UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мамед Багиров: «МЫ МОЖЕМ СВОБОДНО КОНКУРИРОВАТЬ С ВЕДУЩИМИ СТРАНАМИ МИРА»

В ежедневной суете здоровый человек не очень задумывается над тем, как он дышит, двигается, спит. Мы печалимся по поводу случившихся неприятностей и радуемся жизни, если умеем...

Автор: Светлана Короткова

В ежедневной суете здоровый человек не очень задумывается над тем, как он дышит, двигается, спит. Мы печалимся по поводу случившихся неприятностей и радуемся жизни, если умеем.

Болезнь выбивает нас из привычного ритма, и лишь тогда понимаем, что же такое физический дискомфорт, нездоровье, вспоминаем о врачах и ищем того, единственного и всесильного, который вернет нам непередаваемый вкус здоровой жизни.

Мамед Мансурович Багиров - доктор медицинских наук, профессор кафедры торакальной хирургии и пульманологии Киевского института усовершенствования врачей, академик АМН Украины, руководит научно-производственным центром «Торакальная хирургия и пульманология». Центр является базой кафедры и занимается реконструктивной торакальной хирургией: хирургией трахеи и бронхов, пищевода и кардии, реконструктивной хирургией при осложнениях операций на органах грудной клетки.

- Мамед Мансурович, вы говорите, что принадлежите Украине больше, чем любому другому государству. Как попали сюда и с чего все начиналось?

- Как любой молодой специалист, я занимался поисками мощной научной школы. Судьба привела меня в Киев, в амосовскую школу. Имя Николая Амосова более чем популярно, и школа его котировалась весьма высоко. А мне очень хотелось учиться.

- Вашим учителем был Николай Амосов?

- Нет, он был руководителем клиники, кафедры, а отделением руководила выдающийся хирург, хирург мирового масштаба, истинный врач-практик, мой самый любимый учитель - Ольга Матвеевна Авилова.

- Мамед Мансурович, профессия врача зачастую династическая, а как у вас?

- Я - первый. Сыну не смог привить любовь к медицине, зато дочка в этом году поступила в медицинский. Будем надеяться - династия продолжается.

- Что такое центр торакальной хирургии?

- При советской власти медицинская наука развивалась очень мощно, украинская школа не составляла исключения. Наш центр был одним из ведущих в стране, он был первым, где создана кафедра торакальной хирургии и в нем проходили подготовку специалисты из всех республик. Это крупнейший методологический центр, каковым он остается и сегодня. Здесь создается учебная и научная база. У нас накоплен такой опыт, что можем свободно конкурировать с любой ведущей страной мира. Идет постоянная поисковая работа, разрабатываются новые методы операций. Сегодня тоже, несмотря на экономические сложности. Мы в числе двух ведущих клиник - у нас разработано много новых операций: только на трахее - более десяти разновидностей, на бронхах - более тридцати. Часть из них - общеизвестные, часть - разработаны у нас в клинике. Замечу, что подобными успехами может похвалиться только один выдающийся хирург из Гарвардского университета. Достижения торакальной хирургии улучшаются с каждым годом: снижается смертность, расширяется диапазон операций. Конечно, нам приходится преодолевать определенные трудности - перебои с технологическим обеспечением.

- Ваша клиника входит в число четырех ведущих клиник мира, не было ли каких-то серьезных предложений о сотрудничестве?

- У нас почти нет таких предложений. Чтобы были прямые контакты, нужно выезжать на конференции с докладами, для этого необходимо искать спонсоров - ведь средств нет. Недавно в Москве на Международном конгрессе немцы предложили нам сотрудничество: поддерживать научный контакт, присылать на стажировку молодых хирургов. Теоретически такие предложения есть, а практически... Мы могли бы принять больных и оказать им помощь при соответствующих условиях, могли бы сотрудничать по научному направлению, в области практического здравоохранения, обмениваться опытом - уровень подготовки сотрудников клиники вполне позволяет, а обмен опытом между медиками всегда бывает полезен.

- Сколько людей проходит через ваш центр в течение года?

- У нас небольшая больница и плановые больные могут находиться подолгу - иногда, чтобы вывести больного из тяжелого состояния, нам приходится потратить несколько месяцев, а то и больше года. Все это время больной может находиться в стационаре. К нам направляются больные из всех областных центров Украины. При этом возникают сложности во взаиморасчетах. На месте Минздрава я выделял бы бюджетные средства на нашу базу: ведь этих больных ни в одном областном центре не прооперируют, не проконсультируют. Они в любом случае поступают сюда, и крохотный бюджет, который выделяется городом, тратится на всю страну. Пока эти вопросы министерством не проработаны. Если лечение бесплатное, бюджет должен быть таким, чтобы охватить всех нуждающихся в нашей помощи. А сегодня какая ситуация? Людям самим приходится покупать лекарства, нет денег на питание, мы кормим только обедом.

- Есть ли какие-нибудь меры профилактики, как не попасть к вам?

- Остановлюсь на двух аспектах, которые зависят от всех людей на планете. Первое - курение, которое является злейшим врагом органов дыхания. Второе - зеленые насаждения, а если их нет, нечем дышать. Чем больше загрязняются и вырубаются леса, тем больше будет процент легочных заболеваний, онкологических в том числе, - они напрямую связаны. Профилактика - проблема глобального масштаба. В обязательном порядке нужно проходить диспансеризацию. Обычная флюорография позволяет выявить уже очень многое на ранней стадии заболевания, а раннее выявление болезни повышает процент успешного лечения.

- Мамед Мансурович, давайте немного уйдет от нынешних проблем и помечтаем. Каким вы видите центр торакальной хирургии в независимом государстве?

- Больной выбирает любое лечебное учреждение Украины, лечится, где хочет. Я прихожу на работу и не думаю о том, что должен предлагать больному покупать какие-то лекарства, что наркозный аппарат барахлит, инструменты ржавые, сшивательные аппараты не работают, бронхоскопов не хватает. Я мечтаю о том, чтобы все это было на соответствующем уровне, чтобы были условия для нормальной работы. Тогда бы и польза государству от нашей науки и практики была гораздо выше.