UA / RU
Поддержать ZN.ua

Медикам отступать некуда, за ними — культура

Недавно в Одессе будучи в командировке, познакомилась с симпатичной парой. Как оказалось, Наташа и...

Автор: Ольга Скрипник

Недавно в Одессе будучи в командировке, познакомилась с симпатичной парой. Как оказалось, Наташа и Сергей приехали на тренинг — они намерены работать представителями фармакологической фирмы, будут продавать ее продукцию. Оба «свежеиспеченные» врачи — выпускники столичного медуниверситета: Сергей — хирург, Наташа — фтизиатр.

Трудоустройство в столице — вещь непростая, поэтому Наталья надеялась вернуться домой, в небольшой городок неподалеку от столицы. Но там почему-то отделение и лабораторию закрыли, врачей и медсестер сократили, оставив на приеме одного пенсионера. Выпускница рада заниматься продажей лекарств, тем более что стартовая зарплата вдвое выше той, которую предлагает бюджетная больница. По стечению обстоятельств, руководитель маркетинговой группы — тоже фтизиатр, увидев нерешительность девушки, улыбнулся: неужели по тубдиспансеру скучаешь? Наверное, любишь экстрим?.. Сергею тоже нелегко далось решение — он со школы мечтал о работе хирурга, готовился к этому, но зарплата в соответствии со штатным расписанием сильно охладила романтический порыв юноши.

Вернувшись в Киев, мы полночи проговорили, но так и не смогли найти ответ на вопрос: какой смысл после 12 классов в школе учиться еще 8—9 лет, чтобы потом оказаться, собственно, за чертой бедности. Да еще и с дипломом о высшем образовании. И хотя конкурсы в медицинские вузы не уменьшаются, и романтиков, имеющих желание спасать человечество от болезней и смерти, хватает, — количество вакансий в больницах не сокращается, а наоборот — растет. Справедливости ради следует отметить, что такая ситуация наблюдается не только у нас, но и во всем мире. Недаром же в этом году ко Всемирному дню здоровья ВОЗ провозгласила лозунг: «Работа на благо здоровья — наше общее дело». Если раньше в центре внимания этой международной организации находились прежде всего проблемы пациентов, то сейчас речь идет о медицинских работниках, нередко вынужденных работать в сложных условиях, за небольшое жалованье. В мире не хватает врачей, угрожающими темпами растет дефицит медицинских сестер, распространяются процессы миграции «белых халатов». Кажется, настало время задуматься над тем, камо грядеши медицинская отрасль и медицинское образование.

Национальный медицинский университет имени А.Богомольца в нынешнем году отмечает несколько юбилеев, и в частности — 165 лет со времени создания медфакультета при Киевском университете Святого Владимира. Очевидно, нет в Украине района, где бы ни работали выпускники этого вуза — за годы существования здесь было подготовлено почти 80 тысяч врачей и провизоров. К слову, немало иностранных студентов овладели здесь секретами профессии — в каждой четвертой стране мира работают специалисты с дипломами НМУ. Университет уверенно чувствует себя сегодня не только в отечественной системе образования, но и в международной, поддерживает контакты со многими зарубежными учебными заведениями и организациями, активно реализует положения Болонской декларации. Преподаватели этого учебного заведения справедливо считают, что юбилейные настроения должны побуждать не только к воспоминаниям о прекрасном прошлом и достижениях, но и к серьезному анализу перспектив будущего. Именно во Всемирный день здоровья НМУ пригласил специалистов, экспертов, общественные организации и студентов на семинар «Проблемы кадрового обеспечения здравоохранения и пути их решения».

Кафедра социальной медицины и здравоохранения, возглавляемая профессором В.Москаленко, презентовала серьезную аналитическую работу о тенденциях, господствующих в здравоохранении не только Украины, но и СНГ, а также Европы. Очевидно, наиболее важным был вывод о том, что, несмотря ни на что, наше медицинское образование и система здравоохранения все же развиваются в правильном направлении. Но это не дает оснований для самоуспокоения, потому что много факторов свидетельствуют о том, что во всем мире система здравоохранения переживает не самые лучшие времена и требует серьезного анализа.

— Современные мировые тенденции в кадровом обеспечении характеризуются прежде всего глобальным дефицитом медицинского персонала, дисбалансом его распределения, неуправляемой миграцией, плохими условиями труда и невысокой его производительностью, — резюмирует В.Москаленко. — Как это ни досадно, но заметно определенное снижение престижа профессии врача. Эти проблемы, конечно, и нас не обошли стороной. Но, зная европейские реалии и настроения, мы имеем возможность их учитывать, заранее планировать те или иные процессы. Нас часто упрекают, что лучшие кадры выезжают на работу за границу. Можно ли в нынешних условиях как-то влиять на это? Если позаботиться о достойных условиях труда и оплате, процесс удастся затормозить, но его не остановишь, поскольку это международная тенденция: в Европе уже давно практикуется выезд медиков на работу туда, где лучше платят. Миграция медицинских кадров за последние тридцать лет увеличилась вдвое, и ее темпы растут. Статистика свидетельствует, что один из тридцати пяти специалистов здравоохранения в странах Европы является выходцем из другой страны. В экономически развитых государствах это соотношение составляет 1:10. И вместе с тем отток медицинских кадров из стран-доноров приводит к неукомплектованности учреждений здравоохранения, уменьшению их возможностей, создает условия для возможных компромиссов в качестве предоставления медпомощи и снижения нравственности персонала, который остался.

Медицина, как и медицинское образование, довольно консервативна — в лучшем смысле этого слова. А мир изменяется довольно стремительно. Еще недавно наши хирурги, правдами и неправдами вырывавшиеся на стажировку в экономически развитые страны, жаловались на то, что им отводят роль наблюдателей и даже не позволяют дотронуться до пациента. А сегодня специалисты института трансплантологии, стажировавшиеся во многих странах мира, рассказывают, что их с готовностью приглашают клиники США и Европы, предлагая довольно неплохую зарплату. Но одновременно наметилась новая тенденция — местный специалист руководит клиникой, заботится о собственном имидже, а самую тяжелую работу — в операционной, в реанимации — отдают эмигрантам. Зарплата, которая при нашей бедности кажется немалой, местных эскулапов не устраивает, за такие деньги они не хотят часами стоять за операционным столом. И тогда или нанимают кого-то для этой работы, или сами едут в поисках лучшей жизни. Сейчас такую ситуацию переживает наша соседка Польша — местные врачи выезжают на заработки в более богатые страны, а украинские специалисты занимают их вакансии.

Похоже, что Болонский процесс только ускорит отток кадров. А следовательно, уже сегодня следует думать над тем, чем и как удержать врачей и младших специалистов в наших клиниках. Ученые НМУ надеются, что мы все-таки будем учиться на чужих ошибках. Сегодня мир страдает от дефицита медицинских сестер. У нас и до этого картина была далеко не радужная, но в скором времени может случиться так, что медсестер придется заносить в «красную книгу» — как исчезающую специальность. В Европе в хирургических клиниках придерживаются правила, что на одного пациента должна быть одна, а в тяжелых случаях — две медсестры. Уже все убедились в том, что от ее квалификации и старательности в значительной степени зависит процесс выздоровления пациентов. Во многих странах, в частности и в России, уже вводят так называемые медсестринские клиники, где именно у среднего звена больше полномочий, меньше нагрузки и значительно выше оплата труда. Вводится также высшее образование для медицинских сестер. Если все это проанализировать, то можно своевременно включиться в процесс и направить его в нужное русло, иначе останемся без специалистов среднего звена: посмотрите на объявления в Интернете — медсестрам зеленая улица за границу.

И еще одну деликатную проблему обсуждали на семинаре — пенсионный возраст. В последние годы значительно увеличилось количество работающих пенсионеров в учреждениях здравоохранения — сейчас этот показатель достигает почти 20%. Есть два аспекта этой проблемы: во-первых, молодые специалисты не могут дождаться, когда освободится нужная им должность. Во-вторых, страдают пациенты — как бы то ни было, а семидесятилетний врач проигрывает молодому — и руки уже не те, и глаза. В последнее время было немало жалоб на то, что немолодые врачи не замечали у пациентов воспаление легких, развивавшееся как осложнение после кори, также были и досадные случаи в акушерской практике, когда плод умирал в утробе матери, а помощь вовремя не предоставлялась. А ветераны оправдывались тем, что плохо слышат и видят. Очевидно, эту важную проблему должно решать государство. Не стоит закрывать глаза на то, что за месяц работы медицинским работникам платят такие деньги, которые «слуги народа» или народные депутаты тратят на обед. А после тридцати лет вахты в белом халате их ожидает такая же мизерная пенсия.

Абитуриенты, штурмующие медицинский университет, об этих проблемах, безусловно, слышали, но не обращают на них внимания: это счастливая особенность юности — рисовать прекрасное будущее. Юношей и девушек прежде всего беспокоят обучение и трудоустройство — среди медицинских вузов есть и такие, в которых по контракту учится три четверти студентов, что существенным образом влияет на уровень подготовки.

— Мы, как того требует закон, набираем 50% абитуриентов на бюджетную форму, 50% — на контрактную форму обучения, — поясняет ректор НМУ, профессор В.Москаленко. — Система отработана, и проблем с этим нет, — нас никто не упрекнет, что контрактники, даже если они не посещают занятия или плохо учатся, получают дипломы. Я рассматриваю сотни дел о таких недобросовестных студентах, учитываю все обстоятельства, и если причины неуспеваемости только в том, что студент не хочет учиться, — подписываю приказ об отчислении. В нынешнем учебном году отчислено почти 200 человек. Кстати, такой принципиальный подход породил мифы, что ректор не любит контрактников. Но всем хорошо известно, что когда такие студенты успешно учатся, знают иностранные языки, готовят научные работы и принимают участие в конференциях, у них есть шанс продолжить образование в магистратуре и аспирантуре за бюджетные средства. В нынешнем году такое право получили 17 одаренных студентов.

Когда речь зашла о распределении и трудоустройстве, ректор помрачнел. Ему хорошо известно, что многие выпускники престижного вуза вынуждены зарабатывать себе на хлеб вне медицинских кабинетов. Уже много лет подряд государство обещает, что зарплата в здравоохранении сравнится со средней по промышленности, но дальше разговоров дело не идет. Повышения, правда, были, но совсем не такие, на которые надеялись. Сколько бы ни говорили о недостатке бюджетных средств, кто в это поверит, особенно после того, как власть нашла возможность щедро наполнить кошельки госслужащих и народных депутатов. А медикам, как было указано на семинаре, отступать некуда, за ними — культура. (Почему наше государство так не любит работников этих двух отраслей?)

На этом фоне немного самоуверенным кажется провозглашение 2006 года — годом села. Власть убеждена, что выпускники медицинских вузов изъявят желание и поступят по велению совести — поедут поднимать село. На семинаре была озвучена довольно неутешительная цифра: 219 сельских больниц стоят пустыми — там нет ни одного специалиста. Вполне очевидно, что без создания надлежащих производственных и социально-бытовых условий, без внедрения новой системы оплаты труда ситуация в здравоохранении только будет усугубляться. Если государство не прислушается к голосу ученых, к тем выводам, которые прозвучали во Всемирный день здоровья, то со временем не только в селах, но и в городах повесят замки на медкабинетах, ведь Болонский процесс ускорит отток медицинских кадров.