UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛАЗЕР, КОНЬЯК И КОРОЛЕВА

В последние годы Харьков с его высоким мультидисциплинарным научным потенциалом стал одним из главных центров развития фотобиологии и фотомедицины не только в Украине, но и СНГ...

Автор: Валентина Гаташ

В последние годы Харьков с его высоким мультидисциплинарным научным потенциалом стал одним из главных центров развития фотобиологии и фотомедицины не только в Украине, но и СНГ. По инициативе харьковчан регулярно проводятся научные конференции, выпускаются научные сборники. Они активно участвовали в работе первых международных тематических конгрессов в Греции и на Кипре. Логическим продолжением этих усилий явилось открытие в 1997 году при Харьковском национальном университете первого в нашей стране НИИ лазерной биологии и лазерной медицины, который аккумулировал исследования в этой новой области науки. Сейчас здесь начал издаваться международный журнал «Фотобиология и фотомедицина».

НЕОБЫЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА

...Гриппом болеть не хочется. Но я не переношу уколов, значит, прививка, да еще такая дорогая, не годится. А лекарства — сплошная химия. Решено: в конце концов, раз уж пишу на темы науки, то нужно использовать ее последние достижения. И я пошла в НИИ лазерной биологии и лазерной медицины, где разработан необычный метод профилактики гриппа.

Здесь меня удобно усадили, надели на запястье специальный браслет-световод и минуты три поочередно облучали красным лазером вены на обеих руках. Потом посветили веселым лучиком на несколько акупунктурных точек. Процедура оказалась не только безболезненной, но и приятной. Я ощущала легкое тепло, как от лучей весеннего солнышка. Правда, сотрудники института сказали, что не всем так везет. Ощущения индивидуальны, и чаще всего пациенты вообще ничего не чувствуют. Весь курс этой ласковой профилактики длился неделю — по одной процедуре в день — и стоил значительно дешевле прививки.

С тех пор прошло около полумесяца. Эпидемия уже разгулялась вовсю, знакомые поочередно выпадают из сферы общения, отменяются деловые встречи и интервью. Но я ради чистоты эксперимента не чуждаюсь массовых мероприятий и езжу в общественном транспорте с открытым «забралом», то есть без марлевых намордничков. И все нормально! Правда, скорее всего, и риска-то особенного нет. Профилактическое действие лазера еще в прошлом году было с успехом опробовано на курсантах Харьковского военного университета. А сейчас с помощью фототерапии оздоровляют детей в нескольких школах города. Периодические фотосеансы для первоклассников и выпускников проводятся в них «не отходя от парты», в течение всего учебного года. Причем, бесплатно, в рамках комплексной региональной программы «Лазер — здоровье, экономика, экология».

Остальные взрослые и дети тоже могут подготовить свою иммунную систему к встрече с гриппом или ОРЗ в Центре лазерной терапии. Чего здесь только нет! Лазерные массажеры, ингаляторы, подстаканники, лазеры для домашнего пользования и для семейного врача, даже лазерные души. В эти пасмурные времена нам всем так не хватает чистого света... Может быть, веселый лазерный луч и дает нам ту самую солнечную подпитку? Может быть, это своего рода энергетическая биодобавка? Или фотонный витамин?

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ — ЗА ФОТОТЕРАПИЮ

Собственно говоря, лечение светом — вещь далеко не новая. Еще в 1903 году датский физиолог Нильс Фризер получил за это Нобелевскую премию. Тогда премия присуждалась всего третий раз и не успела стать объектом политической и экономической конъюнктуры. Достижения науки оценивались по «гамбургскому» счету. Достаточно сказать, что вместе с Фризером лауреатами стали ныне известные каждому школьнику, а тогда еще молодые ученые А. Беккерель, С. Аррениус, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри.

Энергичный и увлеченный датчанин практиковал всего четырнадцать лет, но успел очень много. Он начал с применения естественных солнечных лучей. Затем сконструировал специальную дуговую лампу. Основал институт, где впервые в медицине применил индустриально-конвейерный метод лечения. Это дало возможность вылечить от туберкулеза и других недугов тысячи отчаявшихся людей. Его аппараты были закуплены Россией, Финляндией, Англией, Америкой, Германией, Францией, Египтом... Харьковские газеты этого времени заполнены рекламой самых разных лечебных учреждений, которые пользовали больных фризеровскими лампами «Искусственное горное солнце».

Нильс Фризен не сомневался, что светолечение займет важное место в медицине, что «... в настоящее время оно далеко от своего кульминационного пункта». Он намеревался продолжить исследования, но ушел из жизни неожиданно рано, всего через год после присуждения премии. И спустя сравнительно короткий срок возбужденный им фототерапевтический бум утих. Наверное, в науке личность играет не меньшую роль, чем в истории. Во всяком случае, реванш надолго взяла фармакология, оттеснив свет на положение вспомогательного средства.

Но в тридцатые годы изучение действия как естественных, так и искусственных источников света было вновь включено в научную тематику научных учреждений разных стран, в том числе Украины. Уже в период финской кампании харьковские физиотерапевты успешно лечили светом обморожения, а во время Великой Отечественной войны — еще и огнестрельные ранения. Исследовались также возможности светопрофилактики ОРЗ рабочих промышленных предприятий. Кстати, эти работы и послужили основой для внедрения лазерной профилактики гриппа. А в шестидесятые годы в Харькове была начата большая программа исследований, посвященная ультрафиолетовому облучению крови при лечении инфаркта миокарда и атеросклероза. Этот метод инициировал появление внутривенного облучения крови лазером.

Собственно, лазерное излучение начало использоваться в медицинской практике всего лет пятнадцать тому назад. Как водится, поначалу эти работы были закрытой тематикой, поэтому обмен опытом шел со страшным «скрипом». Но потом лазерные установки появились сразу в нескольких больницах Харькова, и началось формирование самостоятельных клинических направлений. В 1980 году было выдано первое свидетельство об изобретении на методику лечения лазером. Известный киевский ученый Николай Гамалея, с которым харьковчане тесно сотрудничают и поныне, начал проводить систематические научные исследования лечебных возможностей солнечных и лазерных лучей.

И процесс как говорится, пошел...

НАСТУПИЛ МОМЕНТ ИСТИНЫ?

А теперь небольшое отступление в область науковедения.

Как известно, формирование нового научного направления начинается с единичных публикаций, которые носят чисто поисковый характер. Если это направление оказывается стратегически неперспективным или тактически несвоевременным, то на этом этапе все и заканчивается. Тема либо погибает либо консервируется на неопределенный срок, так сказать, до лучших времен.

Если же направление актуально, и есть условия для его развития, первые публикации играют роль спускового механизма. Начинается выброс фактического материала, который до поры до времени тихо накапливался в научных «закромах». Постепенно выделяются основные векторы поиска. Поток информации приобретает все более структурированный вид. Направление может стать «модным». Этот феномен присущ науке как и любому социальному явлению. В исследования вовлекаются случайные люди, которые плохо представляют себе сущность проблемы, но ожидают быстрого успеха, а также представители паранауки. Энтузиазм таких «исследователей», как известно, способен если и не погубить, то дискредитировать вполне здравую идею.

Тем не менее у нового направления открывается путь для устойчивого прогрессивного развития. Начинается процесс отделения «зерен» от «плевел». Но если теория не поспевает за практикой, стремительный прилив может смениться бурным отливом, а мода на энтузиазм — модой на скепсис. Даже перспективное научное направление может завязнуть в «долгострое» с очень неясной перспективой.

Приближается время информационного бума и для лазерной терапии. А там недалеко и до моды, и до «панацейного» ореола. Уже сейчас специалистов настораживает появление работ, основанных на небольшом фактическом материале, не подкрепленном адекватным контролем и корректной статистикой. С другой стороны, проявляются и первые признаки скепсиса. Так, профессор Днепропетровской медицинской академии Валерия Лехан, занимающаяся проблемами повышения качества медицинской помощи, низкоинтенсивную лазерную терапию поставила в ряд неэффективных клинических услуг, которые следовало бы изъять из наших лечебных учреждений. («Зеркало недели», № 49, 1999 г.)

Где же истина? Конечно, этот вопрос решается не на газетных страницах. Судьба нового старого метода светолечением решится самой жизнью. И не в последнюю очередь тем обстоятельством, будет ли раскрыт механизм его воздействия. Пока, по признанию даже самых больших энтузиастов, практика использования лазера в биологии явно преобладает над теорией.

В качестве иллюстрации один любопытный пример. Харьковчане как-то попробовали облучить лазерным светом коньяк весьма среднего качества. После этого дегустаторы, не подозревавшие о подвохе, присудили напитку высший бал качества. Что произошло с коньяком? Как говорится, науке не известно.

ЧТО КАСАЕТСЯ ПРАКТИКИ

Ни для кого не секрет, что медикаментозная терапия нынче все чаще дает неустойчивый клинический эффект или не дает его вовсе. Растет число лекарственных и иммунологических осложнений. И медики, и больные обращают свои взоры к альтернативным методам воздействия, среди них и к лазеру.

Играет роль и тот факт, что сама идеология светолечения выглядит очень и очень привлекательно. Действительно, электромагнитное излучение оптического диапазона является неотъемлемым и естественным компонентом среды обитания человека и вообще всего живого на Земле. Другими словами, без Солнца мы просто не можем жить. Но природная солнечная стихия отличается необузданностью, непостоянством и непредсказуемостью. Лазер же — это сконструированный человеком дисциплинированный родственник нашего светила. Его луч состоит из фотонов одинаковой частоты. Нечто вроде колонны из совершенно одинаковых, будто клонированных солдатиков, которые шагают строго в заданном направлении и беспрекословно подчиняются всем командам.

Медиков и привлекает, если так можно выразиться, цивилизованность нового вида лечения. Низкоинтенсивное лазерное излучение (сейчас речь только о нем) можно дозировать. Менять его параметры в соответствии с биоритмами организма. Оно не причиняет пациенту боли и не вызывает аллергии. Оно бесконтактно, стерильно, дает возможность непосредственно наблюдать за ходом лечения. Причем разработаны разные способы воздействовать на организм. Врач может посветить лазерным лучом только на вены, а может — на биологически активные зоны или непосредственно пораженные участки. Практикуется и лазерная акупунктура, и внутрисосудистое облучение крови, и сочетание излучения с другими видами терапии.

Судя по публикациям специалистов Украины и России, лазерная методика активно используется сейчас при лечении самых различных сердечно-сосудистых, дегенеративно- дистрофических, гнойно-септических и неврологических заболеваний, а также для реабилитации больных, в профилактике и диагностике.

А ВОТ ЧТО КАСАЕТСЯ ТЕОРИИ...

Богатейший клинический опыт, где наряду с яркими достижениями есть и полууспехи и явные неудачи, нужно осмыслить. Как замечает сам «патриарх» лазеротерапии Николай Гамалея, складывается парадоксальная ситуация, когда клиническое использование лазера намного опережает экспериментальное обоснование. Не совсем ясен сам механизм его действия.

Возьмем, к примеру, профилактику гриппа. В случае с обычной вакцинацией схема известна. Предъявляя организму образ «врага», мы как бы побуждаем его приготовиться к нашествию именно этого, показанного в лицо, вируса. Как известно, прививка против гриппа А не в состоянии защитить нас от гриппа В. С лазером иначе. Я просто нежилась под красным лучиком, а в это время мои клетки насыщались энергией, кровь живее циркулировала по организму и улучшался обмен веществ. То есть лазер помог повысить иммунитет в целом, отрегулировать его функции для отражения любого врага. Не обязательно гриппа. В этом и состоит сущность лечебного и профилактического эффекта нового метода.

Кстати, известны случаи, когда человека лечили лазером от одной напасти, а попутно избавляли и от другой. К примеру, пациент прошел курс по поводу язвы и обнаружил, что у него вдобавок пропала тяга к курению.

Ученые считают, что эти парадоксы объясняются тем, что биологические процессы стимулируются на трех разных уровнях. Сначала повышается тонус клеток, потом тканей и в конце концов всего организма. Из-за этого медицинские эффекты лазерного воздействия многочисленны и разнообразны. Напоминает круги на воде — вы бросили камешек в какую-нибудь корягу на середине пруда, а образовавшиеся волны докатились до самых берегов, заколыхав по пути упавшие в воду листья. Но как идет этот процесс в живом организме? Загадка...

Неизвестно и чем именно воспринимается свет. Скорее всего, — осторожно говорят ученые, — поток фотонов через некие кожные рецепторы включает какие-то механизмы, которые меняют биофизические характеристики организма. Но существуют ли вообще эти специальные фоторецепторы, подобные тем, которые воспринимают холод, тепло или давление? Пока их никто не смог обнаружить. И вообще, только ли свет может оказывать такое действие? Или наш организм способен точно так же прореагировать на другие факторы? Например, на электромагнитные волны иного диапазона или русскую баню. Ответы на эти вопросы имели бы огромное значение не только для науки, но и для практики. А может быть, заслужили и Нобелевскую премию!

И, НАКОНЕЦ, О КОРОЛЕВЕ

Вот для того, чтобы попытаться ответить на эти и многие другие вопросы, и был создан НИИ лазерной биологии и лазерной медицины. Харьковчанам удалось связать в один узел все аспекты: научные исследования, лечение, производство техники и обучение специалистов.

Естественно, до решения чисто научных проблем основателю, вдохновителю и директору НИИ, кандидату физико-математических наук Анатолию Коробову пришлось решать немало чисто практических задач. И прежде всего, как сделать, чтобы в наших сегодняшних условиях новое научное учреждение работало эффективно? В результате была создана целая структура. В нее входит сам институт как государственное учреждение, финансируемое областной администрацией и Министерством образования и науки, коммерческий Центр лазерной терапии, совместное украинско- российское предприятие для производства установок и международная ассоциация «Лазер и здоровье».

— Поскольку своей лабораторной и клинической базы у нас нет, — говорит Анатолий Коробов, — мы выбрали метод взаимовыгодных договорных работ с профильными институтами Харькова, Киева и других городов Украины. Наш НИИ предлагает тематику, ставит научные задачи, оплачивает расходный материал и зарплату сотрудникам, снабжает их лазерными установками. Все остальное, включая лабораторную часть, берут на себя медики и биологи этих учреждений. Штатных сотрудников у нас меньше ста человек. Зато примерно половина — известные ученые, доктора наук и академики, а остальные — талантливая молодежь, лучшие выпускники харьковских вузов.

Что касается эффективности и экономической целесообразности применения лазерной терапии, то еще два года назад они подверглись проверке на примере различных отделений областной клинической больницы. Выяснилось, что применение лазера сокращает сроки лечения в среднем в два раза, что хорошо согласуется с аналогичными данными в клиниках России. В результате Харьков принял семилетнюю комплексную региональную программу «Лазер — здоровье, экономика, экология», которую возглавил первый заместитель главы облгосадминистрации Василий Потапов. Она включает все аспекты — от разработки новой техники до подготовки специалистов.

А теперь, наконец, о королеве. В работе последнего международного лазерного конгресса участвовал и семейный врач королевы Англии. Как оказалось, лазер активно используется в семье Ее Величества и для лечения, и для профилактики. Так-то...