UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лекарство для аптекарей

Украинский аптечный сектор совсем не похож на европейский: крупные сети в погоне за прибылью забывают об интересах пациентов. Депутаты намерены исправить это на законодательном уровне.

Автор: Артём Святенко

Сложно пройти по улице украинского города и не встретить по пути несколько аптек. В Украине работают более 20 тыс аптечных учреждений, и это – один из самых высоких показателей в Европе. К примеру, в Германии аптек приблизительно столько же, хотя в этой стране живет вдвое больше людей.

При этом качественным сервисом могут похвалиться далеко не все розничные точки Украины. Из-за слабого регулирования аптечной отрасли вход на рынок достаточно прост. Вместе с тем аптеки – это прибыльный бизнес. Поэтому фармацевтический сектор привлекает предпринимателей, которые видят в аптеке хороший способ заработать, но не готовы исполнять социальную функцию.

Бизнес не для всех

В европейских странах давно поняли, что лучше качество, чем количество. И приняли соответствующие меры. К примеру, в Австрии открыть аптеку могут только квалифицированные фармацевты с пятилетним опытом работы в аптечной сфере. Аналогичные требования выдвигают и другие европейские страны: Венгрия, Франция, Италия, Испания, Германия, Латвия, Литва, Люксембург и Словения.

В Финляндии и Дании правительство публикует свободные лицензии, на которые фармацевты могут подавать заявки. Но лицензия, опять-таки, выдается только квалифицированным фармацевтам, да еще и связанным с конкретными географическими зонами.

В Болгарии тоже все строго: владельцем фармацевтической фирмы может быть только магистр фармации с опытом работы не менее двух лет. Даже управляющими дрогеров (магазинов, которые торгуют лечебными препаратами и косметикой) могут быть только лица с медицинским или фармацевтическим образованием.

Почти во всех странах Евросоюза закрыт доступ в аптечный бизнес людям без специального образования и опыта. В Хорватии, Чехии, Мальте, Норвегии и Голландии владеть аптеками разрешается не только фармацевтам, но менеджером торговой точки обязательно должен быть квалифицированный фармацевт с профессиональной практикой не менее пяти лет.

Проще назвать страны, где квалификация владельца аптеки не регулируется законодательством – это Словакия и Румыния. В Украине тоже нет ограничений для владельца аптеки, из-за чего на рынок выходят непрофессиональные игроки. Отсюда и низкое качество предоставляемых услуг.

Мало не покажется

Украина находится на втором месте в Европе по количеству аптек на душу населения. На первом – Греция. В этой стране вплоть до 1997 года не существовало территориальных ограничений на размещение аптек. На одну аптеку приходилось всего 900 человек, и эта цифра подтолкнула правительство к введению географических и демографических требований.

Закон установил, что в городах с населением свыше 200 тыс жителей новая аптека должна размещаться на расстоянии не менее 250 м от уже существующих. Сейчас в Греции на одну аптеку приходится 1,5 тыс жителей. В остальных же странах Евросоюза эта цифра колеблется от 3,5 тыс до 4 тыс.

Сегодня в Украине, как и в Греции 1997 года, тоже отсутствуют ограничения на размещение аптек. На одну аптеку сейчас приходится 2 тыс жителей. Но это – "средняя температура по больнице". С одной стороны, людные улицы крупных городов перенасыщены аптеками, что приводит к недобросовестной конкуренции. С другой стороны, в отдаленных городских кварталах пациенты, в том числе пенсионеры, должны преодолевать длинный путь за лекарствами.

Для решения этой проблемы в европейских странах установлены четкие демографические и территориальные правила размещения аптек.

В Австрии, Эстонии и Хорватии расстояние между аптеками не должно превышать 500 метров с условием, что каждая из существующих соседних аптек, как и раньше, будет иметь возможность обеспечивать не менее 5,5 тыс клиентов. Это стандартное европейское расстояние, которое принимает во внимание интересы маломобильных групп населения.

В Венгрии и Испании в городах с населением более 50 тыс жителей аптеки должны размещаться на расстоянии не менее 250 м друг от друга.

Есть и страны, где вовсе отсутствуют демографические или географические критерии для размещеия аптек. Это Германия, Болгария, Кипр, Ирландия и Чехия. Неравномерную концентрацию аптек в этих странах предотвращают другими способами, например, высокими требованиями к квалификации владельца аптеки.

Четыре на одного

У фармацевтического бизнеса в Европе есть еще одна особенность. Один человек не может владеть большим количеством аптек. К примеру, в Венгрии, Австрии, Эстонии, Франции, Испании, Германии, Финляндии, Болгарии, Португалии одному субъекту разрешается владеть не более чем четырьмя аптеками.

На Кипре фармацевт может иметь только одну аптеку, поэтому аптечные объединения вообще не допускаются. Эти меры предупреждают возникновение монополий, которые устанавливают завышенные цены на медикаменты.

В Украине численность аптек "в одни руки", опять-таки, не регулируется законом. Это привело к созданию крупных аптечных сетей и к недобросовестным сговорам.

Из-за того, что большим количеством аптек управляет один человек, поставщику легче договариваться о продвижении своего препарата. Аптеки рекомендуют покупателям определенное лекарство, которое приносит наибольшую прибыль. По данным участников рынка, за такую скрытую рекламу аптечные сети берут почти 200 млн гривен ежемесячно.

В конечном итоге платят за это обычные украинцы, причем не только деньгами, но и своим здоровьем. Во-первых, украинский пациент переплачивает за "заказной" препарат, который наверняка имеет более дешевый аналог. Во-вторых, прибыльное лекарство может не подходить для лечения его болезни. Наконец, пациент обращается к провизору с надеждой, что тот поможет ему подобрать самые эффективные и доступные лекарства. Вместо этого покупателем манипулируют с целью продать выгодный для аптечной сети препарат.

Как следствие, многие лекарственные средства в Украине дороже, чем в Европе. Снизить цены на них можно только путем ликвидации монополии. Если восстановится честная конкуренция, стоимость препаратов снизится. С исчезновением крупных аптечных сетей пропадет возможность сговора поставщика с продавцом.

Путь в Европу

Аптекари должны находиться на стороне клиентов и предоставлять им качественную фармацевтическую помощь. Но как этого добиться, если аптекой руководит человек без соответствующего образования, цель которого состоит исключительно в зарабатывании денег?

Европейские страны нашли ответ на этот вопрос. Они закрыли некомпетентным людям доступ к рынку, ограничили количество аптек на одного владельца и сбалансировали территориальное размещение аптек. Пока украинский аптечный сектор совсем не похож на европейский – ни по законодательству, ни по качеству предоставляемых услуг.

Но решить эту проблему можно. Более того, такое решение уже существует. Речь идет о законопроекте №8591, который уже внесен в Верховную Раду депутатами из различных фракций. Среди инициаторов документа – Ирина Сысоенко, Ольга Богомолец, Ирина Геращенко, Александра Кужель.

Монополисты уже организовали сопротивление аптечной реформе. Однако шансы у законопроекта высоки: в реформе заинтересованы и правящие фракции, и депутаты-мажоритарщики. Ведь предложенные изменения приведут к удешевлению лекарств, повышению качества аптечных препаратов и лучшей доступности аптек. Скорее всего, принятие законопроекта в Раде состоится уже на этой сессии парламента.