Ситуация неуправляемости, хаоса и неразберихи, создавшаяся на украинском фармацевтическом рынке, не могла не вызвать беспокойства широкой общественности и руководства государства. Об этом свидетельствует то, что только в последний период президентом и правительством страны приняты чрезвычайно серьезные регулирующие документы для решения проблем обеспечения населения и учреждений здравоохранения качественными и доступными по ценам лекарственными средствами.
Есть основания утверждать, что состояние с обеспечением лекарствами угрожает национальной безопасности страны, и не случайно в мае минувшего года этот вопрос рассматривался на заседании СНБО, где было принято соответствующее решение, введенное в действие Указом президента Украины №526/2012.
Ключевым вопросом принятых актов является проведение мероприятий по обеспечению надлежащего качества лекарственных средств и их ценовой доступности.
Безусловно, такие меры направлены на улучшение ситуации. Но вопрос в том, будут ли они выполняться?
Трудно не заметить, что почти все законодательные и нормативные акты последнего времени пропитаны духом репрессивности, запрета. Но ведь известно, что только административными усилиями невозможно достичь положительных результатов. Меры, предусмотренные нормативными актами, не учитывают экономической ситуации, существующих писаных и неписаных правил фармацевтического рынка. Некоторые нормативные акты нанесли непоправимый вред организации обеспечения лекарствами. Например, в последние годы трижды менялись нормативы помещений для сельских аптек, и в результате большинство из них закрылись. А разве на пользу населению был издан приказ о запрете экстемпорального изготовления лекарств в аптеках по рецепту врача? Ведь это привело к тому, что, скажем, в таких больших областях, как Харьковская, экстемпоральные лекарственные средства (т.е. изготовляемые в условиях аптеки) готовит только одна аптека.
За годы независимости до необоснованных ни в экономическом, ни в социальном аспектах размеров (в четыре раза) увеличилось количество аптек. В городах они открываются буквально одна возле одной, чтобы продавать, продавать и продавать лекарства, навязывая их населению без назначений врачей, нанося тем самым огромный вред здоровью людей, а возможно и следующим поколениям.
В то же время в Украине еще с советских времен существовали научно обоснованные нормативы размещения аптек. И регуляторы от государства - Министерство здравоохранения, Госслужба лекарственных средств, соответствующие специалисты могли проводить государственную политику, используя эти нормативы при выдаче разрешений, лицензий на открытие новых аптек.
В рамках этой статьи неуместно анализировать качество подготовки законодательных и нормативных актов по проблемам фармации. Наверное, это полезно сделать, но уже отдельной темой.
Меня как специалиста, практика и ученого, как гражданина страны волнует, почему не выполняются уже принятые правительством постановления и решения. Очевидно, существуют объективные и субъективные причины.
В связи с этим хочу представить свое виденье и высказать предложения для решения отдельных острых проблем фармации.
Отмечу, что фармацевтическое сообщество проинформировано о том, что при Кабинете министров создана комиссия, разрабатывающая новую программу развития фармацевтической отрасли. Кстати, главными специалистами там являются люди, приложившие немало усилий, чтобы отечественная фармацевтическая промышленность оказалась в частных руках, они часто дают интервью на ведущих телеканалах. Очевидно, было бы целесообразным привлекать к работе в такой комиссии опытных специалистов, возглавлявших годами аптечную службу страны. Они умели планировать потребность в лекарствах, организовывать их доступность населению в городах и селах. Такие специалисты должны принимать участие в разработке новых программ развития фармации и реформирования фармацевтической системы.
За годы независимости прежняя система была разрушена, а взамен появились частные аптечные сети, созданные лишь для продажи лекарственных препаратов. Промышленное производство лекарств также стало частным.
Как может повлиять на этот процесс государство, не нарушая прав производителей и дистрибьюторов, владельцев аптечных сетей?
Влияние государства на обеспечение доступности качественных и эффективных лекарств невозможно без решения проблемы, имеющей три составляющих: материально-техническую, организационную и кадровую.
Чрезвычайно важным для независимости государства, его безопасности, организации функционирования здравоохранения и ценовой доступности лекарств является создание государственного собственного производства жизненно необходимых лекарственных средств, номенклатура которых должна состоять из не менее 1000 наименований. И тогда появится возможность установления цены на изготовленное лекарство, ибо это будет государственная собственность и независимость от импорта именно по жизненно необходимым препаратам.
По расчетам некоторых специалистов, для создания современного производства лекарств необходимо 250–300 млн долл. сроком на 2–3 года. В свое время, будучи народным депутатом, я обсуждал эту тему с Н.Азаровым (тогда первым вице-премьер-министром). Николай Янович заявил, что для бюджета такая сумма посильна. Как специалист я убежден, что чрезвычайно важно построить в стране современные фармацевтические производства, которые должны находиться в собственности государства.
Важно также во всех областных и районных центрах, городах областного подчинения создать так называемые социальные аптеки с доступными для населения ценами на лекарственные препараты. Например, в городе с миллионным населением достаточно иметь 10 таких аптек. Социальные аптеки нужно создать на базе областных, городских, районных лечебных и других государственных и коммунальных учреждений.
Проблема марлевых повязок китайского производства или тамифлю отпадает автоматически.
Эта новая государственная структура могла бы взять на себя работу по созданию стратегических запасов лекарств на случай стихийного бедствия, эпидемических ситуаций, техногенных катастроф и т.д.
Государство должно контролировать обращение только жизненно необходимых лекарств и госпитальных препаратов первой необходимости.
Особо хочу подчеркнуть важность роли такой новосозданной государственной структуры при проведении тендеров, что обеспечит прозрачность закупок за бюджетные средства. Считаю также, что законодательством должна быть запрещена приватизация этой структуры.
Важно то, что вскоре структура будет самофинансироваться, и за счет прибыли отпадет необходимость в государственном финансировании.
И третья составляющая предложения - кадровое обеспечение.
Почему-то так получилось, что на руководящие должности Государственной службы лекарственных средств были назначены люди, далекие от понимания ее сути и задач. Ни в коем случае не хочу их унизить, они немало сделали для организации службы контроля качества лекарственных препаратов. Но деятельность Государственной службы лекарственных средств - это, прежде всего, обеспечение населения и учреждений здравоохранения качественными и доступными по ценам лекарствами, и без соответствующего опыта сделать это просто невозможно.
Если изложенные предложения будут реализованы, государство сможет контролировать и влиять на ценовую политику на лекарственные средства, возобновит защиту населения от монополистов фармацевтического рынка. Можно с уверенностью утверждать, что цены на лекарства будут снижены не на проценты, а в разы. Однако нужны не декларации, а реальные шаги, конкретное выполнение уже принятых решений и понимание своей ответственности каждым, кто причастен к организации медикаментозного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений.