«Не волнуйтесь, через пару недель я буду в форме», — бодрился коллега перед предстоящей операцией. Однако и через месяц на работу он не вышел. В редакции забеспокоились: что случилось? Операция прошла успешно, проводил ее известный хирург, серьезных проблем со здоровьем у нашего сотрудника вроде бы не было… Они возникли после того, как, казалось бы, тревоги, связанные с оперативным вмешательством, остались позади. Неожиданно резко ухудшилось самочувствие. Причиной послужила опасная инфекция, которой он заразился в столичной клинике. Его чудом спасли…
Случаи заражения так называемыми внутрибольничными (нозокомиальными, или госпитальными) инфекциями, к сожалению, далеко не единичны и нередко приводят к трагическим последствиям. Несколько лет назад Киев буквально всколыхнула вспышка внутрибольничной инфекции (ВБИ) в отделении новорожденных 22-й городской клинической больницы, когда сальмонеллезом заболели все 28 новорожденных. 25 из них умерли. Трудно представить глубину отчаяния матери, родившей здорового ребенка и получившей из рук врачей крохотное безжизненное тельце. Одной из таких убитых горем матерей была 40-летняя женщина, которая многие годы лечилась от бесплодия, а затем выносила и родила двойню — и потеряла обоих детей. Несмотря на громкую огласку и взрыв общественного негодования, дело постарались «замять», ограничившись увольнением медперсонала.
Проблема внутрибольничных инфекций длительное время считалась у нас как бы не существующей. Даже для медиков эта тема являлась закрытой. Случаи ВБИ в лечебных учреждениях всячески скрывали, регистрация нозокомиальных инфекций почти не велась. В основном фиксировались вспышки заболеваний, которые скрыть было невозможно. В бывшем Советском Союзе впервые официально признали наличие проблемы только в 1982 году — во время вспышки ВБИ в роддоме в Снежном (Донецкая обл.), Тогда заболели 100 детей, из них 13 умерли. Осознание опасности инфицирования вирусом иммунодефицита человека — как медиками, так и обществом в целом — пришло после ряда случаев заражения пациентов ВИЧ вследствие медицинских манипуляций. Страшная трагедия разыгралась несколько лет назад в г. Элиста, когда по вине медиков были ВИЧ-инфицированы 265 пациентов, большинство из которых — дети. И хотя возникающие время от времени вспышки ВБИ, по мнению специалистов, — только пик большой пирамиды, реальные ее масштабы до сих пор остаются terra incognita. Более того, в Украине вообще отсутствует однозначное определение понятия внутрибольничных инфекций.
По определению Европейского бюро ВОЗ, госпитальная инфекция — это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, которое поражает больного в результате его госпитализации либо посещения лечебного учреждения, а также персонал больницы в силу осуществляемой им деятельности.
В медицинской среде родилось образное определение ВБИ — это удар в спину вылеченному больному.
Насчитывается около 100 нозологических форм ВБИ, возбудителями которых являются более 80 видов микроорганизмов. Спектр возбудителей в каждом стационаре может быть разный и зависит от его профиля, политики применения антибиотиков и т. д. По данным ВОЗ, летальность больных из ВБИ в 10 раз превышает соответствующий показатель у пациентов без инфекции.
В последнее время проблема госпитальных инфекций приобретает все большую остроту во всем мире. Более того, в силу роста антибиотикоустойчивости микроорганизмов, появления новых, агрессивных штаммов, бороться с которыми становится все труднее, во многих странах эта проблема рассматривается сквозь призму национальной безопасности.
Ситуации, сложившейся с ВБИ в нашей стране, была посвящена совместная расширенная коллегия Министерства здравоохранения и Государственной санитарно-эпидемиологической службы. Нельзя не заметить, что эта проблема при всей ее остроте и значимости обсуждалась на таком уровне впервые.
По мнению заместителя министра здравоохранения В. Белого, «в работе по профилактике внутрибольничных инфекций в лечебно-профилактических учреждениях Украины имеются серьезные недостатки». Согласно статистике, у нас на 1000 пациентов приходится всего два случая заболевания ВБИ, в то время как, например, в Швеции — 117, в Чехии — 163, в Испании — 100. Столь низкий показатель по Украине свидетельствует, скорее всего, о том, что система выявления и регистрации ВБИ у нас далека от совершенства.
Сегодня в Украине регистрируется всего три-четыре тысячи случаев внутрибольничных инфекций в год (из них 50 % — послеоперационные осложнения, 40 % — гнойно-септические инфекции новорожденных и рожениц, 10 % — острые кишечные инфекции и инфекции мочевыводящих путей). По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень распространения ВБИ составляет в среднем 8 — 9% пациентов от числа госпитализированных. Исходя из этого показателя, полагают специалисты, реально заболеваемость ВБИ у нас может быть как минимум на порядок выше.
Ни для кого не секрет, что сегодня многие боятся ложиться в стационар из-за потенциальной опасности «подхватить» инфекцию. Внутрибольничная пневмония, сепсис, перитонит и ряд других инфекций нередко приводят к летальному исходу. Участились случаи заражения гепатитами при элементарных манипуляциях. Опасность инфицирования существует при гемотрансфузиях, пункциях и других лечебных и диагностических процедурах. Эндоскопические методы обследования также не исключают заражения, в частности хеликобактерной инфекцией.
Считается, что рост заболеваемости нозокомиальными инфекциями обусловлен комплексом факторов: наличием больших больничных комплексов, где на ограниченных площадях концентрируется большое количество ослабленных пациентов; увеличением количества инвазивных диагностических и лечебных процедур, связанных с нарушением целостности кожи и слизистых оболочек; использованием сложного медицинского оборудования, стерилизация которого связана с определенными трудностями; применением препаратов, имеющих иммунодепрессивные свойства, искусственное подавление иммунитета (при пересадке органов и тканей); формированием госпитальных штаммов микроорганизмов, устойчивых к лекарственным препаратам и дезинфектантам; снижением неспецифических защитных сил организма.
Наряду с этим причиной возникновения госпитальных инфекций зачастую является нарушение санитарно-эпидемиологического режима в лечебных учреждениях.
— Преимущественно внутрибольничные инфекции — это плата за халатность и безответственность на уровне лечебных учреждений. И за недальновидность при определении приоритетов в государственной стратегии организации охраны здоровья, — считает главный санитарный врач Украины Ольга Лапушенко. — Во всем мире сегодня наблюдается повышенное внимание к ВБИ. Потому что это не только серьезная медицинская, но и экономическая проблема. По подсчетам зарубежных экспертов, экономические убытки от ВБИ исчисляются сотнями тысяч и миллионами долларов. Лечение одного пациента с госпитальной инфекцией в США составляет почти 30 тыс. долларов. Какие потери вследствие ВБИ несет наша страна, можно только предполагать.
В прошлом году в нашей стране зарегистрировано около 3000 случаев ВБИ, что на 500 меньше, чем в 2002 г. (Для сравнения: в России ежегодно выявляется 50 — 60 тыс. случаев.) При этом оказывается, что наибольшее количество ВБИ возникает не там, где имеются для этого необходимые предпосылки, а в регионах с налаженной системой регистрации. В некоторых областях регистрируются лишь единичные случаи заболевания ВБИ, а в г. Севастополе, судя по отчетности, таковых вообще не установлено. Это дает повод усомниться в существующей системе учета и регистрации ВБИ.
Вместе с тем санэпидслужба продолжает выявлять грубые нарушения противоэпидемического режима в лечебно-профилактических учреждениях.
Так, по результатам недавних проверок 1741 лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) в стране не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Из них 1187 находятся в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, более 500 требуют срочного капитального ремонта, 50 находятся в аварийных зданиях, вообще не подлежащих ремонту.
Централизованным водоснабжением обеспечены только около 30%, централизованной канализацией — лишь 21 % ЛПУ. Горячее водоснабжение имеется у 59,5% ЛПУ Украины (из них централизованное — у 31,4 %).
В продолжение многих лет не решается вопрос очищения и обезвреживания сточных вод лечебных учреждений, в частности инфекционных. Более 15 % больниц сбрасывают свои инфекционные стоки в выгребные ямы, а, например, в Житомирской области — 52 % лечебниц, Винницкой — 43,6 %, Черниговской — 37,5 %.
Вызывает обеспокоенность санэпидслужбы также состояние больничных пищеблоков: работу 96 из них пришлось временно приостановить за нарушение санитарно-эпидемического режима.
Дезинфекционное и стерилизационное оборудование ЛПУ преимущественно изношено и требует замены. В лечебных учреждениях не хватает дезсредств, к тому же их ассортимент очень узкий. Отсюда проблема резистентности (устойчивости) микроорганизмов к дезинфектантам. Лабораторные исследования по изучению резистентности госпитальной микрофлоры к конкретным препаратам проводятся лишь в нескольких областях страны.
Учитывая весьма неутешительное положение дел, а также неблагоприятный прогноз в отношении увеличения ВБИ, на коллегии принято решение, которым предусмотрен комплекс мер по борьбе с угрозой распространения инфекций среди больных и персонала лечебных учреждений. Речь идет в первую очередь о профилактике ВБИ. До сих пор у нас преобладала тактика «тушения пожара», сейчас же вопрос поставлен таким образом, чтобы не допускать появления «огня». Предусмотрено создание системы мониторинга за ВБИ и организация надлежащего эпидемического надзора за этими инфекциями. Остро стоит вопрос создания нормативной базы по вопросам профилактики внутрибольничных инфекций.
На коллегии также подчеркивалось, что одним из самых доступных противоэпидемических мероприятий является обработка и мытье рук. Как ни удивительно, медики нередко пренебрегают этим простым гигиеническим требованием. В то же время мировым опытом доказано, что никакие дезсредства не смогут стать надежным барьером на пути распространения инфекций в лечебных учреждениях, если медперсонал нарушает элементарные нормы личной гигиены.
Недавно в одном из роддомов Российской Федерации было проведено анонимное анкетирование, где один из вопросов касался мытья рук. Оказалось, что отношение к этой гигиенической процедуре у медперсонала весьма специфическое. Так, 50% врачей и 25% медперсонала убеждены, что использование медицинских перчаток может заменить мытье рук. Другие считают, что мыть руки не обязательно, если ребенок принимает антибиотики. Среди причин, из-за которых медики не всегда соблюдают это требование гигиены, названы: мытье рук занимает много времени, нет мыла, не хватает полотенец, а некоторые даже считают, что достаточно одного мытья рук в течение рабочего дня.
Возможно, проведи подобный опрос у нас, результат мог быть аналогичным. Часто ли вы наблюдали, чтобы медсестра или врач обрабатывали руки после каждого контакта с пациентом? Вспомните вызовы на дом участкового терапевта или педиатра — всегда ли врач, переступив порог и поинтересовавшись состоянием больного, первым делом направлялся мыть руки? Не приходилось ли вам косвенно напоминать ему об элементарном правиле гигиены, предлагая чистое полотенце?
Решение проблемы внутрибольничных инфекций — в наших руках. В прямом и переносном смысле.