UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лучший выбор не «Мерная», а мера

Кажись, пословица, что пока гром не грянет — мужик не перекрестится, утратила свою актуальность. И знаете, почему?..

Автор: Михаил Сятыня

Кажись, пословица, что пока гром не грянет — мужик не перекрестится, утратила свою актуальность. И знаете, почему? Он не может совершить сей незатейливый ритуал, потому как руки у него трясутся от постоянного, чуть ли не ежедневного пьянства. И ему, нашему мужику, как-то не особо верится, что гром грянул. Да еще какой! Уровень смертности мужчин по причине алкоголизма за последние пятнадцать лет возрос в 2,5 раза. Не велика ли роскошь для нации, пережившей жуткую чернобыльскую трагедию, отдавать свои жизни ради сомнительного удовольствия? Если прибавить к столь печальной статистике показатели по уровню женского алкоголизма, который даже не за пятнадцать, а за последние год-два достиг невиданных высот, ситуация складывается просто удручающая. Вчерашние инженеры, чертежницы, операторы (перечень профессий можно продолжать бесконечно) стоят нынче на базарах. Зимой подогревают себя изнутри, весной и осенью — отмечают сплошные праздники, дни рождения, а то и просто — без повода и по привычке. В общенациональном масштабе — это уже не беда, а катастрофа. Жизнь и здоровье нации, которые, согласно Конституции Украины, признаны наивысшей социальной ценностью, ничего не стоят. И если государство не предпримет попытки изменить ситуацию в корне, мы будем обречены и дальше терять своих соотечественников не только от СПИДа или туберкулеза, но и от алкоголизма.

Основные принципы государственной политики противостояния алкоголизму мы с коллегами по парламентской фракции Народной партии попытались сформулировать в соответствующем проекте закона «Об основах государственной политики предупреждения алкоголизма в Украине» («Про основні засади державної політики запобігання алкоголізму в Україні») который, в общих чертах, направлен на создание правовых, организационных и самое главное — экономических условий для реализации государственной политики предупреждения алкоголизма в Украине. Проект содержит ряд мер, выполнение которых направлено на оздоровление нации в целом. Он получил весомую поддержку в первом чтении. «За» проголосовали 342 народных депутата. Если закон будет принят парламентом, есть надежды на изменение ситуации. Хотя сегодня уже ясно, что противники принятия этого закона воспользовались паузой и объединяют усилия, подключают парламентских лоббистов. Причины понятны. Производство алкогольной продукции — весьма и весьма прибыльное дело, за которым кто-то стоит. Этот некто вряд ли откажется от миллионных прибылей. Сегодня изготовлением «пойла для народа» не занимается разве что очень ленивый. Стоит только посмотреть на прилавки магазинов и сосчитать сорта и названия водки. И все это — национальный продукт. Водку, в отличие от других товаров, мы не завозим. И как раз в этой сфере очень достойно поддерживаем отечественного производителя. И последний ни за что не откажется подзаработать на этом рынке.

Далее. Появились желающие во что бы то ни стало помочь страдающим от похмельного синдрома. Вспомните телевизионную рекламу о незаменимых помощниках, моментально превращающих мятые рожи в приличные лица. И верят, и выстраиваются в очередь к аптечному киоску за порцией целительного зелья от жуткого похмелья. Есть спрос — нате вам! И это тоже деньги. В чей-то конкретный карман от всего пьющего народа.

И еще. Есть болезнь — сыщутся и лекари. Та же реклама предлагает добрый десяток препаратов и методов, которые, если верить, и могут, и способны, и гарантируют избавить от пагубной привычки. Все это стоит денег, и немалых. Расчет правильный: для благого дела — спасти человека от верной гибели близкие пойдут на любые траты. И это опять-таки деньги на счета предприимчивых спасателей нации.

Что касается рекламы, то в проекте закона ей посвящена отдельная статья. Вместо того чтобы пропагандировать здоровый образ жизни, наши рекламодатели из кожи лезут, чтобы приобщить нас к процессу обратному. Традиционно спонсорами трансляций спортивных и развлекательных передач выступают торговые марки производителей алкогольной продукции, призывая единым фронтом «За Nemiroff во всем мире». А чего стоит реклама водки «Біленька»? Воркующим, почти интимным голосом нам внушают, что исключительно с водочкой — «перемога за нами, рідненькі...» Стало быть, успехи на футбольном поле или боксерском ринге без «5 капель» вообще были бы невозможными. Это еще что! Если верить рекламе, то терапевтические и лечебные свойства алкоголя превосходят все фармакологические формы. Как не вспомнить шутку, что лекарства лучше водки не бывает? И получается, что не пьем, а лечимся. Не чайными ложками — чайными стаканами. Да только методы лечения избрали не те. Вогнали болезнь до самых что ни на есть корней. Дожили до времени, когда приходится кодировать восемнадцатилетних ребят, которым и водку не разрешается отпускать в магазинах. Но ведь отпускают. Опять-таки, чтобы не потерять десятку-другую. Объясняют предельно просто: все равно достанут. В другом месте. А то, чего доброго, суррогатом отравятся. Одним словом, заботятся о подрастающем поколении. А с другой стороны, точно знают, какого качества водку предлагают производители. К слову, уровень смертности от случайного отравления алкоголем на два порядка превышает соответствующий показатель в США. Основная причина — употребление низкосортных спиртных напитков и алкогольных суррогатов. Продажа чуть ли не технического спирта под маркой водки становится, увы, привычным явлением. И что-то не припомню хотя бы об одном громком процессе над предприимчивыми делками. У фальсификаторов всегда найдется не только оправдание, а и сертификат, и соответствующая голограмма, и марка акцизного сбора. Все это без труда можно купить у других, не менее предприимчивых.

Так что принять закон, а потом еще и придерживаться основных его принципов, будет непросто. Противостояние уже наблюдается. Противники документа ссылаются на попытку выдающегося трезвенника Михаила Горбачева одним махом покончить с пьянством. Мол, с народом, привыкшим пить, и пить не в меру, никакими запретами и ограничениями справиться нельзя. Да, сухой закон нам не светит. Не тот у нас менталитет. Мы приучены пить до дна. Чтоб не оставлять на слезы. Принятая на грудь горячительная влага в слезы и не превращается. Отливается в другом месте. И мужики с синими носами и мокрыми штанами (прощу прощения!) тоже становятся неотъемлемым атрибутом нашего бытия. У нации, где мужики перестают быть мужиками, будущее весьма печально. У нации, где женщины привыкают похмеляться поутру, его может вообще не быть.

Те, кто ратует принять закон незамедлительно, предлагают ряд мер, в том числе и приоритетных. Среди которых, на мой взгляд, самая важная — обеспечение права каждого на объективную информацию и о самом алкоголе, и об алкогольной продукции и негативных последствиях ее потребления, предупреждения или хотя бы минимизации вреда, причиненного алкоголизмом. И второе, не менее важное, на государственном уровне противостоять распространению алкоголизма и пьянства. Предложить серьезную и реальную программу здорового образа жизни. Вы скажете, что это невозможно, что любая пропаганда — это потерянное время и деньги? Не согласен. И знаете, почему? Мне приходится бывать на различных фуршетах после деловых встреч. Так вот, уважающие себя бизнесмены и политики, а таковых у нас немало, пьют исключительно безалкогольные напитки. И даже не аргументируют отказ от рюмки привычной фразой — «Я за рулем». Они выработали для себя такой имидж. В чем-то стараясь быть похожими на своих зарубежных коллег, понимая, что и великие дела, и небольшие сделки должны совершаться абсолютно на трезвую голову.

Многие руководители фирм волевыми решениями запретили устраивать поздравления по поводу и без него своих работников даже во внеурочное время. И никто от этих запретов не пострадал. Хотя, как известно, запретами проблему не решить. Но испробовать все способы формирования общей культуры пития, осознанного выбора здорового и трезвого образа жизни — задача вполне решаема. Наш народ справлялся с проблемами куда более серьезными. Нужно взяться всем миром, но не за «Немиров». И лучше всего не «Мерная», а мера.