравления отрицают». Конечно, болезненное состояние детей можно списать на любой вирус, лишь бы не нервировать начальство. Однако статистика убедительно свидетельствует: санитарно-эпидемиологическое благополучие отдаляется от нас семимильными шагами.

К сожалению, это касается всех сфер нашей жизни - условий проживания и работы, качества питания, питьевой воды и воздуха. Лихорадка, охватившая санэпидемслужбу после решения о ее оптимизации (которую специалисты называют ликвидацией), привела к полной вакханалии: правила санитарной гигиены и профилактики не просто нарушаются, ими откровенно пренебрегают. Как такие реорганизации скажутся на нашем будущем?

Ответ на этот и другие актуальные вопросы искали участники ХV съезда гигиенистов, который, принимая во внимание ситуацию, собрался очень своевременно. Главные темы выступлений и острых дискуссий - современные реалии гигиенической науки и практики, результаты исследований и актуальные проблемы отрасли. Ученые и практики работали в девяти секциях. Тематика каждой - жизненно важная. Это проблемы медицины труда и профессиональных заболеваний, гигиена детей и подростков, актуальные аспекты питания населения. Несколько секций посвятили заседание влиянию окружающей среды на здоровье человека: речь идет о загрязнении атмосферного воздуха, воды и почвы, влиянии радиации, а также рисках, которые несут техногенные факторы, нанотехнологии и т.д. Институты Национальной академии медицинских наук накопили много информации, важной как в научно-теоретическом, так и в прикладном плане.

«В Институте гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева разработана модель, отражающая схему профилактического влияния на образовательном уровне, - отметил Андрей Сердюк, президент НАМНУ, председатель Научного общества гигиенистов Украины. - Она состоит из двух взаимосвязанных систем. В первую входят заведения здравоохранения, образования и СМИ. Во вторую - взаимосвязь между детьми, родителями и учителями. Взаимодействие этих систем в результате приводит к формированию навыков здорового образа жизни у детей и молодежи. Следует обратить внимание на факторы риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и опорно-двигательного аппарата, которые у школьников возросли более чем вдвое. Первопричины - гиподинамия и чрезмерные учебные нагрузки. Только в 15% общеобразовательных заведений условия для физического воспитания детей отвечают гигиеническим требованиям, частично отвечают в 65%, не отвечают в каждой пятой школе, лицее или гимназии.

В Институте медицины труда идет поиск новых подходов к первичной профилактике и прогнозированию развития профессиональных заболеваний на основе определения биомаркеров, обусловливающих механизмы индивидуальной склонности к развитию патологии. Возможность прогнозирования заболевания любой этиологии открывает новые горизонты в плане его профилактики, ведь подавляющее большинство болезней, в том числе сердечно-сосудистых и онкологических, рассматриваются как мультифакторные. Анализ состояния здоровья людей и динамика изменений в окружающей среде, произошедшие в течение последних двадцати лет, свидетельствуют о необходимости поиска новых путей минимизации рисков для населения Украины.

Страны «Большой восьмерки» среди задач на ближайшие 15 лет на первое место поставили борьбу с биологическими угрозами - то есть обеспечение национальной биологической безопасности. К биобезопасности относится борьба с особо опасными болезнями людей, животных и растений, с инфекционными заболеваниями, которые имеют большое социальное и экономическое негативное влияние, с возможным биотерроризмом и угрозами, возникающими во время сознательного или неосознанного использования достижений современной биологии и биотехнологии.

Сама жизнь диктует нам необходимость создания надежной «санитарной границы». Сложившаяся в стране ситуация требует от гигиенистов и работников санитарно-эпидемиологической службы сосредоточить усилия на решении неотложных проблем сохранения состояния здоровья населения в связи с антропогенным загрязнением окружающей среды».

Значение профилактики сложно переоценить. Однако у нас легче выбить бюджетные средства на ликвидацию катастрофы, чем на ее предотвращение. Ученые провели исследование на тему «Оценка состояния здоровья беременных женщин под влиянием техногенной среды жизнедеятельности в Луганской области». Они убедительно доказали, насколько пагубно влияют выбросы в атмосферу промышленных предприятий на здоровье будущих матерей и детей. Осложнения беременности - анемия, патология почек, сосудов, угроза выкидыша, а также рождение недоношенных детей - значительно чаще случаются в Алчевске, где расположено мощное производство черной металлургии и коксохимии, чем в других населенных пунктах, в которых проводился мониторинг. Однако это совсем не беспокоит тех, кто развивает свой бизнес, экономя на его экологической составляющей. Перинатальные центры, где спасают крохотных недоношенных детей и женщин, которым тяжело далось материнство, финансируются за счет бюджетных средств. Специалисты подсчитали: чтобы спасти недоношенного малыша с низким весом, его выхаживают в отделении интенсивной терапии три-четыре недели. На это необходимо почти 400 тыс. гривен. Ученые и медики призывают обратить внимание на здоровье будущих мам, с раннего возраста прививать им правила здорового образа жизни, минимизировать вредное влияние окружающей среды, ведь лучшая «палата интенсивной терапии» для недоношенного ребенка - это материнское лоно. Средства, вложенные в здоровье будущих матерей, вернутся сторицей.

Кто может повлиять на эту и другие подобные ситуации? Чиновники? Санэпидемслужба? Вопрос риторический, учитывая то, что санэпидемслужба и сама не знает, что будет с ней завтра. Работники СЭС, приехавшие на съезд гигиенистов, с тревогой говорили не только о сокращении штатов, проблеме с финансированием, но и о том, что медицинские университеты, почувствовав, откуда ветер дует, понемногу сворачивают подготовку специалистов указанного профиля. Говорят, из пяти факультетов, которые готовят кадры для санитарно-гигиенической работы, вскоре останется только два.

Сейчас у нас действуют около 800 санстанций, где работают свыше 50 тысяч человек. Пока работают. В конце 2010 года, согласно указу президента (№1085), была создана Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины как отдельный центральный орган исполнительной власти. С тех пор деятельность ГСЭС координируется правительством, а не Минздравом, ее полномочия изменились, а штат сотрудников до конца нынешнего года должен уменьшиться почти вдвое.

Именно с этого и начал свое выступление на съезде глава Государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины Анатолий Пономаренко:

«Согласно постановлению Кабмина от 14.11.2011 г. №1184, штат наших сотрудников будет уменьшен до 30 тыс. человек, из которых всего 2,5 тыс. будут государственными служащими. Не вызовет ли это социального напряжения в обществе? В первую очередь планируем сокращение вакансий, а также немедицинских должностей, таких как водители, секретари, бухгалтеры, обслуживающий технический персонал и т.д. Это около 6 тыс. должностей».

Смогут ли обеспечить 2,5 тыс. специалистов санитарно-эпидемиологическое благополучие в 25 регионах? Вопрос, опять же, риторический. Руководство ГСЭС считает, что службу критикуют несправедливо, делают из нее козла отпущения, приписывая ее сотрудникам чрезмерную предубежденность в ходе проверок и взяточничество.

Тем временем многие люди, особенно те, кого СЭС часто беспокоила проверками, откровенно радуются, что службе урежут полномочия и штат, сделают ее карликовой. Получается, сворачивание санэпидемслужбы никого по-настоящему не беспокоит, кроме тех, кто вынужден искать новую работу. А должно беспокоить. Потому что факты массовых отравлений, которые иногда становятся достоянием гласности, - только цветочки. Сложно даже представить, какие ягодки ждут нас в недалеком будущем.

«Трудовой ресурс Украины - около 20 млн. человек, из которых 6,5 млн. работают во вредных и опасных условиях, - подчеркивает академик Исаак Трахтенберг. - Это обусловливает потребность в принципиально новых подходах к оценке угроз нарушения здоровья населения. Делегаты съезда приняли обращение к правительству, в котором изложили свое видение процессов реформирования здравоохранения и усовершенствования работы ГСЭС. На наш взгляд, санэпидемслужба, на которую возложено проведение широких профилактических, социальных и оздоровительных мероприятий, контроль за их эффективностью, искусственно оторвана от лечебной медицины и безосновательно резко сокращена. Ведь очевидно, что только органическая интеграция лечебной и профилактической медицины сможет решить проблемы сохранения физического и психического здоровья населения».

Руководство ГСЭС обеспокоено не столько интеграцией, сколько тем, когда же парламент примет закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов» (регистрационный №10495 от 21.05.2012), предусматривающий передачу полномочий в сфере безопасности пищевых продуктов от Госсанэпидемслужбы к Госветфитослужбе. Рассмотрение законопроекта уже дважды переносилось, что заставляет обе службы нервничать и искать пути к «правильному» решению вопроса. ГСЭС заявляет, что начала обновляться и готова доказать свою лояльность и уважение. К бизнесу, конечно же.

«Мы пересматриваем свои подходы к осуществлению проверок, пытаемся изменить административно-командные методы работы на мониторинге, рекомендательно-разъяснительные и санитарно-образовательные, - уверяет А.Пономаренко. - Подготовили изменения в Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», которые позволят ввести декларативный принцип осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за субъектами хозяйствования, которые принадлежат к низкой или средней степени риска для санитарного и эпидемического благополучия населения. Планируем представить этот законопроект в парламент в ноябре. Этот принцип может заработать уже со следующего года, что внесет дальнейшие метаморфозы в нашу классическую теорию и практику предупредительного санитарно-эпидемиологического надзора».

Главная метаморфоза, способная удивить не только ученых-гигиенистов, но и трезвомыслящих обычных граждан, - это то, что проверки объектов хозяйствования будут проводиться один раз в год или в три или даже пять лет.

«Недавно внесены изменения в постановление правительства «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности для санитарного и эпидемического благополучия населения и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного контроля», - объясняет А.Пономаренко. - Отныне большинство видов хозяйственной деятельности будут принадлежать к низкой и средней степени риска и только незначительное количество - к высокой. Это касается тех субъектов хозяйствования, чья деятельность может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных и неинфекционных болезней. Например, деятельность, связанная с предоставлением стационарной медпомощи, водоснабжением населения свыше 100 тыс. человек, производство, в котором задействовано свыше 500 человек и т.п.

В соответствии с этим документом мы уменьшаем количество плановых проверок: для субъектов с высокой степенью риска - это будет один раз в год, со средней степенью риска - один раз в три года, а с низкой - один раз в пять лет».

Осталось добавить, что о проверке будут предупреждать за десять дней.

Кто после этого сможет упрекнуть ГСЭС давлением на бизнес?! Даже если полгорода сляжет из-за некачественной питьевой воды, три года никто и пальцем не шевельнет, если количество населения всего лишь 99,9 тыс. А какие индульгенции получат небольшие и средние цеха и комбинаты, от которых зависят наши с вами аппетит и самочувствие! Кстати, по выводам комиссии, богодуховских школьников на больничную койку отправила бизнес-вумен, поставляющая продукты питания в детские заведения. Экспертиза будто бы обнаружила, что она болела дизентерией. Но ее фирма, если в ней работает меньше 500 человек, имеет право не пустить проверку ГСЭС, - пусть, в соответствии с постановлением, приходят через пятилетку.

По мнению участников съезда, реорганизация санитарно-эпидемиологической службы давно назрела. Но это вовсе не означает, что гильотина - наиболее эффективный способ лечения головной боли.

- Санэпидемслужба не нашла себя в новых экономических условиях, - делится впечатлениями после съезда Юрий Кундиев, академик, директор Института труда НАМНУ. - Критика в ее адрес звучит справедливо. Но надо ли сокращать СЭС только потому, что она мешает бизнесу? Посмотрите, как находят золотую середину в странах, достигших высокого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия. Имею в виду не Грузию, которую нам часто ставят в пример, а прежде всего Финляндию, Швецию, Норвегию. Специалисты, занимающиеся профилактикой, максимальное внимание уделяют социальному партнерству, а не контрольным функциям. В Финляндии, например, врач медицины труда сотрудничает с предпринимателями, бывает в цехах, советует, что необходимо сделать ради сохранения здоровья рабочих. На примере Скандинавских стран мы видим, какой колоссальный эффект дает такая кропотливая многолетняя работа.

Один мудрец сказал: всякая власть деформирует личность. Что же касается СЭС - деформация огромная. И закрывать на это глаза нельзя. Процесс сокращения - это шанс очистить службу от скверны, избавиться от взяточников, по-новому посмотреть на свою деятельность. Но не только ГСЭС, но и бизнес должен изменить свою философию. Пока что работодатели пытаются экономить на всем и на всех, - бизнес развивается за счет здоровья тех, кто работает. Результаты такого примитивного подхода уже дают о себе знать, а через 10-15 лет они превратятся в трагедию для нации - невозможно будет найти здорового рабочего. Сегодня наемный работник скрывает свою болезнь - боится увольнения. В больницу попадает, когда вылечиться уже невозможно, становится инвалидом. Он потратил свои силы и здоровье на частный капитал, а семья, общество в целом потеряли здорового человека и должны заботиться об инвалиде.

Необходимо мыслить категориями будущего - в западных странах бизнесмены заботятся о сохранении трудового потенциала, пользуются наработками ученых, учитывают рекомендации врачей медицины труда. А у нас хотят заработать сегодня любой ценой, а потом - хоть трава не расти. К сожалению, это стало нормой.

Вот почему мне так грустно после съезда гигиенистов.

На секциях обсуждали множество острых проблем, есть очень актуальные наработки, но будут ли они использованы на практике? Врачи профилактической медицины должны опережать события, а не только контролировать и штрафовать. Сейчас активно вводятся нанотехнологии, следовательно, специалисты должны идти на предприятия, проводить динамические меднаблюдения за здоровьем рабочих, чтобы предотвратить риски. Чрезвычайно остро стоит проблема профессионального рака.

- Кого это касается прежде всего?

- Трудно даже перечислить всех, кто в зоне риска. Прежде всего это рабочие химических предприятий, добывающей промышленности, резиново-технической, а также угольной. Шахтеры хорошо знают, что такое пневмокониоз. Из-за этого недуга многие из них гибнут в трудоспособном возрасте, не дожив до пенсии. Когда на шахте происходит взрыв, создается государственная комиссия, работают эксперты. Смертей от пневмокониоза намного больше, чем от взрывов, но на это почему-то никто не обращает внимания, не думает, как с этим бороться.

Эксперты Международной организации труда утверждают, что от 8 до 16% общего рака - это профессиональные заболевания. А наши статистические данные показывают… намного меньше одного процента.

- Почему так мало?

- Боятся ответственности. Когда обнаруживают онкологическое заболевание, надо отследить, где человек работал последние 20 лет, какие там были условия, есть ли причинно-следственная связь. Если есть - кто-то должен за это отвечать.

- Институт труда совместно с МОТ провел масштабные исследования относительно туберкулеза. А над чем работаете сейчас?

- Завершили исследования, которые восемь лет проводили совместно с Колумбийским университетом (США), чтобы установить дозы, при которых развивается катаракта у чернобыльцев-ликвидаторов. Полученные данные важны не только для АЭС, но и для других сфер. Это, например, касается пилотов, осуществляющих трансатлантические перелеты. Мы доказали: чтобы спасти зрение, необходимо уменьшить дозу радиации в десятки раз. Международная комиссия по радиационной безопасности признала уровень наших исследований самым высоким. Все согласились, что игнорировать эти результаты дальше невозможно.

Мы начинаем реализацию нового проекта, который прошел международную экспертизу и получил одобрение и поддержку. Будем сотрудничать с учеными Иллинойского университета (США), Института им.Марзеева, Института педиатрии, акушерства и гинекологии, а также с коллегами из Беларуси, Молдовы и Сербии. Это будет международный центр исследований профессионального здоровья и здоровья, связанного с окружающей средой.

Говорят, медицина будущего состоит из четырех «П»: профилактика, персонификация (генетические исследования), прогнозирование (на основе изучения социальных факторов и влияния окружающей среды на человека). И, наконец, - партнерство. В широком понимании - партнерство врача с пациентом и наукой, пациента - с врачом и работодателем, клинической медицины - с профилактической и т.д.

- Сколько «П» не хватает нашей медицине?

- Все начинается с профилактики, а это - слабое звено. Связи санэпидемслужбы с научными институтами утрачены, врачи не интересуются результатами научных исследований, не хотят нового в своей работе. СЭС не может развиваться без науки, если же она топчется на месте, то становится исключительно контрольным органом, а врач - чиновником, для которого главное контроль и санкции. У такой медицины нет будущего.

***

Работа научного форума, как и должно быть, завершилась принятием резолюции. Но не обошлось без метаморфоз. В первый день, выступая на открытии съезда, руководитель ГСЭС очень просил ученых включить в резолюцию предложения его коллег, которые будут звучать на пленарных и секционных заседаниях, и передать документ руководству Кабмина. Под вечер второго дня, когда обсуждали резолюцию, в зале сидели только ученые. Говорят, представители СЭС поехали... дегустировать пиво по приглашению хозяев известной пивоварни.

Очевидно, формула «4П» под пиво усваивается лучше.